Бронетарантас среднего класса

912 full reads
1,6k story viewsUnique page visitors
912 read the story to the endThat's 54% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

К 90-летию с начала испытаний Medium Tank T2, попытки создать средний танк методом масштабирования.

Американское танкостроение часто действовало довольно шаблонными методами. Типовым решением являлось создание танкового шасси, которое доводилось до кондиции, а далее это шасси превращалось в танки сразу нескольких типов. За примерами далеко ходить не надо. После того, как в 1935 году началось серийное производство Light Tank M2 и Combat Car M1, данное шасси стали рассматривать базу для среднего танка. В 1944 году базу Heavy Tank T26, изначально создававшегося как Medium Tank T20, использовали для создания целой плеяды тяжелых танков. В декабре 1948 года база Light Tank T37 была использована для разработки сразу трех танков - Light Tank T41, Medium Tank T42 и Heavy Tank T43. По итогу тяжелый танк получился слегка иным, но тем не менее. В этом смысле американцы были не одиноки (герр Книпкамп соврать не даст), но так часто к данному методу более никто не прибегал.

Таким был изначально Medium Tank M1924, прямой предшественник Medium Tank T2
Таким был изначально Medium Tank M1924, прямой предшественник Medium Tank T2
Таким был изначально Medium Tank M1924, прямой предшественник Medium Tank T2

Упомянутые выше примеры отнюдь не являлись первыми. Еще во второй половине 20-х годов американские военные впервые попробовали применить к танкам метод масштабирования. Случилось это отнюдь не от хорошей жизни. Как и многие другие страны, американцы начинали с использования зарубежного опыта, прежде всего французского (легкие танки) и английского (средние и тяжелые танки). И если с французами довольно быстро всё стало понятно, то английская база считалась перспективной довольно долго. Взяв за основу Medium Tank Mk.D, в США разработали собственный танк - M1921. Впрочем, с ним дела шли весьма неважно. Не то, чтобы машина была совсем плохой, но сначала проблемы вызывал мотор, а потом ходовая часть. А еще перманентно росла боевая масса. Если изначально предполагалось получить 18-тонный танк, то к 1926 году она достигла 22-23 тонн. Разумеется, это отражалось и на надежности ходовой части, и подвижности. Одним словом, созрела необходимость в разработке среднего танка поменьше.

Первый образец Light Tank T1, он послужил основной для создания нового среднего танка.
Первый образец Light Tank T1, он послужил основной для создания нового среднего танка.
Первый образец Light Tank T1, он послужил основной для создания нового среднего танка.

1 марта 1924 года Комитет по Вооружениям санкционировал разработку машины, получившей обозначение Medium Tank M1924. На самом деле работы начались явно раньше, и они однозначно были связаны с еще одной разработкой, которая создавалась силами Департамента Вооружений. Речь идет о Light Tank T1, работы над которым официально стартовали 16 января 1926 года. На самом же деле началось всё еще в 1925 году, причем ведущим конструктором в обоих случаях выступал один человек - Гарри Нокс, с 1924 года начавший работать на Департамент Вооружений. Согласно спецификации, M1924 имел боевую массу 13608 кг (15 коротких тонн), а вооружение сохранялось на уровне M1921. Это 6-фунтовая (57-мм) пушка, а также пулемет Browning M1919. Танк изначально имел классическую компоновку и башню кругового вращения, но в последней располагался только пулемет. Орудие же разместили в лобовой части корпуса. Это отчасти роднило M1924 с Christie Medium Tank M1921, машины странной, забракованной американскими военными, но почему-то они решили попробовать, а вдруг Кристи прав.

Продольный разрез Medium Tank T2. С точки зрения компоновки он явно имел преимущества перед Light Tank T1, но в целом к началу 30-х годов выглядела машина довольно примитивно.
Продольный разрез Medium Tank T2. С точки зрения компоновки он явно имел преимущества перед Light Tank T1, но в целом к началу 30-х годов выглядела машина довольно примитивно.
Продольный разрез Medium Tank T2. С точки зрения компоновки он явно имел преимущества перед Light Tank T1, но в целом к началу 30-х годов выглядела машина довольно примитивно.

Исходный Medium Tank M1924 успел дойти до стадии макета, но в металле его строить не стали. Возможно, предварительные подсчеты вновь показали, что боевая масса начинает расти, да и идея с орудием в лобовой части корпуса выглядела сомнительно. Так или иначе, но 1 сентября 1926 года Технический департамент танкового корпуса, разработчика обоих танков, перевели в Форт-Мид, штат Мэриленд, где размещался танковый департамент. Примерно в это же время проекты нового легкого и среднего танков претерпели кардинальные изменения. Фактически оба танка стали строить с нуля. С большой долей вероятности это оказалось связано с появлением у англичан Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II. Данные танки кардинально отличались от других разработок того периода. Силовая установка размещалась в носовой части машины, что позволило сократить длину корпуса. Консультативный комитет по вооружениям, входивший в SOE(Ассоциацию автомобильных инженеров), рекомендовал использовать такую же схему на новых американских танках. Перекомпоновка случилась 15 сентября 1926 года, впрочем, на некоторое время работы по переработанному Medium Tank M1924, который переименовали в Medium Tank T2, "зависла". Дело в том, что приоритет отдали Light Tank T1, а также Medium Tank T1, последний являлся развитием Medium Tank M1921/M1922.

Опытный образец вскоре после постройки, 1930 год.
Опытный образец вскоре после постройки, 1930 год.
Опытный образец вскоре после постройки, 1930 год.

Возвращение к активным работам над Medium Tank T2 случилось только в самом конце 20-х годов. Причиной стали неудачи с Medium Tank T1. Машина оказалась перегруженной, а мотор слабоват. В свою очередь, Light Tank T1 и последовавший за ним Light Tank T1E1 оказались вроде как перспективными. В результате работы над Medium Tank T2 разморозили. При разработке машины учли печальный опыт Medium Tank T1, который показывал, что не надо жадничать с мощностью мотора. У США вполне имелся двигатель, подходящий под подобные цели. Речь шла о моторе Liberty L-12, изначально авиационного происхождения, но впервые поставленный на танк еще в 1918 году. Ставился он на тяжелый танк Mk.VIII International, все еще использовавшийся у американцев. Мощности в 338 лошадиных сил должно было с лихвой хватить для обеспечения удельной мощности более 20 л.с. на тонну.

Мало того, что на танке стояло орудие с обойменным питанием, так их было еще и два - калибра 37 и 47 мм.
Мало того, что на танке стояло орудие с обойменным питанием, так их было еще и два - калибра 37 и 47 мм.
Мало того, что на танке стояло орудие с обойменным питанием, так их было еще и два - калибра 37 и 47 мм.

По ряду причин работы по Medium Tank T2 затянулись, отчасти это было связано и с работами по программе Light Tank T1. В результате окончательно танк был закончен ближе к концу 1930 года. С одной стороны, задержка была скорее верным решением, поскольку выявились некоторые недостатки, которые следовало устранить. Обратной стороной медали стало то, что у танка появился неожиданный и очень опасный конкурент. Дело в том, что первый американский средний танк был построен еще в начале 1921 года американским конструктором Джоном Уолтером Кристи. Это был первый колесно-гусеничный танк, который, впрочем, имел ряд недостатков. В 1924 году Департамент Вооружений вдрызг разругался с Кристи, но осенью 1928 года инженер нанес ответный удар. На испытания вышло тестовое шасси M1940, которое показало настолько потрясающие результаты, что отказаться было уже как-то неприлично. 28 июня 1930 года между U.S. Wheel Track Layer Corporation и Департаментом Вооружений был подписан контракт на постройку одного образца Convertible Medium Tank M1931. Так что у Medium Tank T2 образовался соперник, причем с тем же мотором.

Ходовые испытания на Абердинском полигоне, 6 января 1931 года.
Ходовые испытания на Абердинском полигоне, 6 января 1931 года.
Ходовые испытания на Абердинском полигоне, 6 января 1931 года.

Надо сказать, что наличие танка Кристи вроде бы подсказывало, что особого смысла в Medium Tank T2 нет, но не всё так просто. Дело в том, что Convertible Medium Tank M1931 мог считаться средним весьма условно. По экипажу, броневой защите и вооружению он скорее соответствовал машине легкого типа, то есть являлся конкурентом Light Tank T1. А вот у Департамента Вооружений имелись свои представления насчет того, что же такое средний танк. Это касалось, в том числе, и вооружения. После экспериментов с различными орудиями на Medium Tank T2 было решено поставить сразу две системы. В башне находилась 47-мм полуавтоматическая пушка Browning, имеющая магазинное питание (обоймы по 5 патронов). Вместе с орудием был спарен крупнокалиберный пулемет Browning M2. Это делало Medium Tank T2 более опасным, нежели Medium Tank Mk.II. На дистанции 732 метра бронебойный снаряд орудия пробивал плиту толщиной 32 мм. Таким образом, танк был способен бороться и с танками, имевшими легкую противоснарядную броню. Также в лобовой части корпуса была поставлена орудийная установка с 37-мм автоматической пушкой Browning, также имевшей магазинное питание. Данное орудие, вместе с установкой, взяли с Light Tank T1E2.

Благодаря высокой удельной мощности и "зубастым" тракам танк показал высокие ходовые качества при езде по бездорожью.
Благодаря высокой удельной мощности и "зубастым" тракам танк показал высокие ходовые качества при езде по бездорожью.
Благодаря высокой удельной мощности и "зубастым" тракам танк показал высокие ходовые качества при езде по бездорожью.

Довольно интересно, хотя и несколько архаично, выглядело шасси Medium Tank T2. Ходовую часть взяли по типу Light Tank T1E1, при этом количество опорных катков на борт выросло до 12 штук. Чем-то похожим на легкий танк был и корпус машины. Но в остальном, на фоне Light Tank T1, это был сильно другой танк. Для начала, машина была избавлена от ряда недостатков, присущих Light Tank T1. Например, механик-водитель здесь сидел не за мотором, а слева от него, что существенно снижало проблему с обзорностью. Кроме того, носовая часть корпуса была немного под углом, что также улучшало обзор вперед. Да и в целом обзорность получилась как минимум не хуже Medium Tank Mk.II. Во-вторых, условия работы механика-водителя стали намного лучше. Машину оснастили гироскопическим компасом, что было неплохим добавлением. Внутри танк получился несравнимо просторнее, нежели танк Кристи, да и экипаж составлял 4 человека, а не 2. Плюсом было и размещение топливных баков снаружи корпуса, это снижало риск пожара в боевом отделении. Наконец, броневая защита машины была выше конкурента. С лобовой части толщина брони составляла 22 мм, это позволяло защитить даже от крупнокалиберных пулеметов.

Таким танк стал к маю 1931 года. Пушку в корпусе убрали, поставив, вместо нее, курсовой пулемет.
Таким танк стал к маю 1931 года. Пушку в корпусе убрали, поставив, вместо нее, курсовой пулемет.
Таким танк стал к маю 1931 года. Пушку в корпусе убрали, поставив, вместо нее, курсовой пулемет.

Следует отметить, что Технический департамент танкового корпуса являлся только разработчиком танка. Его изготовление взяла на себя James Cunningham Son & Co, выступавшая в роли подрядчика. Часто эту фирму называют создателем танка, но это не так. Построенная в конце 1930 года машина имела боевую массу 14,2 тонны. По ряду причин мотор пришлось дефорсировать до 318 лошадиных сил, но и с ним удельная мощность составляла 22,4 л.с. на тонну. Было очевидно, что танк Кристи окажется быстрее, но, как уже говорилось, он выглядел скорее как легкая боевая машина. Так что у Medium Tank T2 имелся шанс на серию, в виду мирового финансового кризиса он скорее был призрачным, но тем не менее.

Оба топливных бака оказались с левой стороны корпуса.
Оба топливных бака оказались с левой стороны корпуса.
Оба топливных бака оказались с левой стороны корпуса.

В конце декабря 1930 года танк прибыл на Абердинский полигон, а в начале января начались полигонные испытания. Танк оказался совсем не так плох, как это могло показаться. С точки зрения ходовых возможностей вне дорог танк оказался вполне приличной боевой машиной. А вот на шоссе ситуация была несколько иной. Теоретически максимальная скорость составляла 40 км/ч, но фактически ходовая часть выдерживала нагрузки на скорости не более 32 км/ч. Больше напоминающая тракторную ходовая часть разработки Гарри Нокса оказалась едва ли не главной причиной неудачи с Medium Tank T2. Конечно, на фоне Medium Tank T1, имевшего еще более примитивную ходовую часть, это был шаг вперед, тем не менее, не соответствие шасси мотору выглядело очевидным. Тем не менее, Технический департамент танкового корпуса еще полтора года пытался спасти свою машину.

