Большие лапти для "Шермана"

1,3k full reads
3k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 45% of the total page views
3 minutes — average reading time

Шпоры-уширители для гусениц Medium Tank M4, которые получились, но слишком поздно

Необходимость специального оборудования для танков, повышающие их проходимость, выявилась еще в самом начале их применения. Решение было простым и логичным - специальные насадки на траки, так называемые уширители. Впервые их применили на английских "ромбах", правда, действовали они скорее не как уширители, а в качестве дополнительных грунтозацепов. Далее работы над уширителями затихли, по большому счету, этими разработками нигде, кроме как в Советским Союзе, долгое время не занимались. В 30-е годы было создано немалое количество различных уширителей, впрочем, у всех моделей имелась одна существенная проблема. Называлась она "долговечность". Крепление уширителей довольно быстро выходили из строя, после чего они гнулись или просто отламывались. В связи с происходящим до крупной серии дело не дошло. Причины неудач с уширителями лежали на поверхности. Если на основной трак сверху опирались опорные катки, то на уширитель нагрузка шла только снизу, а потому и происходили деформации. Наилучшие результаты, среди советских уширителей, показали те модели, у которых имелись еще и дополнительные опорные катки.

37-дюймовые шпоры-уширители для Medium Tank M4. Поначалу они дали неоднозначные результаты, но позже пригодились.
37-дюймовые шпоры-уширители для Medium Tank M4. Поначалу они дали неоднозначные результаты, но позже пригодились.
37-дюймовые шпоры-уширители для Medium Tank M4. Поначалу они дали неоднозначные результаты, но позже пригодились.

В ходе войны вопрос уширителей траков снова оказался поднят зимой 1941-42 годов. Прежде всего, это касалось советских легких танков, а также немецких средних танков. И если у советских танков серийные уширители так и не появились, то к концу 1942 года немцы запустили в серию траки Winterketten. Собственно говоря, особо им деваться было некуда, поскольку при удельном давлении 1 кг/см2 проходимость по снегу была неважной, да и по грязи ситуация выглядела не сильно лучше. По этим тракам информации в принципе немного, обычно указывается сам факт их существования. А в реальности их прочность была не особо высокой, что наглядно подтверждают и фронтовые фотографии, и те образцы, что дожили до наших дней. Чудес не бывает, так что проблемы, с которыми столкнулись советские инженеры до войны, были у немцев теми же самыми. Посему позже появились Ostketten, то же самое, но уширитель поменьше. Вот эта модель была более живучей.

37-дюймовые шпоры-уширители, надетые на траки T51.
37-дюймовые шпоры-уширители, надетые на траки T51.
37-дюймовые шпоры-уширители, надетые на траки T51.

На всём этом фоне как-то затерялись те, кто наиболее удачно решил вопрос со снижением удельного давления на грунт. Совершенно внезапно это американцы, которых обычно и не упоминают. И зря, с точки зрения различных модернизаций ходовой части в целом, и траков в частности, они провели наиболее глубокий объем работ. В результате с 1944 года появились серийные уширители, которые ставились на стандартные траки. Это означало, что не требовались специальные траки, слева и справа ставились соединители-гребни 7055614, и всё. Такой уширитель позволил весьма существенно снизить удельное давление на грунт, причем его можно было ставить и на траки для подвески VVSS, и для подвески HVSS. Данный факт как-то не особо афишируется, хотя по уровню исполнения и значимости на этом фоне немецкие винтеркеттены являются весьма дешевой поделкой.

Пригодились эти уширители на версии E9, у которой была расширена ходовая часть.
Пригодились эти уширители на версии E9, у которой была расширена ходовая часть.
Пригодились эти уширители на версии E9, у которой была расширена ходовая часть.

Впрочем, смысл есть поговорить о совсем другой разработке. Ее история началась в апреле 1944 года, когда Департамент Вооружений инициировал разработку специальных уширителей траков, более крупных, нежели тем модели, которые позже превратились в соединители-гребни 7055614. Они требовались для наиболее сложных участков местности, причем это касалось не только снега. Похожие конструкции требовались и на том ТВД, где ни про какой снег никогда и не слышали. Подобные уширители одинаково работали и по снегу, и по грязи, тем более в апреле 1944 года еще про Арденны и не думали. А вот опыт боев на Тихом океане имелся, так что интерес к уширителям был совсем не праздный.

Один из вариантов 32,5-дюймовых шпор-уширителей.
Один из вариантов 32,5-дюймовых шпор-уширителей.
Один из вариантов 32,5-дюймовых шпор-уширителей.

Первая конструкция уширителей подразумевала использование деталей общей шириной 37 дюймов (939,8 мм). данный вариант поначалу оказался неудачным, поэтому появилась несколько иная версия - шириной 32,5 дюйма (825,5 мм). Внешне эти две конструкции были очень похожи. Представляли они собой достаточно ажурные пластины с ребрами усиления, к которым, с внешней стороны крепилась подушка, которая и снижала удельное давление на грунт. Образно говоря, основа уширителя одновременно работала как шпора, по сути таковой и являясь. В этом было существенное отличие от аналогичных конструкций других стран. Такой уширитель одновременно снижал давление и повышал сцепление с грунтом. То есть американские инженеры убивали двух зайцев. Еще одним несомненным преимуществом было то, что крепились такие шпоры-уширители при помощи соединителей-гребней. Самое же главное, что они могли использоваться на стандартных траках.

Как показали испытания, данная конструкция вполне работала.
Как показали испытания, данная конструкция вполне работала.
Как показали испытания, данная конструкция вполне работала.

Практические результаты по американским шпорам-уширителям были получены к концу 1944 года. После первой неудачи с 37-дюймовыми уширителями появилась вторая модель. Разница между ними была в том, что у 32,5-дюймовых уширителей убрали внутренний выступ. Таким образом, при их надевании не возникало неудобства с точки зрения работы ходовой части. В ходе испытаний выяснилось, что эти уширители, по удобству маневрирования на сложных грунтах, нисколько не уступают танкам, оснащенных обычными траками. При этом, в ходе испытаний, было опробовано 7 вариантов 32,5-дюймовых уширителей, из них наиболее удачным оказался вариант №5. Испытания данных траков продолжались до марта 1945 года, за это время один комплект успешно преодолел 1600 км дистанции. На скоростях выше 11 км/ч машину начинало трясти, но в условиях бездорожья это не столь важно.

Вариант 32,5-дюймового уширителя, который приняли в серию.
Вариант 32,5-дюймового уширителя, который приняли в серию.
Вариант 32,5-дюймового уширителя, который приняли в серию.

Самое интересное, что и от 37-дюймовых шпор-уширителей тоже не отказались. Дело в том, что существовал способ избавиться от проблемы с внутренними секциями. Для этого делались специальные уширители для подвески VVSS, именовался такой вариант M4(AX)E9. Это была вполне заводская модернизация, в ходе нее специально расширяли ходовую часть, дабы ставить соединители-гребни 7055614 и снижать удельное давление на грунт. В результате на ходовую E9 вполне вставали и 37-дюймовые шпоры. Таким образом, утвердили и 37-дюймовый вариант - для модернизированной ходовой части.

После ресурсных испытаний. Судя по тому, как гоняли по полигону, вполне достойный результат.
После ресурсных испытаний. Судя по тому, как гоняли по полигону, вполне достойный результат.
После ресурсных испытаний. Судя по тому, как гоняли по полигону, вполне достойный результат.

Но и это не всё. Используя, в качестве базы, 32,5-дюймовый вариант, была разработана еще одна, 39-дюймовая (990,6 мм) версия. Она предназначалась для установки на 23-дюймовые (584 мм) траки, которые применялись в случае с подвеской HVSS. Это позволило снизить удельное давление на грунт до 0,49 кг/см2. Работали эти шпоры-уширители примерно так же, как и другие варианты. Таким образом, американские военные получили целое семейство уширителей, которые вполне работали.

39-дюймовые уширители для ходовой части HVSS.
39-дюймовые уширители для ходовой части HVSS.
39-дюймовые уширители для ходовой части HVSS.

Во всей этой истории есть одна маленькая деталь. Дело в том, что есть такая поговорка - "хороша ложка к обеду". И если соединители-гребни 7055614 вполне повоевали и позже долго использовались, то шпоры-уширители на войну опоздали. В феврале 1945 года последовал заказ на выпуск 1000 комплектов таких уширителей, но окончание войны перечеркнуло эти планы. В общем, получилось хорошо, но поздно.

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

Другие статьи по изобретениям и рацпредложениям:

Самоходный миномет на базе представительского автомобиля ЗИС-101 разработки ЛОНИТОМАШ

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

Бронированная кабина для танкового эвакуатора "Ворошиловец"

Проект самоходной мины «Электротанк» от инженера-электрика Богун-Добровольского

Шагающая огневая точка из Магнитогорска

Установка дымовой шашки на ТИЗ АМ-600

ИЖ-72 и другие разработки командира 72-го ОПАБ Г.В. Водопьянова

Проект 136-тонного американского сверхтяжелого танка

Из истории создания БТР-40

Использование лыж для перевозки артиллерии, включая 203-мм гаубицы особой мощности Б-4

Самоходная артиллерийская установка СУ-С2 на базе шасси трактора Сталинец С-2

Проект 50-тонного скоростного танка, предложенный в январе 1942 года младшим лейтенантом С.И. Машинцевым

120-мм самоходная минометная установка М-4 на шасси ЗИС-5

Тренажер для обучения заряжанию экипажа тяжелого танка ИС-3

Аэромобиль Л.П. Курбалы

Танковый траншеекопатель ТТК, разработанный в 1944 инженер-подполковником А.Ф. Кравцевым