Чехословацкий плавунец

495 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
495 read the story to the endThat's 42% of the total page views
5 minutes — average reading time

Разведывательный танк-амфибия ČKD F-IV-H, появившийся слишком поздно, чтобы попасть в чехословацкую армию

Танкетки, которые в ряде стран эволюционировали в разведывательные танки, имели крайне непростую судьбу. Популяризировали их англичане, но идея о "мобильном стрелковом щите", изначально одноместном, довольно быстро видоизменилась. Достаточно быстро стало понятно, что одному человеку слишком сложно одновременно управлять такой боевой машиной, вести огонь и наблюдать за местностью. До более-менее совершенного состояния танкетки довели Джон Карден и Вивиан Лойд. Их танкетка Carden-Loyd Mk.VI оказалась самой удачной, особенно в коммерческом отношении. Вместе с тем, если посмотреть на то, как развивались клоны танкетки Carden-Loyd в других странах, можно заметить две тенденции. Первая - попытка немедленно заменить мотор от Ford T на что-то более мощное, поскольку от танкетки требовали большей прыти. Даже Т-27, и та тут же получила мотор от Ford A, более мощный. Второй тенденцией стало желание получить вращающуюся башню, то есть превратить "мобильный стрелковый щит" в малый танк. Не у всех это получалось, но те же англичане быстро пришли к 4-тонным коммерческим танкам-разведчикам. Японцы создали танкетки Тип 94 и Тип 97, которые по своим функциональным возможностям являлись полноценными танками.

Опытный образец плавающего танка-разведчика ČKD F-IV-H, 1939 год.
Опытный образец плавающего танка-разведчика ČKD F-IV-H, 1939 год.
Опытный образец плавающего танка-разведчика ČKD F-IV-H, 1939 год.

Очень похожую ситуацию можно было видеть и в чехословацком танкостроении. Силами ČKD было освоено лицензионное производство танкеток Carden-Loyd Mk.VI, но они быстро превратились в довольно сильно отличающуюся по корпусу машину. P-I, она же Tč vz.33, была более удачной по компоновке, вместе с тем, после изготовления пробной партии из 70 машин чехословацкие военные с танкетками завязали. Причины всё те же, что и везде. С подвижностью у Tč vz.33 дела оказались не очень, также критику вызвала низкая маневренность огня. По этой причине летом 1934 года танкетки стали в чехословацкой армии персонами нон грата. Tč vz.33 применялись как учебные машины, новых машин данного типа не заказывали, а из трех категорий легких танков даже тип II (лёгкие кавалерийские танки с бронёй 15 мм) выпустили ограниченную партию. Основой чехословацких бронетанковых сил стали легкие танки категории II-a (лёгкие кавалерийские танки с лобовой бронёй 25 мм и бортовой 15 мм). ČKD, надо сказать, танкетки не бросила и создала удачную экспортную танкетку Praga AH-IV с вращающейся башней, высокой подвижностью и толщиной брони до 12 мм. Чехословацких военных данные машины не заинтересовали. Тем не менее, в MNO зря считали, что с малыми танками покончено раз и навсегда.

Он же без боковых поплавков. Хорошо видно, что ходовая часть вела родословную от TNH, но с массой изменений.
Он же без боковых поплавков. Хорошо видно, что ходовая часть вела родословную от TNH, но с массой изменений.
Он же без боковых поплавков. Хорошо видно, что ходовая часть вела родословную от TNH, но с массой изменений.

Помимо танкеток и скоростных малых танков-разведчиков, творческий тандем Джон Карден и Вивиан Лойд породили еще один тип машины - разведывательный танк-амфибию. Первой такой машиной стала Light Amphibious Tank A4E11, более известная как Carden-Loyd M.1931. Английским военным она как-то не пришлась ко двору, но при этом плавающий танк-разведчик имел определенный экспортный успех. 32 танка данного типа ушло в Китай, еще 8 закупил Советский Союз. В СССР данные машины стали отправной точкой в создании семейства разведывательных танков-амфибий, прежде всего речь идет о Т-37 и Т-38. Причины, почему англичане не особо оценили Light Amphibious Tank A4E11, очевидны. Танк-разведчик предназначался для формирования рек и озер, а хотелось чего-то большего. В результате у англичан дело заглохло, а остальные, за исключением Советского Союза, дальше экспериментов как-то не продвинулись. Тем не менее, в октябре 1936 года VTLÚ (Vojenský Technický a Letecký Ústav, военно-технический и авиационный институт) подготовил спецификацию на плавающий танк-разведчик. Предложение было направлено двум главным разработчикам чехословацкой бронетанковой техники - ČKD и Škoda.

Для движения на плаву использовалось два гребных винта.
Для движения на плаву использовалось два гребных винта.
Для движения на плаву использовалось два гребных винта.

