Двухголовый легкий танк для американской пехоты

734 full reads
2,1k story viewsUnique page visitors
734 read the story to the endThat's 35% of the total page views
7 minutes — average reading time

История Light Tank M2A2/M2A3, самого массового американского предвоенного танка

В конце 20-х годов Carden-Loyd Tractors Ltd, основанная Джоном Карденом и Вивианом Лойдом, стала законодателем мод мирового танкостроения. При плотном сотрудничестве с Vickers-Armstrongs начался выпуск целого семейства танков, которые, впрочем, более известны не на вооружении английской армии, а в качестве экспортных машин. Если танкетка Carden-Loyd нашла себе место в английской армии, то легкий танк поддержки Vikcers Mk.E английские военные забраковали. Отчасти они были правы: в ходе испытаний выяснилось, что двигатель воздушного охлаждения имел некоторую склонность к перегреву. Также англичанам не понравилась система с двумя пулеметными башнями. Чистильщик окопов им был не нужен, как и легкий танк в таком виде. Нельзя сказать, что на Vickers-Armstrongs сильно горевали на этом фоне. Им и так было понятно, что пока английские военные являются не самыми лучшими деловыми партнерами, ибо сами не знали, чего хотели. Выход нашелся быстро - экспортные поставки. Vickers Mk.E стал самым известным экспортным танком первой половины 30-х годов, более того, по числу наследников с ним может поспорить только танк Кристи. В той или иной степени к нему имели отношения боевые машины большинства танкостроительных держав. Кто-то купил лицензию, кто-то использовал общую концепцию, кто-то просто купил себя таких танков. Касалось это и американских танкостроителей.

Light Tank T2E2, в 1935 году превратившийся в Light Tank M2A2.
Light Tank T2E2, в 1935 году превратившийся в Light Tank M2A2.
Light Tank T2E2, в 1935 году превратившийся в Light Tank M2A2.

Попытка создать собственный легкий танк, известный как Light Tank T1, у американцев закончилась неудачей. С точки зрения компоновочных решений, а также ходовой части, машина выглядела анахронизмом еще на момент создания. Попытка поднять подвижность за счет установки нового мотора потерпела неудачу, поскольку ходовая часть Light Tank T1 была больше похожа на тракторную. Тогда Гарри Нокс, ведущий разработчик американской бронетанковой техники, не нашел ничего лучше, как скопировать идеи с Vickers Mk.E. В его подобие переделали один из Light Tank T1, впрочем, получившийся T1E4 получился не сильно лучше. Дело в том, что скопирована была и ходовая часть, которая у Vickers Mk.E больше подходила для не особо подвижной боевой машины. В общем, красть надо с умом. То, что ходовая часть не подходит для скоростного танка, Нокс понял только со второго раза. Это стало очевидно, когда испытания Light Tank T2, совершенно новой боевой машины. В ходе первого этапа танк прошел меньше сотни километров, после чего испытания прекратили. Дело пошло только после того, как на T2 поставили подвеску VVSS разработки того же Гарри Нокса.

Пятый серийный образец Light Tank M2A2. Испытания показали, что такая схема вооружения американской пехоте пришлась по душе.
Пятый серийный образец Light Tank M2A2. Испытания показали, что такая схема вооружения американской пехоте пришлась по душе.
Пятый серийный образец Light Tank M2A2. Испытания показали, что такая схема вооружения американской пехоте пришлась по душе.

К 1935 году ситуация вокруг американской танковой программы начала, наконец, выправляться. Созданные для пехоты Light Tank T2E1 и Combat Car T5 для кавалерии было решено запускать в серию. Несмотря на то, что создавались эти танки одним и тем же КБ и по основным узлам были идентичны, их, вполне осознанно, сделали разными по ходовой части и боевому отделению. Combat Car T5 имел двухбашенную схему, которую метко прозвали "Мэй Уэст", в честь американской певицы и актрисы с пышными формами. Сходство добавляли чехлы на крышах башен, которые чем-то напоминали бюстгалтер. Кавалеристам эти самые пышные формы не понравились, поэтому серийный Combat Car M1 получил двухместную башню по типу колесно-гусеничного Combat Car T4E1. Пехота же изначально получила Light Tank M2A1 с двухместной башней. Вот только получилась она не особо удобной. В результате с двухместными башнями изготовили всего 9 серийных танков, плюс опытный образец. Далее же, совершенно неожиданно, американская пехота заказала партию из 9 танков в двухбашенном исполнении.

Башни отличались габаритами и формами. Даже диаметр погона у левой башни (897 мм) был больше, чем у правой (749 мм).
Башни отличались габаритами и формами. Даже диаметр погона у левой башни (897 мм) был больше, чем у правой (749 мм).
Башни отличались габаритами и формами. Даже диаметр погона у левой башни (897 мм) был больше, чем у правой (749 мм).

Может показаться некоторым безумием то, что вместо двухместной башни, да еще и со смотровой башенкой, американская пехота выбрала двухбашенный вариант. Но на самом деле ситуация не выглядит столь странной, как кажется. Решение это было напрямую связано с шасси Light Tank M2. Боевое отделение получилось не самым удобным, виной всему была компоновочная схема машины. Вал, проходящий от мотора к трансмиссионному блоку, получился очень высоким, в ходе поворота башни ее расчету приходилось перепрыгивать через его кожух. Переделать конструкцию так, чтобы вал торчал не так высоко, что-то американским военным помешало, как и сделать сиденья для башни. В результате башня, довольно узкая, получилась неудобной. Двухбашенная же схема данную проблему решала. Никаких валов под ногами не болталось, да и сектор обстрела у башен получился немаленьким. Так что пехота перешла на систему "Мэй Уэст".

Продольный разрез M2A2. Сидений в башнях не было, вели огонь стоя.
Продольный разрез M2A2. Сидений в башнях не было, вели огонь стоя.
Продольный разрез M2A2. Сидений в башнях не было, вели огонь стоя.

Переход на двухбашенную схему оказался практически безболезненным. Всё, что требовалось для переделки, это заменить башни, крышу подбашенной коробки и укладки. При этом американские конструкторы явно не искали легких путей, в результате башни получились разными. Левая башня, в которой находился крупнокалиберный пулемет Browning M2HB, делалась на базе двухместной конструкции. Была не только похожа сама форма башни, но и без изменений скопировали командирскую башенку. В башню поставили пулеметную установку M9, похожую на спаренную установку M7. Как и предшественница, она имела плечевой упор, а также телескопический прицел. Правую пулеметную башню сделали меньшей по габаритам, да и ее форма существенно отличалась. В башне стояла установка M12E1 под пулемет Browning M1919A4 калибра 7,62 мм. Она также оснащалась телескопическим прицелом, но плечевой упор выглядел более скромным.

Вот этот странный танк стал самым массовым довоенным детищем американского танкопрома.
Вот этот странный танк стал самым массовым довоенным детищем американского танкопрома.
Вот этот странный танк стал самым массовым довоенным детищем американского танкопрома.

В результате переделок боевая масса машины чуть выросла - до 8660 кг. Боезапас для крупнокалиберного пулемета чуть снизился, но в целом он всё равно был вполне приличным - 1670 патронов. Изначально двухбашенный танк обозначался как Light Tank T2E2, но в 1935 году его стандартизировали как Light Tank M2A2. Пробным шаром стала серия из 9 танков, получивших серийные номера 11-19 и регистрационные номера U.S.A.W-30111-30118. Испытания показали, что идея с двухбашенным размещением вооружения была верной. Расчету башен больше не требовалось прыгать через вал по центру боевого отделения, а в двухместной башни они и так стояли. Конечно, маневренность огня стала ограниченной, но башни сделали такими разными по конструкции не просто так. Их форма позволяла несколько увеличить угол горизонтального обстрела. Таким образом, окончательно в крупную серию утвердили двухбашенный вариант.

Подобно Vickers Mk.E, антенный порт разместили между башнями.
Подобно Vickers Mk.E, антенный порт разместили между башнями.
Подобно Vickers Mk.E, антенный порт разместили между башнями.

На 1936 года арсенал Рок-Айленд получил поистине гигантский заказ - 125 танков. Такого заказа еще не было со времен Первой мировой войны. С ним он успешно справился, но уже тогда возникли некоторые вопросы по поводу технологичности сборки. Дело в том, что корпус имел определенное число гнутых деталей, не самых простых для сборки. Про башни и говорить не приходилось. Они мало того, что были гнутые, так еще и сварные, это существенно усложняло их постройку. Тем не менее, именно эта версия, которая доставила арсеналу немало хлопот, стала самым массовым американским предвоенным танком. Машины получили серийные номера 20–144 и регистрационные номера U.S.A.W-30119-30243.

Получателями Light Tank M2A2 стали танковые роты при пехотных дивизиях.
Получателями Light Tank M2A2 стали танковые роты при пехотных дивизиях.
Получателями Light Tank M2A2 стали танковые роты при пехотных дивизиях.

В виду массовости первая крупносерийная версия Light Tank M2A2 быстро стала самой встречающейся в кадрах фотохроники. Именно эта машина стала реальным сменщиком давно устаревшего 6-тонного танка M1917. Шли они на комплектацию отдельных танковых рот при пехотных дивизиях. На текущем этапе развития американских танковых сил это максимум, что можно было ожидать. Комплектовались этими танками и роты, которые входили в Национальную Гвардию (например, 28-я танковая рота). Всего в роту входило чуть больше полутора десятка танков, что очень сильно размазывало и без того жиденькие американские бронетанковые соединения. В этом смысле даже французы тогда выглядели более выигрышно. У них типовым соединением был танковых батальон, где танков было в 3 раза больше.

Матчасть 11-й танковой роты, Гавайи.
Матчасть 11-й танковой роты, Гавайи.
Матчасть 11-й танковой роты, Гавайи.

Ничего удивительного в столь запущенной, с точки зрения организации танковых соединений, ситуации нет. После того 2 июня 1920 года Танковый Корпус прекратил своё существование, танки оказались под контролем пехоты. Пехота же, по уровню консерватизма, могла соперничать только с артиллерией. В этом смысле сама идея высокоподвижных боевых машин с пулеметным вооружением выглядела немного смешной и наивной. Дело в том, что подобные танки были нужны для стремительных и массированных а так. А у пехоты такого обычно не бывает. Чем заканчивается подобное взаимодействие, отлично показало первое боевое применение английских крейсерских танков. Вместо стремительных атак на вражеские коммуникации английская пехота попросту отправила "крейсера" на вражескую артиллерию, использовав и так немногочисленные машины в качестве средств поддержки. Итог немного предсказуем. В этом смысле немного смешно читать стенания по поводу Красной Армии, которая летом 1941 года ходила в атаку с поддержкой любых танков, включая даже "Комсомольцы". Я вас сильно огорчу, но во всех армиях мира пехота так делает. А чем бы закончилась атака на укрепленные позиции полутора десятка пулеметных танков, которыми собирались прикрывать пехоту, догадаться несложно.

Ранняя (на переднем плане) и поздняя конструкция башен M2A2. На упрощение пришлось перейти в виду сложности изготовления. башен.
Ранняя (на переднем плане) и поздняя конструкция башен M2A2. На упрощение пришлось перейти в виду сложности изготовления. башен.
Ранняя (на переднем плане) и поздняя конструкция башен M2A2. На упрощение пришлось перейти в виду сложности изготовления. башен.

Об этом, впрочем, по состоянию на вторую половину 30-х годов американская пехота не задумывалась. Зато она получила финансирование на закупку танков, тем самым реализовывался план генерала Дугласа Макартура по механизации армии. Кстати, Макартур был одним из идеологов концепции танка с рубочным расположением вооружения. В случае с Light Tank M2 была и такая идея, именовалась она как Light Tank T2E3, но строить его не стали. Хватило опыта с Combat Car T5E1, который получился чересчур тяжелым. На текущий момент приоритетным направлением являлось перевооружение с M1917 на Light Tank M2A2. Бюджет 1937 года предусматривал закупку еще 104 танков. Между тем, арсенал Рок-Айленд дал четкий сигнал: текущая машина слишком сложная для изготовления, требуется упрощение. Примерно то же самое происходило и с Combat Car M1, который выпускался там же.

Матчасть 66-го пехотного полка на учениях, лето 1939 года.
Матчасть 66-го пехотного полка на учениях, лето 1939 года.
Матчасть 66-го пехотного полка на учениях, лето 1939 года.

Требования упростить машину привели к тому, что первый танк 1937 года выпуска весьма существенно отличался от предшественника. Башни сохранили общую конфигурацию, но теперь собирались из плоских листов, причем не сваривались, а использовались заклепки с рейками. Одновременно был упрощен и воздуховод моторного отделения. Вместо округлой формы он стал угловатым. Данные машины получили серийные номера 145–248 и регистрационные номера U.S.A.W-30244-30346. Последний серийный танк с номером 248 имел иной регистрационный номер - U.S.A.W-30368, о нем будет чуть позже. Следует отметить, что танки 1937 года выпуска стали объектами для экспериментов. В частности, на них обкатывались дизельные моторы Guiberson T-1020-4. В отличие от кавалерии, пехота с самого начала отнеслась к данным моторам настороженно. Старт при помощи пиропатрона был так себе идеей. Кроме того, запуск в зимний период был сложным. Тем не менее, три переделанных под Guiberson T-1020-4 танка не стали последними. Причина прозаична - слишком большой расход топлива бензиновым мотором Continental R-670.

Проблема продольной устойчивости в полный рост. Как танк болтало после приземления, можно дтогадаться.
Проблема продольной устойчивости в полный рост. Как танк болтало после приземления, можно дтогадаться.
Проблема продольной устойчивости в полный рост. Как танк болтало после приземления, можно дтогадаться.

Отдельного упоминания достоин последний выпущенный Light Tank M2A2. Дело в том, что до американцев докатилась информация о боевых действиях в Испании. Выяснилось, что танки сильно страдали от огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. По этой причине появилась идея усилить броневую защиту. Толщина брони машины, получившей обозначение Light Tank M2A2E2, была усилена до 25 мм, а боевая масса увеличилась до 9675 кг. Было переделано и моторное отделение этого танка. Машина стала испытательным стендом, на котором отрабатывались различные технические решения. В частности, на ней испытывались новые типы трансмиссии, переделывалась ходовая часть, тормоза и другие механизмы. Параллельно проверялись различные технические решения, которые внедрялись при доработке опытного среднего танка Medium Tank T5. Также на танке обкатали и переработанную ходовую часть.

Light Tank M2A2E2, таким был последний серийный M2A2.
Light Tank M2A2E2, таким был последний серийный M2A2.
Light Tank M2A2E2, таким был последний серийный M2A2.

Обкатка улучшенной ходовой части понадобилась не просто так. Дело в том, что еще на испытаниях 1934 года отмечалась неважная продольная устойчивость Combat Car T5. Особенно это проявлялось в ходе езды по пересеченной местности. По данной причине изначально от Combat Car T5 отказалась кавалерия, но дальше стало понятно - выбирать не из чего. Поэтому на данную проблему закрыли глаза, хотя она никуда не делась. На кадрах кинохроники отлично видно, как танки нещадно болтало, когда они ездили на полном ходу по бездорожью. Это наблюдал в июне 1937 года и подполковник Адольф фон Шелл, инспектор по моторизации немецкой армии. В ходе визита в Форт-Беннинг (он там, кстати говоря, ранее проходил обучение) и Форт-Мид он наблюдал за действиями Light Tank M2A2. По итогам американские военные услышали массу не очень приятных комментариев. Значительная их часть была вполне справедливой. Особенно досталось американским военным за порочную практику распыления своих, и так немногочисленных, танковых подразделений. Уж кто-то, а офицер немецкого генштаба, сыгравший немалую роль в формировании немецких танковых частей, в этом толк знал. К моменту визита немцы сформировали уже три танковые дивизии. Фон Шелл имел и представление о творящемся в Испании. Там республиканские танки, явно превосходящие технику франкистов, часто не могли реализовать преимущество в полной мере, потому как действовали разрозненно. Надо сказать, что среди американских офицеров хватало тех, кто полностью поддерживал идеи немецкого офицера. Вот только реализовывать их стали уже после начала Второй мировой войны.

Light Tank M2A3, первый результат работы над ошибками. Машина стала тяжелее и медленнее, но зато ее уже не так сильно болтало.
Light Tank M2A3, первый результат работы над ошибками. Машина стала тяжелее и медленнее, но зато ее уже не так сильно болтало.
Light Tank M2A3, первый результат работы над ошибками. Машина стала тяжелее и медленнее, но зато ее уже не так сильно болтало.

По большому счету, из всей критики править решили только продольную устойчивость, а также усиливать броневую защиту. Интересно, что больше это было связано не с работами по теме Light Tank M2A2E2, а развитием кавалерийского танка - Combat Car M1. Там имелись те же самые проблемы. Результатом стало появление Light Tank M2A3, именно его заказали на 1938 финансовый год. Фактически это был Combat Car M1E2, переделанный под две одноместные башни. Танк легко отличить от поздних M2A2 по более длинному корпусу и увеличенной, с 2184 до 2464 мм, длиной опорной поверхности. Удалось это благодаря увеличившемуся расстоянию между тележками. Толщину лба корпуса и башен увеличили до 22 мм. По большому счету, это полумера, поскольку минимальная толщина для надежной защиты от крупнокалиберных пулеметов, со всех дистанций, составляла 25 мм. Но тут уже даваться некуда. Масса машины и так увеличилась до 9450 кг, скорость снизили до 58 км/ч.

Конструкция башен Light Tank M2A3.
Конструкция башен Light Tank M2A3.
Конструкция башен Light Tank M2A3.

Всего арсенал в Рок-Айленд получил заказ на 73 таких танка. Они получили серийные номера 249-321 и регистрационные номера в пределах U.S.A.W-30369–30442. Из этого числа 8 танков получили дизельные моторы Guiberson T-1020-4. Судя по происходящему, пехота была не особо довольна этими моторами. Если кавалерии расход топлива был важен, то пехота ощущала данную проблему не столь сильно. В этом была существенная разница подхода. По большому счету, Guiberson T-1020-4 продвигался кавалерией, а пехота как-то его не жаловала.

Еще один из танков, находившихся в составе 66-го пехотного полка. Наличие машин нескольких типов в одной роте - это норма.
Еще один из танков, находившихся в составе 66-го пехотного полка. Наличие машин нескольких типов в одной роте - это норма.
Еще один из танков, находившихся в составе 66-го пехотного полка. Наличие машин нескольких типов в одной роте - это норма.

Надо сказать, что M2A3, аналогично своему предшественнику, являлся своеобразным испытательным стендом. Поскольку Guiberson T-1020-4 являлся крайне специфичным мотором, его пытались заменить на что-то попроще. Одной из таких попыток была установка V-образного 4-циллиндрового дизельного двигателя V-4–223 производства General Motors. Впрочем, ничего особенного в эксперименте не получилось. Также, в январе 1941 года, на одном из M2A3, обкатывалась модернизированная ходовая часть. Данный танк, получивший обозначение Light Tank M2A3E3, использовался как лаборатория перед запуском в серию Light Tank M3.

