Экспортный средний танк от Krupp

2 January
1,1k full reads
4 min.
2k story viewsUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 58% of the total page views
4 minutes — average reading time

m.K.A., попытка Krupp попасть на рынок экспортных танков, заблокированная Управлением Вооружений

В истории мирового танкостроения случаев, когда информация о машинах, ставшая каноничной, на самом деле имела мало общего с реальностью, хватает с избытком. Это касается, в том числе, и немецкого танкостроения. В случае с немцами причин подобной ситуации несколько. Во-первых, после окончания войны часть материалов оказалась вне территории Германии и осела в странах-победительницах. Прежде всего это касается США, Великобритании, СССР и Франции. В дальнейшем информация стала доступна, прежде всего это касалось американской и английской части материалов, кое-что вернулось в Германию и ныне находится в Бундесархиве. Во-вторых, значительная часть материалов попала в поле зрения английской и американской военных разведок. И именно из этих разведывательных отчетов часто черпали информацию первые авторы, начинавшие писать публикации по немецкой бронетехнике довоенного и военного периода. Дело это было еще в 60-е годы. В-третьих, подливали масло в огонь сами немцы, которые по крупицам информации пытались что-то восстановить. В результате основная масса бронетанковых мифов и неточностей по истории немецкого танкостроения родилась как раз в 60-е и 70-е годы. Можно себе представить, что получалось дальше, когда эту самую информацию пытались как-то использовать другие авторы. Только в последние лет 20, благодаря работе историков Томаса Йентца и Хилари Дойла, значительную часть мифов удалось убрать. Правда, серию Panzer Tracts, лучший на сегодняшний день источник достоверной информации по немецкой бронетанковой технике, знают не все. Так что мифы продолжают вполне себе гулять и дальше.

В течение нескольких десятилетий m.K.A. позиционировался как "предок" Pz.Kpfw.III. То, что это вообще экспортный танк, тогда и не догадывались.
В течение нескольких десятилетий m.K.A. позиционировался как "предок" Pz.Kpfw.III. То, что это вообще экспортный танк, тогда и не догадывались.

Герой данного материала в полной мере может считаться жертвой подобных мифов. В целой серии публикаций, начиная с работ Вальтера Шпильбергера, одного из ведущих историков немецкой бронетанковой техники первой волны, эта машина считается чуть ли не предшественником Pz.Kpfw.III. До сих пор можно увидеть версию, что данный танк появился чуть ли не в 1934 году, хотя выпуск Panzer Tracts3-1 заставил несколько умерить пыл любителей переписывать публикации 45-летней давности. Тем не менее, упорная попытка притянуть m.K.A. за уши к программе Z.W. (Zugführerwagen) продолжается. Новая редакция теперь звучит так: после того, как Kruppпроиграла в конкурсе по Z.W., она начала проектировать танк под экспорт. При этом тот самый танк, который Krupp предлагала на конкурс, вполне присутствует на фотографиях, и имеет мало общего с m.K.A. Да и проиграла Krupp конкурс еще до того, как чего-либо было построено. Еще летом 1934 года из четырех фирм-конкурентов осталось три - MAN, Daimler-Benz и Rheinmetall. Далее "отвалился" Rheinmetall. В дальнейшем остались MANи Daimler-Benz как разработчики шасси, а также Krupp и Rheinmetall как разработчик башен. Причем Kruppконкурс выиграл, посему проигравшей стороной его называть крайне сложно. Промышленный гигант из Эссена смог поквитаться с Daimler-Benz за обидный проигрыш в конкурсе на башню и подбашенную коробку сначала для La.S. (Pz.Kpfw.I), а затем и La.S.100 (Pz.Kpfw.II). А еще рекомендую любителям конспирологических теорий посмотреть сначала на башню m.K.A., а потом на Z.W. То, что в одной башне находится два человека, а в другой три (а трехместная башня являлась одним из требований Z.W.), уже должно насторожить. Это всё к тому, что к Z.W. проект Krupp не имеет ровно никакого отношения.

Судя по всему, Z.W. от Krupp выглядел вот так. То есть по сути это будущий B.W. с несколько иной башней и другом вооружением. И ничего общего с m.K.A.
Судя по всему, Z.W. от Krupp выглядел вот так. То есть по сути это будущий B.W. с несколько иной башней и другом вооружением. И ничего общего с m.K.A.

Давайте разберемся, откуда вообще появился такой танк, как m.K.A. Если кто забыл, то Krupp еще в XIXвеке являлся крупным экспортером вооружения, прежде всего артиллерии. В том же статусе концерн находился и далее. Многие артиллерийские школы, прежде всего шведские и японские, базировались на разработках Krupp. Да и наша 122-мм полевая гаубица обр.1909 года являлась немецкой разработкой. В межвоенный период ситуация нисколько не изменилась, кроме того, некоторые разработки делались и с участием шведской Bofors. Как раз с Bofros связана первая попытка Kruppсделать экспортный танк, по сути речь шла о выпуске в Швеции Leichttraktor Krupp. Данная попытка не удалась, в отличие от экспортных разработок Krupp в других направлениях. Немецкий концерн продавал в страны третьего мира орудия, которые зачастую немецкую армию не интересовали. Подобные орудия шли, например, в Бразилию. Также Krupp поставлял в другие страны грузовики. Вполне резонно, что концерн хотел выйти и на рынок танков, где хозяйничал Vickers и французы. Вот только они были связаны по рукам и ногам теми требованиями, которые выдвигал 6-й отдел Департамента Вооружений. Неудивительно, что в определенный момент это превратилось в самостоятельную разработку.

m.K.A. фактически был в совсем иной весовой и габаритной категории, нежели Pz.Kpfw.III.
m.K.A. фактически был в совсем иной весовой и габаритной категории, нежели Pz.Kpfw.III.

С 1935 года концерн Krupp начал разработку серии легких танков l.K.A. (leichter Kampfwagen für Ausland, то есть легкий танк для экспорта). Внешне это были машины, похожие на Pz.Kpfw.I, но имеющие ряд отличий и по корпусу, и по башне, и по ходовой части, и по моторно-трансмиссионной группе. Krupp метил в сегмент, где тогда главенствовал Vickers со своими "4-тоннами" танками. l.K.A. предполагались быстрыми боевыми машинами (скорость порядка 50 км/ч) в вооружением по типу Pz.Kpfw.I. Позже появился еще и l.K.A.2 с 20-мм автоматической пушкой 2 cm KwK 30. Его, в свою очередь, записали как прародителя Pz.Kpfw.II, но это вообще полная чепуха. Машина совершенно иная, да и появилась уже позже La.S.100. Наконец, осенью 1936 года появилась еще одна машина - m.K.A. (mittlerer Kampfwagen für Ausland, средний танк для экспорта). Ведущим конструктором танка, как и предыдущих машин, был Эрих Вольфёрт. Поначалу существовало 2 варианта машины - 7-тонный с броней толщиной 13 мм, и 10-тонный, с толщиной брони 25 мм. Также упоминался еще один танк -s.K.A. (schwere Kampfwagen für Ausland, тяжелый тан для экспорта), 14-тонный танк, являвшийся аналогом Pz.Kpfw.IV. Далее появилось еще две версии - 2 cm KAv с 20-мм пушкой, и 4,5 cm KAv, фактически s.K.A. с 45-мм пушкой. В апреле 1937 года 2 cm KAv превратился в 2,5 cm KAv, предполагалось, что танк получит 25-мм противотанковое ружье как вооружение. Впрочем, по факту Krupp сконцентрировался на 4,5 cm KAv, который так и остался с обозначением l.K.A.

На m.K.A. предполагали ставить танковую версию 45-мм противотанковой пушки 4,5 cm PaK.  Нет, к нашей 45-ке она отношения не имеет.
На m.K.A. предполагали ставить танковую версию 45-мм противотанковой пушки 4,5 cm PaK. Нет, к нашей 45-ке она отношения не имеет.

Данная машина метила четко в тот сегмент, который ранее уверенно контролировал Vickers Mk.E. По мере разработки масса постепенно росла, дойдя до 12 тонн. Собственно говоря, часто m.K.A. из-за массы и приписывают к родственникам (а зачастую и даже к прародителям) Z.W., но тут следует еще раз напомнить, что изначально масса машины составляла 7 тонн. То есть аккурат как у Vickers Mk.E Type B (и даже чуть меньше). В чем-то данный танк напоминал B.W., что и неудивительно, учитывая то, что Вольфёрт проектировал обе машины. Построение "ванны", надмоторная плита и общая компоновка моторного отделения, подвеска и ряд других элементов были очень похожи. Вот только даже исходные варианты Z.W. были шире более чем на 20 см, и на 60 см выше. Не говоря уже о B.W.. Фактическим одноклассником l.K.A. был чехословацкий LT vz.35, а также Strv m/31. Причем шведский танк отчасти приходился родственником. Часть решений, особенно касающиеся вооружения, имели как раз шведское происхождение. Аналогично шведскому танку (точнее, это шведы получили его от L.Tr.), у m.K.A. прицеливание происходило при помощи перископического прицела, также оказалась похожа орудийная установка. Могло так получиться, что и мотор был бы тот же - Maybach D.S.O.8 мощностью 150 лошадиных сил. Правда, Krupp упирался и надеялся получить более мощный мотор - 200-сильный Maybach HL 76. С ним бы машина имела удельную мощность 16,7 л.с. на тонну. Получался танк на стыке легкого и среднего класса, с 2-местной башней (общий экипаж составлял 4 человека), с защитой от 20-мм автоматических пушек, подвижный и с неплохим вооружением. Пушка, кстати говоря, была оригинальной. Она была разработана в 1936-37 году Krupp как чисто экспортное орудие. На дистанции в 1000 метров 45-мм бронебойный снаряд пробивал лист толщиной 40 мм. По большому счету, минусов у танка было два. Это двухместная башня, где командир совмещал роль заряжающего, а также неважная обзорность (командирской башенки у танка не имелось).

Теоретически у m.K.A. был большой экспортный потенциал, но те требования, которые в октябре 1937 года выдвинули в Heereswaffenamt, перечеркнули любые шансы на успех.
Теоретически у m.K.A. был большой экспортный потенциал, но те требования, которые в октябре 1937 года выдвинули в Heereswaffenamt, перечеркнули любые шансы на успех.

Теоретически у Krupp имелись все шансы подмять под себя часть рынка. Да и планы выглядели грандиозно: имелся целый ряд стран, которые были вполне готовы покупать танки у промышленного гиганта из Эссена. Это были как европейские государства (Болгария, Швеция, Швейцария), так и далекие государства вроде Турции Перу или Сиама. Вот только Krupp начали вставлять палки в колеса, причем свои же. Началось шоу "Heereswaffenamt гадит". В Управлении вооружений сухопутных сил опасались, что вместе с танками произойдет утечка технологий, не говоря уже о том, что там откровенно "зажимали" часть компонентов, включая моторы. Не исключено, что и Книпкамп к этому приложил руку, по крайней мере, в переписке по m.K.A. он периодически мелькал. В октябре 1937 года из Heereswaffenamt пришел список различных ограничений, которые накладывались на экспортные танки. Это касалось и приборов наблюдения, и брони, и даже технологий сборки, воспрещалось делать рациональные углы наклона брони. Иначе, как паранойей и глупостью это объяснить трудно. В результате всех действий программа m.K.A. сильно затормозилась, а по легким танкам дело и вовсе встало колом. Уровень идиотизма зашкаливает на том фоне, что летом 1937 года в 6-м отделе Департамента Вооружений на m.K.A. смотрели с интересом как возможный танк для немецкой армии. В тот момент, когда Heereswaffenamtотправил в Эссен свой чудо-список, руководство Škoda и ČKD заказывало "Бехеровку" цистернами. Из того списка экспортных поставок, который составил себе Krupp, чехословацкие компании смогли охватить Швейцарию, Швецию, Болгарию и Перу. Ну а Krupp получил ровно ничего. В 1940 году был построен опытный образец m.K.A., который успешно испытали. Вот только он никому оказался не нужен: на роль среднего танка m.K.A. не годился, а еще немцы вовсю получали Pz.Kpfw.38(t), ни в чем не уступающий. Одним словом, крупным экспортером танков Krupp так и не стал, хотя шансы на это имелись.

Источники:

US NARA

Panzer Tracts No.3–1 Panzerkampfwagen III Ausf.A, B, C, und D, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2006

Другие статьи по немецким средним танкам:

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.IIIмодификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III

Статья по Pz.Kpfw.IV Ausf.E

T-40/75N, бывший Pz.Kpfw.IV, прошедший модернизацию в Чехословакии

Почему "Пантера" так и не смогла полностью заменить Pz.Kpwf.IV