Концепция боевой машины, которую VTLÚ проработал по заданию MNO, существенно отличалась от Light Amphibious Tank A4E11 или его советских потомков. Предполагалось, что танк-разведчик будет иметь броневую защиту, которая позволит "снимать" винтовочные пули с любой дистанции. Такое требование автоматически означало, что танк будет крупнее своих аналогов. Правда, вооружение оставалось на уровне типового танка-разведчика, то есть станковый пулемет ZB vz.37 (точнее, два пулемета - один в башне, один в лобовой части корпуса). Таким образом, взять условный Praga AH-IV и переделать его в амфибию не получалось. Скорее получалась обратная ситуация, то есть взять за основу агрегаты легкого танка и делать из них плавающий танк-разведчик.

Машина была готова к испытаниям в момент, когда заказчика уже не существовало. Чехословакию оккупировали.
Машина была готова к испытаниям в момент, когда заказчика уже не существовало. Чехословакию оккупировали.
Машина была готова к испытаниям в момент, когда заказчика уже не существовало. Чехословакию оккупировали.

Именно так и поступили на ČKD. 29 января 1937 года MNO было представлено два варианта эскизного проекта разведывательного танка-амфибии. В первом случае предполагалось использовать наработки по опытному танку P-II-a, во втором случае применялись технические решения от второй опытной машины - P-II-b. Эти танки отличались по компоновочным решениям: P-II-a имел трансмиссию в носовой части корпуса, а P-II-b - в кормовой части. Для придания плавучести использовались не только водоизмещающий корпус, но и развитые поплавки по бортам корпуса. Они же являлись и развитыми надгусеничными полками. Для движения по воде использовалось два гребных винта, причем их привод имел более простую конструкцию, нежели у конкурирующего проекта от Škoda.

Испытания показали, что скорость движения на плаву слегка так не соответствует заданию.
Испытания показали, что скорость движения на плаву слегка так не соответствует заданию.
Испытания показали, что скорость движения на плаву слегка так не соответствует заданию.

Следует отметить, что VTLÚ практически сразу посчитала проект ČKD более удачным. Во-первых, привод на гребные винты получался более простым и не занимал место внутри машины. Во-вторых, ŠOT, так именовался плавающий танк из Пльзеня, выделялся откровенно не амфибийными формами. Корпус детища Škoda получалось откровенно квадратным (это и неудивительно, ибо в Пльзене не стали сильно утруждаться и перепилили корпус Š-II-a), что сразу вызывало вопросы по поводу скорости движения на плаву. А она, к слову, предполагалась довольно высокой - до 16 км/ч. Возникали вопросы и по поводу массы, изначальные требования предполагали лимит в 6 тонн. Существовало два варианта исполнения заказа. В первом случае VTLÚ предлагал изготовить два варианта проекта ČKD, как более удачных. Второй вариант предполагал постройку по одному опытному образцу от каждой компании. После паузы, которая длилась больше полугода, в MNO решили пойти по второму пути. 12 ноября 1937 года с ČKD заключили договор о выпуске одного танка, получившего обозначение F-IV-H. Обходился опытный образец в 718 тысяч чешских крон.

Испытания машины шли уже для нужд новых хозяев.
Испытания машины шли уже для нужд новых хозяев.
Испытания машины шли уже для нужд новых хозяев.

Согласно договору, предполагалось, что опытный образец F-IV-H будет готов к 12 августа 1938 года. На практике данная разработка отправилась в нижний приоритет. На то имелись свои причины. Во-первых, ČKD усиленно работала по LT vz.38, более необходимому, нежели танк-разведчик. Во-вторых, в работе находился средний танк V-8-H, также более необходимый. В-третьих, ČKD зашивалась по экспортным заказам. В итоге получалось, что F-IV-H делался по остаточному принципу. По этой причине к сроку была готова только техническая документация. Казалось бы, всё в пользу Škoda, но не совсем. В Пльзене сами себя перехитрили и поставили на Škoda ŠOT (Škoda Obojzivilny Tank, то есть плавающий танк Шкода) электромеханическую трансмиссию разработки французской Cotal. Мало того, что это сделало заметно тяжелее конкурента, так еще и Cotal не спешила. Поэтому, можно сказать, игра была равна.

Несмотря на неоднозначные результаты, было решено работы продолжать. А BMM попыталась найти зарубежных покупаталей.
Несмотря на неоднозначные результаты, было решено работы продолжать. А BMM попыталась найти зарубежных покупаталей.
Несмотря на неоднозначные результаты, было решено работы продолжать. А BMM попыталась найти зарубежных покупаталей.

Итогом всего происходящего стало то, что ČKD F-IV-H и Škoda ŠOT пребывали в полуготовом состоянии к моменту оккупации Чехословакии немецкими войсками. К моменту, когда на бывшую ČKD, ныне именовавшуюся как BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG), прибыла комиссия 6-го отдела Департамента Вооружений, танк уже собрали, он уже мог ездить, но всё еще велись доводочные работы. Окончательно завершили их только в июне 1939 года. Нельзя сказать, что новые хозяева были сильно заинтересованы в чешском танке-разведчике, но его хотя бы одобрили для испытаний. Škoda ŠOT вполне справедливо забраковали, поскольку вместо 6 тонн получилось 7,5.

