Истребители ДОТ-ов на скорую руку

3,2k full reads
5,1k story viewsUnique page visitors
3,2k read the story to the endThat's 63% of the total page views
5 minutes — average reading time

Модифицированные 8.8 cm Flak 18 с полубронированными полугусеничными тягачами Sd.Kz.7

В начале 1938 года случился ряд событий, который окончательно поставил Германию на военные рельсы. Со своих постов были сняты фельдмаршал Вернер фон Бломберг и главнокомандующий сухопутными войсками, генерал-полковник Вернер фон Фрич. Одновременно со своих постов был снят ряд военачальников, имеющих к фон Бломбергу и фон Фричу отношение. Процесс во многом политический: таким образом Гитлер расчистил себе дорогу к планам об экспансии. Особенно после того, как Гитлер стал верховным главнокомандующим. Силы в немецкой армии, которые выступали против войны, оказались не у дел. Спустя полтора месяца произошел аншлюс Австрии, а территориальный спор с Чехословакией за Судеты перешел в жесткую фазу.

Связка полугусеничного тягача Sd.Kfz.7 и 88-мм зенитки FLak 18 была вполне типовым явлением. Данный тягач создавался специально для таскания подобных орудий.
Связка полугусеничного тягача Sd.Kfz.7 и 88-мм зенитки FLak 18 была вполне типовым явлением. Данный тягач создавался специально для таскания подобных орудий.
Связка полугусеничного тягача Sd.Kfz.7 и 88-мм зенитки FLak 18 была вполне типовым явлением. Данный тягач создавался специально для таскания подобных орудий.

4 февраля 1938 года новым главнокомандующим немецкими сухопутными войсками стал генерал-полковник Вальтер фон Браухич. Задачи у него были простые - готовиться к войне, которая стала неминуемой. Среди главных противников в тот момент значился отнюдь не Советский Союз. На него, естественно, были дальнейшие планы, но до совеотско-германской границы было еще далеко, а вот первоочередные цели куда ближе. Это, прежде всего, Чехословакия, которая спешно готовила свою линию обороны, известную как Линия Бенеша. В числе чехословацких союзников значилась Франция (кто тогда мог подумать, что французы сдадут своих союзников в Мюнхене). А где Франция, там и Бельгия. В случае с Францией имелась мощнейшая система обороны, известная как Линия Мажино. Строить ее начали еще в конце 20-х годов, продолжая модернизировать и после окончания первого этапа строительства. Несмотря на нейтральный статус Бельгии, король Леопольд III понимал, куда дует ветер. Бельгия, подобно Чехословакии, после прихода к власти в Германии нацистов стала строить свою линию обороны, известную как Линия КВ, или Линия Диль. Наконец, оборонительные линии были и на западной границе Польши, хотя та, в 1938 году, была скорее союзницей Германии.

Переделанная версия 8.8 cm Flak 18, известная также как Bunkerknacker. Ее легко отличить по орудийному щиту и укороченным боковым опорам с массивными "лапами".
Переделанная версия 8.8 cm Flak 18, известная также как Bunkerknacker. Ее легко отличить по орудийному щиту и укороченным боковым опорам с массивными "лапами".
Переделанная версия 8.8 cm Flak 18, известная также как Bunkerknacker. Ее легко отличить по орудийному щиту и укороченным боковым опорам с массивными "лапами".

В таких условиях срочно требовались средства для борьбы с вражескими линиями обороны. Под это дело отмобилизовали целый ряд образцов тяжелой артиллерии. Среди них оказалось и 88-мм зенитное орудие 8.8 cm Flak 18. Разработка этого орудия началась в сентябре 1928 года, поскольку немцам было запрещено создавать новые виды артиллерии, новая система и имела индекс "обр.1918 года". Изначально Flak 18 создавалась исключительно как средство борьбы с вражеской авиацией. Первые орудия установочной партии были изготовлены Krupp в 1931-32 годах, а годом спустя начался серийный выпуск. К октябрю 1936 года было сдано уже 1058 орудий данного типа, а год спустя появился улучшенный вариант, с усиленным стволом, имевшим характерную форму. Он получил обозначение 8.8 cm Flak 36. Также отличались и лафеты орудий. У Flak 18 использовался лафет Flak-Lafette 18 с круглыми опорами и съемным колесным ходом Sonderanhänger 201. У более совершенной Flak 36 использовался лафет Flak-Lafette 36 с квадратными опорами, а также колесным ходом Sonderanhänger 202. Впрочем, данный лафет пошел в серию с февраля 1939 года.