Перед самой отправкой в  Форт-Беннинг танк получил новые гусеничные ленты.
Перед самой отправкой в Форт-Беннинг танк получил новые гусеничные ленты.
Перед самой отправкой в Форт-Беннинг танк получил новые гусеничные ленты.

Не всё хорошо оказалось и с вооружением. Поначалу экипаж, работая с вооружением в башне, стоял, но далее наводчик получил сиденье. Также выяснилось, что орудийная установка не уравновешена, поэтому в мае 1931 года поставили противовес. К тому же моменту стало ясно, что идея с курсовым орудием оказалась не самой удачной. В результате орудийную установку сняли (ее поставили на Light Tank T1E3), а вместо нее поставили шаровую установку Browning M1919. По факту в этой установке пулемет никогда не стоял. Также был оборудован вертлюг под зенитный пулемет того же типа.

В отличие от Light Tank T1, внутри Medium Tank T2 было вполне просторно.
В отличие от Light Tank T1, внутри Medium Tank T2 было вполне просторно.
В отличие от Light Tank T1, внутри Medium Tank T2 было вполне просторно.

В ходе испытаний в танк вносились различные изменения. К маю 1931 года оба топливных бака перекочевали на левый борт. К началу 1932 года были изготовлены новые траки, которые оказались более быстроходными. Тем не менее, лимит в 32 км/ч так и остался. В целом Абердинский полигон дал не самый плохой вердикт. Танк явно получился лучше Medium Tank T1, но при этом имелись болячки в виде неисправимой ходовой части и не самого удачного, с точки зрения танка, механизма поворота. Вместе с тем, уже становился очевидным факт, что в серию машина не пойдет. Особенно это стало понятно в ходе сравнительных испытаний Medium Tank T2 и Convertible Medium Tank M1931. Как бы не хотелось Департаменту Вооружений прикопать конкурента, но военные были заворожены скоростью танка Кристи. То, что роль среднего танка он выполняет весьма со скрипом, мало кого тогда интересовало.

Во время эксплуатации в Форт-Беннинг. Позади виден один из Convertible Medium Tank T3, по сути могильщика машины на переднем плане.
Во время эксплуатации в Форт-Беннинг. Позади виден один из Convertible Medium Tank T3, по сути могильщика машины на переднем плане.
Во время эксплуатации в Форт-Беннинг. Позади виден один из Convertible Medium Tank T3, по сути могильщика машины на переднем плане.

Испытания Medium Tank T2 закончились в январе 1932 года. Далее машина отправилась в Форт-Беннинг, где оказалась в составе 2-й танковой роты. В октябре 1932 года ее переформировали в 67-ю пехотную роту, оснащённую средними танками. Тогда же, в 1932 году, там оказались все три Convertible Medium Tank T3, которые заказали по итогам испытаний Convertible Medium Tank M1931. Также в Форт-Беннинг направили и Medium Tank T1E1. Очевидно, что конкуренты танков Кристи скорее выполняли роль мальчиков для битья. В заключении стоит сказать, что Medium Tank T2 отчасти повезло. Дело в том, что опытный образец позже оказался на Абердинском полигоне, а ныне находится в новом музее, что при Форт-Ли. Музейная ценность у этой боевой машины весьма высока. При всех недостатках Medium Tank T2 был более подходящей на роль среднего танка боевой машиной, нежели танк Кристи. Другой вопрос, что подход к вопросу ходовой части у Нокса сотоварищи оказался чересчур примитивным, да и компоновка с мотором впереди себя не оправдала. Ну а в случае с танком Кристи получилась боевая машина с отличной подвижностью, которая не очень-то подходила на ту роль, которую ей отвели. Во многом это и стало причиной, почему колесно-гусеничные танки в американской армии не прижились.

Источники:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

Фотоархив автора

Другие материалы по американским средним танкам:

M1940 Christie Tank в Советском Союзе

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T20E3

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1

К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T42