Light Tank M2A3E3, на нем обкатывали ходовую часть с вынесенным назад ленивцем. Это существенно увеличило длину опорной поверхности.
Light Tank M2A3E3, на нем обкатывали ходовую часть с вынесенным назад ленивцем. Это существенно увеличило длину опорной поверхности.
Light Tank M2A3E3, на нем обкатывали ходовую часть с вынесенным назад ленивцем. Это существенно увеличило длину опорной поверхности.

Light Tank M2A3 стал последним легким танком для американской пехоты, имеющим чисто пулеметное вооружение. Очевидным становилось то, что необходим легкий танк с пушечным вооружением. Эскизный проект такого танка появился еще летом 1938 года, а в мае 1939 года на Абердинский полигон прибыл пилотный образец Light Tank M2A4. Его переделали из последнего образца M2A3. В этом плане американская пехота проявила больше разума, а вот кавалерия продолжала заказывать пулеметные танки вплоть до 1940 года.

Light Tank M2A3 на параде в Вашингтоне, 1939 год.
Light Tank M2A3 на параде в Вашингтоне, 1939 год.
Light Tank M2A3 на параде в Вашингтоне, 1939 год.

Несмотря на то, что танки семейства Light Tank M2A2/M2A3 стали самыми многочисленными в американской армии, по уже указанным причинам их многочисленность была номинальной. Даже летом 1940 когда произошло возрождение Бронетанковых Сил, основная масса данных машин осталась в составе танковых рот. Как не комично это прозвучит, основой матчасти бронетанковых дивизий являлись машины семейства Light Tank M1. Это которые ранее были Combat Car M1/Combat Car M2. То есть в бронетанковых дивизиях основной были танки, до того официально танками не являвшимися. Едва ли не единственным исключением стал Форт-Беннинг. На базе матчасти танковых рот 66-го, 67-го и 68-го полков сформировали 2-ю бронетанковую дивизию. Впрочем, при первой же возможности данные машины заменили на Light Tank M2A4. Это, впрочем, нисколько не помешало использованию данных танков, в качестве учебных машин, вплоть до 1942 года.

Матчасть новорожденной 2-й бронетанковой дивизии, июль 1940 года. В ее составе M2A2 и M2A3 пробыли недолго.
Матчасть новорожденной 2-й бронетанковой дивизии, июль 1940 года. В ее составе M2A2 и M2A3 пробыли недолго.
Матчасть новорожденной 2-й бронетанковой дивизии, июль 1940 года. В ее составе M2A2 и M2A3 пробыли недолго.

В заключение стоит отметить, что судьба оказалась более благосклонной к данным танкам, нежели к Combat Car M1/M2. Если те исчезли без следа, то Light Tank M2A2/M2A3 дожили до наших дней. В Форт-Беннинг находится Light Tank M2A3, он является частью коллекции Национального Музея Танков и Кавалерии. В Лагерь Шелби, штат Миссисипи, хранится серийный M2A2, а в Музее Вооружений, что в Форт-Ли, находится Light Tank M2A2E3. Наконец, один из M2A2 всё еще лежит на острове Стонингтон. О том, как он туда попал, стоит рассказать отдельно.

Список источников:

US NARA

Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992

Through Mobility We Conquer: The Mechanization of U.S. Cavalry, George W. Hofmann, The University Press of Kentucky, 2006

Архив автора

Другие статьи по американским легким танкам:

История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки

Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного

История создания Light Tank T2, прямого предшественника Light Tank M2

История Light Tank T2E1, который превратился в серийный Light Tank M2A1

Combat Car T2, самый уродливый и бесполезный американский танк, официально именовавший броневиком

История колесно-гусеничного кавалерийского танка Combat Car T4, официально бронемашины

История создания Combat Car T5, предшественника Combat Car M1, первого крупносерийного американского кавалерийского танка

Combat Car M1, первый американский кавалерийский танк, который был стандартизирован

Combat Car T7, последняя попытка кавалерии получить колесно-гусеничный танк

Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте

Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным