И всё же, где же у него кнопка?

18k full reads
47k story viewsUnique page visitors
18k read the story to the endThat's 40% of the total page views
5 minutes — average reading time

История появления кнопки быстрой связи с экипажем танка, японское ноу-хау, которое оказалось на советских танках

Относительно японского танкостроения есть масса заблуждений и предрассудков, порой выглядящих слегка нелепо. Японские танки считают едва ли не самыми худшими, показывая пальцами на корпуса и башни, собираемые на заклепках и рейках. В этом смысле можно только снисходительно улыбнуться, поскольку американское танкостроение на полностью сварные корпуса и башни окончательно перешло только во второй половине 1942 года. Стоит также напомнить, что английское танкостроение окончательно перешло на сварку даже позже японцев - в 1944 году. К тому моменту японцы уже второй год использовали сварку. Кроме того, до определенного момента американские и японские танки выглядели равнозначно по боевым характеристикам. Больше того, первое боестолкновение японских и американских танков, которое случилось 22 декабря 1941 года на Лусоне, закончилось в пользу японских танкистов из состава 4-го танкового полка. Проблемы начались к 1943 году, поскольку у японцев случилась та же история, что и у итальянцев. А именно невозможность догнать противников в гонке вооружений. Особенно с учетом того, что у японцев имелась большая проблема под названием "лимит по боевой массе", поскольку тихоокеанский ТВД требовал использовать имеющиеся в распоряжении десантные средства. Посему особо не разгуляешься.

Трофейный "Ха-Го" стал одним из образцов трофейной бронетехники, которые изучались на НИБТ Полигоне в 1939-40 годах.
Трофейный "Ха-Го" стал одним из образцов трофейной бронетехники, которые изучались на НИБТ Полигоне в 1939-40 годах.
Трофейный "Ха-Го" стал одним из образцов трофейной бронетехники, которые изучались на НИБТ Полигоне в 1939-40 годах.

Безусловно, у японского танкостроения хватало проблем и технически отсталых элементов, но в общем и целом японские танки показали себя далеко не так плохо. Они были очень надежными (иные, в виде уже гражданских машин, дожили до 80-х годов), на них стояли дизельные моторы воздушного охлаждения, вполне удачной оказалась подвеска, да и с точки зрения удобства работы дела у них обстояли очень неплохо. При тех же габаритах, что у боевых машин других стран, японские танки внутри оказывались более рационально скомпонованными. Нельзя сказать, что у японцев использовались передовые технологии, тем не менее, случаи, когда их технические решения копировались другими странами, вполне имелись. В том числе одно такое решение взяли на вооружение советские танкостроители.

Как можно заметить, кнопка шла первым номером в списке наиболее интересных элементов японского танка.
Как можно заметить, кнопка шла первым номером в списке наиболее интересных элементов японского танка.
Как можно заметить, кнопка шла первым номером в списке наиболее интересных элементов японского танка.

Впервые с японскими танками советские военные специалисты познакомились еще в 1938 году, когда были изучены средние танки Тип 89, захваченные китайскими войсками. Изучали их прямо на месте. Более плотно удалось познакомиться с японскими танками год спустя. В ходе боев у реки Халхин-Гол для усиления Квантунской Армии было выделено два танковых полка - 3-й (командир - полковник Киетаки Йошимару) и 4-й (командир - полковник Йосиро Тамадо). В составе 3-го танкового полка имелось 26 средних танков Тип 89, 4 новейших средних танков Тип 97 (Чи-Ха), один из них командирский, 11 малых танков Тип 94 и 4 новейших малых танков Тип 97 (Те-Ке). В 4-м танковом полку имелось легких танков 36 Тип 95 (Ха-Го), 8 средних танков Тип 89 и 4 малых танков Тип 94. Для японских танковых сил пиком применения стали бои 3-го июля 1939 года. К тому моменту из 93 танков участвовало уже 73. Столкновения с подразделениями Красной Армии ничем хорошим не кончились. В сражении 3 июля было потеряно 41-44 танка, то есть больше половины от имевшихся на тот момент, из них 13 безвозвратно. Что еще более неприятно, несколько танков оказалось захвачено. Среди них был и Ха-Го лейтенанта Ито. Танк отправили на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку, где машину частично восстановили, одновременно проводя изучение. С конструктивной точки зрения большого интереса танк не вызвал, за исключением трех пунктов. Одним из них оказалось небольшое японское ноу-хау - кнопка связи с экипажем.

С внутренней стороны корпуса, танк из экспозиции парка "Патриот".
С внутренней стороны корпуса, танк из экспозиции парка "Патриот".
С внутренней стороны корпуса, танк из экспозиции парка "Патриот".

Одной из основных задач японских танков являлось взаимодействие с пехотными подразделениями. Связи на них, как правило, не было, а в танке слегка так шумно. Так вот, на Ха-Го японские конструкторы впервые ввели довольно простую, но при этом полезную вещь. На кормовом листе корпуса появилась кнопка, замаскированная под заклепку. Если вы не знаете о ее существовании, ни за что не догадаетесь, для чего она предназначена. Идея была простая и при этом крайне полезная. Пехотинец, идущий сзади, нажимал на эту самую кнопку, после чего срабатывал звуковой сигнал. Таким образом командир танка получал сигнал сзади, что пехоте чего-то надо.

Эта же кнопка на корме Шинхото Чи-Ха.
Эта же кнопка на корме Шинхото Чи-Ха.
Эта же кнопка на корме Шинхото Чи-Ха.

Казалось бы, идея лежит на поверхности, но до японцев почему-то никто до такого не догадался. Вслед за Ха-Го аналогичную кнопку получил Чи-Ха. У этого танка кнопку расположили хитрее, поскольку сзади, судя по всему, еще на стадии разработки прорабатывался вопрос установки ящика ЗИП. Поэтому кнопку разместили в летом нижнем углу кормы, рядом с механизмом натяжения гусеничной ленты. Не самое удобное место для такой детали, но факт остается фактом. Последним японским танком, точно имевшим такую же кнопку, стал Шинхото Чи-Ха. В дальнейшем японцы от данной идеи отказались. Почему, неизвестно, возможно, что перехитрили сами себя, в результате кнопкой часто не пользовались, ибо про нее знали далеко не все.

Тяжелый танк Объект 240, первый, получивший советский аналог японской кнопки связи с экипажем.
Тяжелый танк Объект 240, первый, получивший советский аналог японской кнопки связи с экипажем.
Тяжелый танк Объект 240, первый, получивший советский аналог японской кнопки связи с экипажем.

Использование потайной кнопки-заклепки для связи с экипажем японские танкостроители прекратили в 1943 году. Как раз в это самое время про данную идею вдруг вспомнили советские танкостроители. Случилось это осенью 1943 года, кто именно вспомнил, неизвестно, а вот место сказать можно точно. Дело было в Челябинске, уже после того, как тяжелый танк Объект 237 был принят на вооружение Красной Армии как ИС-85. В списке улучшений по танку ничего подобного не значилось, но в ходе переделки второго образца Объекта 237 в Объект 240 с левого борта, между дополнительными топливными баками, появилась та самая кнопка.

На схеме электрооборудования ИС-85 кнопка имеет номер 24.
На схеме электрооборудования ИС-85 кнопка имеет номер 24.
На схеме электрооборудования ИС-85 кнопка имеет номер 24.

Действие советского варианта кнопки связи с экипажем ничем не отличалось от того, что сделали японцы. При нажатии на кнопку раздавалось бодрое "бип", после чего командир живо интересовался, что происходит. В отличие от японцев, советские конструкторы прятать кнопку не стали. Она появилась с самого же первого серийного ИС-85, также ее внедрили и на ИСУ. Самое интересное, что на Т-34 ничего подобного вводить не стали, хотя необходимость связи с экипажем была очевидна уже для многих стран.

Главная проблема раннего типа кнопки связи во всей красе. Чтобы добраться до нее, надо просунуть руку между баками. В бою это чревато.
Главная проблема раннего типа кнопки связи во всей красе. Чтобы добраться до нее, надо просунуть руку между баками. В бою это чревато.
Главная проблема раннего типа кнопки связи во всей красе. Чтобы добраться до нее, надо просунуть руку между баками. В бою это чревато.

У советской конструкции имелся один существенный недостаток. Дело в том, что расположение кнопки между топливными баками делало ее использование опасным. Если протянуть к ней руку, а танк в это время поедет, ее сломает, а то и оторвет, в два счета. Понимание того, что получилось не очень хорошо, появилось в начале 1944 года, когда танки пошли в учебные части. В ГБТУ КА по этому поводу ничего не писали, как и на НИБТ Полигоне. Вероятнее всего, сигналы пошли из учебных частей в самом Челябинске. Так или иначе, но в марте 1944 года на ИС и ИСУ расположение кнопки поменяли. Ее перенесли на правую кромку бортового листа корпуса. Таким образом, пользоваться ей стало удобно, а главное безопасно.

Типовое размещение кнопки на ИС и ИСУ, так ее ставили с марта 1944 года.
Типовое размещение кнопки на ИС и ИСУ, так ее ставили с марта 1944 года.
Типовое размещение кнопки на ИС и ИСУ, так ее ставили с марта 1944 года.

На тяжелых танках ИС-2 и самоходных артиллерийских установках ИСУ-152/ИСУ-122 "кнопка наружного вызова", как она официально именовалась, ставилась до самого конца производства. А вот на ИС-3, по неизвестным причинам, она надолго не прижилась. В инструкции по эксплуатации она присутствует, при этом требование снять "розетку внешнего вызова" прописали еще в большом списке на улучшение конструкции танка. Уборка кнопки шла 43-м пунктом. Официально ее перестали ставить с 20 июля 1945 года. Странное решение, поскольку в таком случае взаимодействие с пехотой ухудшалось. Не имелось связи с экипажем и на ИС-4. Но... на Т-10 кнопка вернулась, а позже начались работы по улучшенной системе связи с экипажем. Между тем, во второй половине 40-х годов за рубежом начали работать по той же теме. Главными заводилами стали американцы, которые не стали искать сложных путей и просто стали размещать на корме танка полевой телефон. Данная идея быстро получила распространение в ряде стран.

Чехословацкая версия кнопки связи с экипажем.
Чехословацкая версия кнопки связи с экипажем.
Чехословацкая версия кнопки связи с экипажем.

В заключение стоит упомянуть еще одну страну, где прижилась "японская" кнопка. Внезапно ей оказалась Чехословакия. Скорее всего, подсмотрели эту самую кнопку на ИС и ИСУ, которые имелись в составе чехословацкой армии. Идея понравилась, поэтому на Т-34-85 и СУ-100 (SD-100) чехословацкого производства появился отдельный порт с правого борта. Он является явным признаком танка чехословацкого производства, либо прошедшим модернизацию в Чехословакии. Знали бы японцы, как далеко пойдет их "потайная кнопка".

Список источников:

РГВА

ЦАМО РФ

Архив автора

Другие статьи по различным бронетанковым приспособлениям:

Работы по установке защитного вооружения на американской самоходной артиллерийской установке Gun Motor Carriage M40

Submachine Gun M3 с криволинейной насадкой M3 как средство самообороны экипажей Medium Tank M4

Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завес

Первая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танки

Использование англичанами 2-галлонных канистр на бронетанковой технике

Танковый траншеекопатель ТТК, разработанный в 1944 инженер-подполковником А.Ф. Кравцевым