Вот такие сведения по F-IV-H распространяли немцы.
Вот такие сведения по F-IV-H распространяли немцы.
Вот такие сведения по F-IV-H распространяли немцы.

Финальный вариант F-IV-H также превысил требуемую массу, но не сильно. Боевая масса составила 6,5 тонн, с учетом толщины брони, составлявшей 12 мм, вполне неплохо. Более важным было то, что машина вполне нормально держалась на плаву, а также отличалась высокой подвижностью. На танк установили рядный 6-цилиндровый мотор Praga F4H объемом 7,15 литров и мощностью 120 лошадиных сил. В результате удельная мощность составила чуть меньше 20 л.с. на тонну, очень приличный показатель. Максимальная скорость достигала 45 км/ч. А вот на плаву подвижность оказалась куда скромнее требуемых параметров. Вместо 16 км/ч она не превышала 6 км/ч. Вместо 2 пулеметов поставили 1 - в башне. Ходовая часть была вполне типовой для ČKD: 4 опорных катка на борт с блокированной подвеской конструкции Алексея Сурина. В виду требований по ограничению массы ходовую часть сделали облеченной. Также вполне типовым решением было использование планетарной коробки передач Praga-Wilson. Разместили ее в кормовой части корпуса.

В 1941 году был готов второй, доработанный образец танка.
В 1941 году был готов второй, доработанный образец танка.
В 1941 году был готов второй, доработанный образец танка.

Испытания опытного образца танка, имевшего корпус из конструкционной стали, начались в августе 1939 года. Каких-то особых подробностей по их поводу не сохранилось, но заказ 2 ноября 1939 года немцами улучшенного образца машины намекает на то, что не всё пошло гладко. В частности, танк оказался перегружен, также не удалось достичь требуемых параметров по скорости на плаву. Поэтому улучшенный танк предполагалось сделать легче. Ожидалось снизить боевую массу до 5,5 тонн, а скорость на плаву поднять до 12-14 км/ч. Между тем, BMM стала прощупывать почву для экспортных поставок F-IV-H. Данная версия получила индекс F-IV-HE (E - экспортный). Эти попытки не пошли мимо советской разведки, по крайней мере, снимки и кое-какие данные по танку попали в переписку по ГАБТУ КА. Впрочем, особой заинтересованности в танке-амфибии потенциальные покупатели не проявили.

Машина получилась легче первого образца, но всё равно каких-то особых успехов не добилась.
Машина получилась легче первого образца, но всё равно каких-то особых успехов не добилась.
Машина получилась легче первого образца, но всё равно каких-то особых успехов не добилась.

Второй опытный образец F-IV-H был готов в 1941 году. Машину достаточно сильно доработали по корпусу, изменили командирскую башенку, а также полностью переработали поплавки. Смогли ли при этом существенно доработать машину с точки зрения улучшения скоростных данных при движении на плаву, вопрос открытый. Отчасти это связано с тем, что сами немцы распространяли дезинформацию. Например, про нее было известно, что построили серию из 100 танков, данная информация попала и в ГАБТУ КА. На самом деле существовал всего один образец улучшенного танка. В 1941 году его отправили на полигон в Куммерсдорф, на этом всё и закончилось.

Спустя 15 лет ситуация повторилась. Чехословацкий танк-амфибия Letak так и не вышел за стадию опытных работ, по итогам Чехословакия купила лицензию на БТР-50.
Спустя 15 лет ситуация повторилась. Чехословацкий танк-амфибия Letak так и не вышел за стадию опытных работ, по итогам Чехословакия купила лицензию на БТР-50.
Спустя 15 лет ситуация повторилась. Чехословацкий танк-амфибия Letak так и не вышел за стадию опытных работ, по итогам Чехословакия купила лицензию на БТР-50.

Судя по тому, как развивалась ситуация с чехословацкими плавающими танками-разведчиками еще до оккупации, функции этих машин явно были под вопросом. Не менее важный момент был связан с ценой. Стоил F-IV-H как LT vz.38, ценник слегка неадекватный. Особенно с учетом сомнительной боевой ценности данного танка. Отчасти это объясняет и то, почему немцы не особо форсировали по нему работы. В случае с новым заказчиком ситуация усугублялась тем, что при развитом мостовом парке необходимость в таком танке-амфибии оказывалась крайне сомнительной. Да и к 1941 году чисто пулеметное вооружение смотрелось крайне странным. Т-40, ближайший аналог, еще в 1938 году создавался с крупнокалиберным пулеметом ДШК.

Список источников

Архив ČKD

Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013

rotanazdar.cz

www.valka.cz

Другие материалы по чехословацким танкам:

Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33

Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники

Praga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в серию

Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38

Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным

P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса

TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны

Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией

Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию