Дорога на Медный Рудник и горящий план по СУ-122

30 September 2020
20k full reads
4,5 min.
27k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 76% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Особенности производства самоходных артиллерийских установок СУ-122 летом 1943 года.

В 1943 году и немецкой, и советской танковой промышленности пришлось вносить определенные коррективы в планы по производству целого ряда образцов бронетанковой техники. Отчасти это оказалось связано отнюдь не с изменившимися производственными планами. Нередко причиной тому стало действие бомбардировочной авиации противника. Например, в июне 1943 года немецкая авиация устроила серию массированных налетов на Горький, главной целью стал ГАЗ им. Молотова. Предприятию был нанесен значительный ущерб, в результате чего существенно снизился объем выпуска легких танков Т-70Б. По той же причине в Горьком так и не наладили выпуск легких танков Т-80, прекратился выпуск трехосных грузовиков ГАЗ-ААА, пришлось похоронить планы по возобновлению выпуска полноприводных командирских автомобилей ГАЗ-61.

СУ-122 по дороге на Медный Рудник, дождливое лето 1943 года
СУ-122 по дороге на Медный Рудник, дождливое лето 1943 года

Немцам, впрочем, досталось куда сильнее. С весны 1943 года английская бомбардировочная авиация начала вносить существенные коррективы в планы по выпуску немецких танков и САУ. Достаточно сказать, что именно английские бомбардировщики стали главной причиной прекращения работ по немецкому сверхтяжелому танку Pz.Kpfw.Maus. Сначала английские бомбардировщики временно вывели из игры завод Krupp, где выпускались корпуса и башни для данной машины, а в ноябре сильно пострадал Alkett, где предполагалась сборка танков. Одновременно с этим случилась существенная просадка выпуска и других боевых машин, прежде всего самоходных артиллерийских установок StuG 40 Ausf.G. И чем ближе был конец войны, тем больше немецкая танковая промышленность ощущала на себе всю мощь союзной бомбардировочной авиации.

Испытательный маршрут, который проходили свердловские танки и самоходки.
Испытательный маршрут, который проходили свердловские танки и самоходки.

Вместе с тем, далеко не всегда проблемы оказывались связаны с бомбардировочной авиацией противника. Иногда главным врагом советских танковых заводов становилась погода. Суровые условия военного периода нередко приводили к нарушению снабжения заводов углем, а при условиях холодов это приводила к срыву выпуска. Так что Генерал Мороз не раз воевал не только против немецких войск. Впрочем, летом 1943 года против советской танковой промышленности выступил еще один "союзник" - Генерал Грязь.

Дорога из Свердловска в поселок Медный Рудник. Теперь тут шоссе.
Дорога из Свердловска в поселок Медный Рудник. Теперь тут шоссе.

В конце декабря 1942 года на Уральском Заводе Тяжелого Машиностроения (УЗТМ) начался выпуск самоходных артиллерийских установок СУ-122. Это была первая советская средняя серийная САУ. Работы по штурмовым САУ среднего класса начались в СССР с весны 1942 года, при этом поначалу разрабатывались они силами КБ завода №592 (Мытищи) и завода №8 (Свердловск). В виду затягивания разработки работу с завода №8 передали в специальную группу на УЗТМ. Возглавил ее Л.И.Горлицкий, а ведущим инженером машины стал Н.В. Курин. Самоходку У-35 приняли на вооружение Красной Армии как СУ-35, случилось это 2 декабря 1942 года. Приняли еще до завершения испытаний, по итогам которых пришлось вносить массу изменений. Впрочем, это была лишь одна из проблем. Дело в том, что на УЗТМ одновременно выпускался и Т-34, собственно говоря, наличие его производства и стало основанием для организации выпуска САУ на той же базе.

А ведь по этой "трассе ходовых испытаний" ездили грузовики!
А ведь по этой "трассе ходовых испытаний" ездили грузовики!

Другое дело, что производственные возможности завода №50 (бывший завод №37, включенный в состав УЗТМ и переименованный) были ограничены. До Т-34 он выпускал малые танки Т-60, а к концу 1942 году он выпускал ежемесячно 100 танков Т-34. И если в декабре 1942 год план по СУ-35 составил 25 машин, то в январе - 100 штук. А тут еще и навалились проблемы с перебоями поставок электричества, а также топлива. Поэтому сдать удалось 50 Т-34, плюс 32 СУ-35. Похожие проблемы преследовали завод и дальше. В итоге было принято решение устроить своеобразные "качели". Сначала сдавались СУ-35 (с апреля 1943 года машину стали именовать СУ-122), а потом Т-34.

В таких условиях и танкодром был не нужен.
В таких условиях и танкодром был не нужен.

Поскольку Т-34 на УЗТМ выпускали немного, их производство оказалось в меньшем приоритете. Поэтому план в 100 машин выполнялся крайне редко. Такая смена приоритетов позволила наладить более-менее бесперебойное производство СУ-122. Правда, в июле 1943 года произошел целый ряд событий, которые привели к срыву выпуска данных машин. Во-первых, возникли перебои с траками, во-вторых, отмечалось большое количество случаев течи масла через сальники главного вала коробки передач. В результата за 10 дней июля сдали всего 1 машину, а к 26 июля - всего 27. Впрочем, была еще одна причина, не имеющая к качеству изготовления никакого отношения. Дело в том, что в начале июля 1943 года начались сильные дожди. Нет, сам завод не залило, но последствия бурных осадков имели прямое отношение к выполнению плана по выпуску танков и САУ.

Как говорится, без комментариев.
Как говорится, без комментариев.

Дело в том, что гарантийные испытания танки и самоходные артиллерийские установки, выпускавшиеся на УЗТМ, проходили по шоссе, которое шло от Свердловска к поселку Медный Рудник (с 1938 года рабочий поселок Пышма). В 1946 году поселок стал городом Верхняя Пышма, но уже в то время он имел стратегическое значение. На его территории построили Пышминский медеэлектролитный завод, имевший важное значение с точки зрения производства, в том числе и танкового. В ходе испытаний боевые машины доходили до окраин поселка, разворачивались, после чего возвращались обратно на УЗТМ. Проблема в том, что шоссе это было грунтовым, а после начавшихся осадков оно превратилось в непролазное болото. Местность стала настолько сложной, что в ней начали застревать не то, что машины, а сами самоходки.

"Хорошо сидим". Вот как раз поэтому Свердловский облисполком и издал постановление о запрете на использование дороги для испытаний продукции УЗТМ.
"Хорошо сидим". Вот как раз поэтому Свердловский облисполком и издал постановление о запрете на использование дороги для испытаний продукции УЗТМ.

В связи со сложившейся ситуацией Свердловский облисполком издал постановление о запрете на использование дороги для испытаний продукции УЗТМ. Именно с этим оказалась связана столь большая просадка по выпуску. Надо сказать, что на УЗТМ уже высказывали недовольство тем, что на огневые испытания СУ-122 приходилось отправлять на полигон, а здесь на две недели производство встало колом. По итогам вместо 100 самоходок удалось сдать 76 штук, включая 4 опытные машины. Т-34 удалось сдать чуть больше - 78 штук. В дальнейшем план удалось даже перевыполнить. Вместо 25 самоходок за август сдали 32, но лишь потому, что в августе производство СУ-122 прекратили. А вместе с ним и выпуск Т-34. На конвейер встала новая машина - СУ-85. Выпускалась она в гордом одиночестве, тем самым в НКТП (наркомат танковой промышленности) решили проблему выпуска двух типов боевых машин одновременно. Благодаря такому решению производство СУ-85 постепенно нарастало. Ну а Генерал Грязь более в планы по выпуску свои коррективы не вносил. То ли изменили программу испытаний, то ли взялись за дорогу.

Источники:

ЦАМО РФ