В боевом положении при стрельбе "с колес". Заряжающие стоят на специальной платформе, которая также являлась характерным признаком  Bunkerknacker.
В боевом положении при стрельбе "с колес". Заряжающие стоят на специальной платформе, которая также являлась характерным признаком Bunkerknacker.
В боевом положении при стрельбе "с колес". Заряжающие стоят на специальной платформе, которая также являлась характерным признаком Bunkerknacker.

Известность 8.8 cm Flak 18 получила как средство борьбы с танками. Часто именно это орудие было единственным, способным поразить боевые машины с противоснарядной броней. Но это случилось сильно позже. Первоочередной задачей являлась борьба с воздушными целями, а в 1938 году Управление вооружений сухопутных сил перевело Flak 18 и под задачи борьбы с наземными целями. Вот только речь изначально шла не про танки, а о борьбе с ДОТ-ами. Как противотанковое средство зенитное орудие изначально вызывало большой скепсис. Оно имело чрезмерные габариты и массу, это характерно для подавляющего большинства зенитных орудий. Тем не менее, в боекомплект ввели бронебойные снаряды, чего не имел ряд зенитных орудий в других странах. Самое же главное, что начались работы по специальной версии 8.8 cm Flak 18, созданной специально для борьбы с вражескими укреплениями. Заказ на нее получила Rheinmetall-Borsig 15 августа 1938 года, а к 30 сентября ожидалось получить 50 таких орудий. Судя по всему, сделали меньше, по крайней мере далее фигурирует 33 штуки. Но да, уже к концу сентября орудия уже имелись, причем изначально ни имели 3-цветный камуфляж.

Укладка первой очереди на 6 патронов, еще одна характерная деталь "противобункерного" орудия.
Укладка первой очереди на 6 патронов, еще одна характерная деталь "противобункерного" орудия.
Укладка первой очереди на 6 патронов, еще одна характерная деталь "противобункерного" орудия.

Внешне переработанную версию Flak 18, иногда называемую Bunkerknacker, можно очень легко отличить от обычной зенитной пушки. Особенно это касается первых двух лет войны. Для начала, был установлен массивный орудийный щит, поскольку вести огонь предстояло прямой наводкой, а вражеская пехота и расчет бункеров вряд ли бы сидел без дела, глядя, как немцы разворачивают орудие. С правой стороны от орудия крепилась укладка первой очереди на 6 патронов. Маховики механизмов наведения перенесли так, чтобы ими легко мог работать один человек. Орудие перестало быть зенитным: сектор вертикальной наводки был в пределах от -3 до +15 градусов. Переделали и лафет: "лапы" стали короче, а опоры более массивными. В идеале требовалось снять колесный ход Sonderanhänger 201, чтобы лафет встал на четыре опоры. Но конструкция предусматривала и стрельбу прямо с колес, достаточно опустить боковые опоры. Это позволяло быстро привести орудие в боевое положение.

Осенью 1938 года Gepanzerter 8t Zugkraftwagen и переделанные орудия участвовали в оккупации Судетов. Орудия пока еще несут трехцветный камуфляж.
Осенью 1938 года Gepanzerter 8t Zugkraftwagen и переделанные орудия участвовали в оккупации Судетов. Орудия пока еще несут трехцветный камуфляж.
Осенью 1938 года Gepanzerter 8t Zugkraftwagen и переделанные орудия участвовали в оккупации Судетов. Орудия пока еще несут трехцветный камуфляж.

Штатным тягачом 8.8 cm Flak 18 был 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7. Он являлся крайне удачной моделью и самым массовым тягачом в своём классе. Впрочем, для столь специфичной задачи тягач годился лишь отчасти. Требовалось его переделать для использования в условиях работы на переднем крае. Так появился специализированный тягач - Gepanzerter 8t Zugkraftwagen. Он получил бронированную кабину, причем она получилась менее габаритной, нежели у штатного Sd.Kz.7. Связано это оказалось с тем, что расчет орудия составлял 8 человек, включая водителя тягача. Для их перевозки требовалось меньше места, заодно немного сэкономили массу брони. Впереди сидел водитель и командир, дальше, на продольных лавках, размещался остальной расчет. В кормовой части корпуса организовали размещение боезапаса, также имевшего противопульную защиту. Был он, кстати говоря, невелик - 24 патрона.

Расчет орудия, по сравнению с обычной Flak 18, сократился до 8 человек, включая водителя тягача.
Расчет орудия, по сравнению с обычной Flak 18, сократился до 8 человек, включая водителя тягача.
Расчет орудия, по сравнению с обычной Flak 18, сократился до 8 человек, включая водителя тягача.

Естественно, данная конструкция являлась скорее эрзацем, зато сделанным быстро. Работы начались летом 1938 года, а к осени уже имелось 25 переделанных зенитных орудий и забронированных тягачей. Сколько точно, неизвестно, но есть фотографии, где Bunkerknacker тянут за обычными Sd.Kfz.7. Проведенные учения в Ютеборге показали, что система получилась достаточно мобильной, а на дистанции 800-900 метров цели вполне уверенно поражались. Правда, уже тогда отмечалось, что требуется что-то более мобильное, а главное самоходное, желательно на танковом шасси. Следует также отметить, что подобных связок для борьбы с укреплениями сделали немного - 33 штуки. Уж больно специфичным вооружением они были. Да и первую линию обороны, которую требовалось сокрушить, удалось взять без единого выстрела. Линия Бенеша не помогла Чехословакии. Кстати, в Судеты истребители ДОТ-ов приехали, но повоевать им не пришлось.

В корме тягача размещалась бронированная укладка на 24 патрона к Flak 18. Вместе с укладкой на самой зенитке 30. Негусто...
В корме тягача размещалась бронированная укладка на 24 патрона к Flak 18. Вместе с укладкой на самой зенитке 30. Негусто...
В корме тягача размещалась бронированная укладка на 24 патрона к Flak 18. Вместе с укладкой на самой зенитке 30. Негусто...

В 1939 году ситуация начала меняться. Всё очевиднее становилось, что главными целями данных систем будут не укрепления, а танки. Особенно это стало актуально после начала Второй мировой войны. Одновременно, впрочем, стало понятно, что как средство борьбы с вражеской бронетехникой, прежде всего французской (немцы прекрасно знали о Char B1 bis и других танках с противоснарядной броней), требуется "самоходный лафет". Тем более что в польской кампании сентября 1939 года использовались еще одни "истребители ДОТ-ов" - 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). Немного перегруженная машина, использовавшаяся в первой батарее 8-го дивизиона истребителей танков, имела ряд недостатков, но достоинства выявили сразу. Прежде всего, это гораздо более высокая мобильность и существенно меньшее время, необходимое для приведения в боевое положение. Нового заказа на 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8) не последовало, зато были сделаны выводы по поводу связки Gepanzerter 8t Zugkraftwagen с Bunkerknacker.

Про ходовые качества Gepanzerter 8t Zugkraftwagen обычно вопрос не поднимаются, но вряд ли броня их улучшила.
Про ходовые качества Gepanzerter 8t Zugkraftwagen обычно вопрос не поднимаются, но вряд ли броня их улучшила.
Про ходовые качества Gepanzerter 8t Zugkraftwagen обычно вопрос не поднимаются, но вряд ли броня их улучшила.

Осенью 1939 года три дивизиона противотанковой артиллерии - 525-й, 560-й и 605-й, были переформированы в дивизионы тяжелых истребителей танков. С 525-м и 560-м дивизионом это случилось 16 октября 1939 года, а с 605-м - к 3 ноября. Теперь ни о какой Линии Мажино не было и речи, главной задачей орудий становилась борьба с толстобронными танками. По крайней мере, так предполагалось в теории, практика же являлась немного иной. Кроме того, все прекрасно понимали, что 33 зенитки - это слегка маловато. Посему за частями закрепляли зенитные артиллерийские полки, у которых тоже имелись бронебойные снаряды, причем часть их них вполне были обучены стрельбе по танкам. Так что если кто вам будет рассказывать про Роммеля, который "изобрел" стрельбу Flak 18 по наземным целям, можете громко смеяться в ответ. Всё было придумано задолго до контратаки под Аррасом.

Не все тягачи Bunkerknacker были бронированными. Часть Sd.Kfz.7 из состава 525-го дивизиона истребителей танков были вполне обычными. Кстати говоря, такое размещение запасного колеса на зенитке было вполне характерно для данного дивизиона.
Не все тягачи Bunkerknacker были бронированными. Часть Sd.Kfz.7 из состава 525-го дивизиона истребителей танков были вполне обычными. Кстати говоря, такое размещение запасного колеса на зенитке было вполне характерно для данного дивизиона.
Не все тягачи Bunkerknacker были бронированными. Часть Sd.Kfz.7 из состава 525-го дивизиона истребителей танков были вполне обычными. Кстати говоря, такое размещение запасного колеса на зенитке было вполне характерно для данного дивизиона.

В ходе боев за Францию у 525-го, 560-го и 605-го дивизионов истребителей танков вполне имелись возможности отличиться. Но если посмотреть на то, что происходило в мае 1940 года, появляется если не разочарование, то ряд вопросов. Из ЖБД 525-го дивизиона следует, что встречи с Char B1 bis, главными визави, у них оказались единичными. Причем зенитки вполне успешно выполнили свою работу. А вот главными целями оказались... те самые ДОТ-ы, для борьбы с которыми их и создавали. Боевой путь остальных дивизионов оказался примерно тем же.

Еще одно орудие из того же дивизиона в ходе боев за Францию.
Еще одно орудие из того же дивизиона в ходе боев за Францию.
Еще одно орудие из того же дивизиона в ходе боев за Францию.

На этом фоне гораздо более эффективной связкой стало использование самых обычных 8.8 cm Flak, которые сопровождали пехотные и танковые дивизии. Именно они часто и были главным аргументом против французских и английских танков. Правда, и их роль не стоит преувеличивать. Согласно отчету зенитных подразделений, которые входили в состав XIX армейского корпуса, с 9 по 26 мая 1940 года они уничтожили 208 самолетов и... 13 танков. Нет, они показали себя хорошо как средство усиления, но не стоит так уж сильно преувеличивать роль "8-8". 3,7 cm Pak, а также 10,5 cm leFH 18, основные орудия немецких пехотных частей, являлись главными противниками французской и английской брони, в том числе и под Аррасом.

Французская кампания стала единственным случаем применения Gepanzerter 8t Zugkraftwagen в связке с Bunkerknacker. По иронии судьбы, большую часть времени истребители танков воевали с ДОТ-ами.
Французская кампания стала единственным случаем применения Gepanzerter 8t Zugkraftwagen в связке с Bunkerknacker. По иронии судьбы, большую часть времени истребители танков воевали с ДОТ-ами.
Французская кампания стала единственным случаем применения Gepanzerter 8t Zugkraftwagen в связке с Bunkerknacker. По иронии судьбы, большую часть времени истребители танков воевали с ДОТ-ами.

Итогом французской кампании стали два вывода. Первый - в качестве средства противотанкового усиления 8.8 cm Flak 18 годилась, но при этом требовалась переделка. В июле 1940 года была дана команда ставить орудийные щиты. Они были не у всех зениток данного типа, но тем не менее. А вот второй вывод оказался неутешительным. Специальная версия Flak 18 и Sd.Kfz.7 вообще ничем не выделялась на фоне связки обычной зенитки и обычного Sd.Kfz.7. Поэтому 13 июля 1940 года был дана команда перевооружить 525-й, 560-й и 605-й дивизионы обратно на 3,7 cm Pak. Впрочем, уже позже эти дивизионы снова стали самоходными, но это уже совсем другая история. В заключение стоит отметить, что именно как средство борьбы с вражескими укреплениями связка Gepanzerter 8t Zugkraftwagen с Bunkerknacker показала себя вполне неплохо. Несмотря на смену вектора от истребителя ДОТ-ов к истребителю танков, первая задача выполнялась чаще. Другой вопрос, что те же самые задачи вполне выполняли обычные зенитки. Так что идея была хорошей, да и исполнение неплохое, но особого смысла в ней не оказалось.

Источники:

Dreaded Thread: The 8.8 cm Flak 18/36/37 in the Anti-Tank Role, Thomas L.Jentz, Panzer Tracts, 2001

History of the Panzerjager Vol.1. Origins and Evolution 1939–1942, Thomas Anderspon, Osprey Publishing, 2018

Другие статьи по немецким колесным и полугусеничным машинам:

Статья по Horch 901

Противотанковое ружье 2,8 cm s.Pz.B.41 с коническим стволом как вооружение для немецких броневиков Sd.Kfz.221 и бронетранспортеров Sd.Kfz.250/11