Когда пожарные берутся за постройку танков

2,2k full reads
5,4k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 40% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

История колесно-гусеничного танка Convertible Medium Tank T3E2, созданной производителем пожарной техники American LaFrance

Производители автомобилей и тракторов практически сразу оказались одними из основных танкостроителей. Первой их них оказалась William Foster & Co Ltd, та самая, что построила самые первые танки, а далее выпускала знаменитые "ромбы". Аналогичной ситуация была и в Германии, где ключевые позиции оказались у Daimler. Во Франции, к 1918 году, основное производство танков оказалось сконцентрированным на Renault. Не отличалась ситуация и в США. Одним из производителей 6-тонных танков M1917, американской версии Renault FT, была автомобилестроительная компания Maxwell Motor Co. Не стоит забывать и про Ford. Только окончание Первой мировой войны стало причиной, почему не началось массовое производство 3-тонных танкеток M1918. Заказано их было 15000 штук, и выпускались они как раз силами Ford. В виду окончания войны серий ограничилась всего 15 штуками, но вообще их предполагалось выпускать по 100 штук ежедневно.

240-сильный мотор ALF, который был установлен в Combat Car T1E3. Испытания этого мотора оказались не особо удачными.
240-сильный мотор ALF, который был установлен в Combat Car T1E3. Испытания этого мотора оказались не особо удачными.
240-сильный мотор ALF, который был установлен в Combat Car T1E3. Испытания этого мотора оказались не особо удачными.

Той же самой ситуация была и с американскими средними танками. Разработка и производство этих машин предполагалась силами Front Drive Motor Company Джона Уолтера Кристи. До войны основным бизнесом Кристи являлось производство мотоблоков для пожарных прицепов. На этом поприще Front Drive Motor Company достигла больших успехов, а вот с военной техникой случился провал. Мало того, что крупной серии танков не состоялось, так еще Кристи совершил ошибку, свернув выпуск мотоблоков в ожидании военных заказов. Этим тут же воспользовалась American LaFrance, ставшая главным игроком на рынке пожарной техники. Надо сказать, что зачастую попытки производителей автомобильной техники связаться с американскими военными ничем хорошим не заканчивались. Гарри Нокс, ставший главным разработчиком американских танковых шасси, в 1924 году свою компанию закрыл. В 1927 году новым партнером Департамента Вооружений стала James Cunningham Son & Co, производитель роскошных автомобилей. Поначалу дела шли в гору, моторы James Cunningham Son & Co использовались на американских легких и средних танков, а сама фирма являлась подрядчиком по их выпуску. Вот только в 1928 году снова появился Кристи со своим колесно-гусеничным танком. Мало того, что он спутал карты Департаменту Вооружений, так еще и испортил бизнес James Cunningham Son & Co. Крупного заказа так и не состоялось, а история с танками стала одной из причин дальнейшего закрытия компании.

Проект модернизации танка Кристи силами Департамента Вооружений. На этом танке также предполагался мотор American LaFrance.
Проект модернизации танка Кристи силами Департамента Вооружений. На этом танке также предполагался мотор American LaFrance.
Проект модернизации танка Кристи силами Департамента Вооружений. На этом танке также предполагался мотор American LaFrance.

В 1931 году сотрудничество Департамента Вооружений и James Cunningham Son & Co подошло к концу. Стало ясно, что танки, которые совместно разрабатывались и строились, не имеют перспектив. За счет выпуска бронемашин Armored Car M1 недолго удалось продержаться на плаву, но для James Cunningham Son & Co танкостроение закончилось фатально. К 1936 году компания закрылась окончательно. Впрочем, и Кристи, чьи танки во многом стали причиной краха альянса американских военных и автопроизводителя из Рочестера, ничего особо не выиграл. Мало того, что заказы на 7 Convertible Medium Tank M1931 не покрывали все его расходы, так еще и сам Кристи очень плохо реагировал на любую критику со стороны Департамента Вооружений. При наличии некоторой предвзятости к персоне Кристи, следует признать, что значительная часть претензий имела под собой основания. Официально именовавшийся средним, на самом деле Convertible Medium Tank M1931 находился где-то между средним и легким классами. Вместо того, чтобы доработать танк, Кристи начал шантаж и вообще создал "летающий" танк. В Департаменте Вооружений по этому поводу пожали плечами, поскольку имели полное право, включая и юридическое, выбрать другого подрядчика для создания Convertible Medium Tank T3E2. Комитет по Вооружениям закончил к 14 октября 1932 года спецификацию на машину, после чего ее разослал 14 компаниям, включая и Кристи. На самом деле это скорее было формальностью, поскольку Кристи всё равно не собирался строить танк по данной спецификации. Это стало большой ошибкой: контракт достался American LaFrance. Таким образом, производитель пожарной техники перешел Кристи дорогу уже во второй раз.

Исходный проект Convertible Medium Tank T3E2. По башне явно не искали легких путей.
Исходный проект Convertible Medium Tank T3E2. По башне явно не искали легких путей.
Исходный проект Convertible Medium Tank T3E2. По башне явно не искали легких путей.

Столь экзотичный подрядчик кажется странным только на первый взгляд. В реальности выбор Департамента Вооружений выглядел логично. Во-первых, ALF являлась довольно крупной компанией, для которой танкостроение не было столь важным. То есть ситуации типа Кристи или Cunningham, которые балансировали на краю краха, не наблюдалось. Во-вторых, сотрудничество с ALF шло как минимум с конца 1931 года. Дело в том, что спецификация на T3E2 появилась не на пустом месте. С 1931 года в Департаменте Вооружений бурно обсуждали вопросы модернизации танка Кристи. Многим его скоростные характеристики вскружили голову, но некоторые заметили совсем другое. В том числе и не самый лучший, с точки зрения эксплуатации, мотор Liberty L-12. Помимо того, что мотор оказался капризный, у него пиковые данные по мощности находились в районе 1800 об/мин. Между тем, опыт эксплуатации подсказывал необходимость что-то более высокооборотистого. И вот как раз это имелось у American LaFrance. В 1931 году начался выпуск модели American LaFrance 300 Series, получившей двигатель V12 объемом 12,36 литров и мощностью 240 лошадиных сил. Как раз его и начали рассматривать как альтернативу. Сначала теоретическую, а в 1932 году такой мотор поставили в один из Combat Car T1. Правда, опыт оказался не особо удачным, поэтому Combat Car T1E3 вскоре переделали обратно.

Такой машина была по финалу.
Такой машина была по финалу.
Такой машина была по финалу.

Работа American LaFrance с Департаментом Вооружений принципиально отличалась от того, что происходило в случае с Кристи. Подобно James Cunningham Son & Co, производитель пожарной техники фактически являлся "руками" американских военных. Иного варианта и быть не могло, поскольку у ALF опыта танкостроения не имелось. Надо сказать, что исходный проект T3E2 выглядел, скажем так, весьма смело. Являлся он прямым развитием тех самых упомянутых идей офицеров Департамента Вооружений. Общая концепция модернизации выглядела равнозначной и для легких, и для средних танков. Прежде всего требовалось сделать танк четырехместным,а также разместить в лобовой части корпуса курсовой пулемет. Кроме того, навязанную Департаментом Вооружений систему привода с цепями Галля признали глупостью. Ну а как еще это можно назвать, если было необходимо разобрать часть ведущих колес, чтобы поставить звездочки для цепей? В общем-то, разумных идей хватало, но при этом периодически возникали странные мысли вроде втыкания дополнительных пулеметов. Навязчивая идея "огневого ежа" не отпускала американских военных долго.

Теоретически танк выглядел довольно удачным, а по заявленным ТТХ даже лучше танка Кристи.
Теоретически танк выглядел довольно удачным, а по заявленным ТТХ даже лучше танка Кристи.
Теоретически танк выглядел довольно удачным, а по заявленным ТТХ даже лучше танка Кристи.

По результатам всех переделок у ALF, которая действовала в плотной связке с арсеналом Уотертаун, получился во многом другой танк. Более широкий, с совершенно другим корпусом и башней, авиационным мотором Curtiss D-12 и рядом других принципиальных отличий. Даже ходовая часть, и та была схожа с прототипом только общей концепцией. Совершенно иначе выполнили носовую часть корпуса. Теперь механик-водитель мог выбраться со своего места, не вылезая через башню, а ленивцы крепились без длинных кронштейнов. С корпусом, конечно, создатели T3E2 намудрили, но видно, что старались. По крайней мере, теперь доступ к мотору и коробке передач стал хоть немного, но лучше. Вместе с тем, по корпусу T3E2 был шагом назад, если сравнивать с танком Кристи. Если Кристи делал корпуса сварными, применяя заклепки и рейки только в целях усиления, то танк ALF был весь на заклепках и рейках. Ну и с эстетической точки зрения лупоглазый потомок выглядел явно хуже прародителя.

В реальности же первые испытания T3E2 закончились полным провалом. Неслучайно весной 1934 года американская пехота захотели средний танк на базе Combat Car T4.
В реальности же первые испытания T3E2 закончились полным провалом. Неслучайно весной 1934 года американская пехота захотели средний танк на базе Combat Car T4.
В реальности же первые испытания T3E2 закончились полным провалом. Неслучайно весной 1934 года американская пехота захотели средний танк на базе Combat Car T4.

Достаточно спорно получилось и боевое отделение. С одной стороны, финальная версия башни получилась всё же не такой страшной, как предполагалось. С другой же стороны, возникал ряд вопросов. Для начала, сторонники идеи "огненного ежа таки пропихнули свою концепцию. Поэтому пулеметы у T3E2 находились по периметру башни. Далее, смотровая башенка располагалась так, что пользоваться ей оказалось неудобно. Вместе с тем, нельзя не отметить большую работу, проведенную по улучшению обзорности из башни. Возможно, что даже со смотровыми щелями переборщили, ибо их оказалось слишком много. Ну и, как в случае с корпусом, башня имела клепаную конструкцию.

T3E2 после доработок. Их оказалось столько, что танк получил индекс Convertible Medium Tank T3E3.
T3E2 после доработок. Их оказалось столько, что танк получил индекс Convertible Medium Tank T3E3.
T3E2 после доработок. Их оказалось столько, что танк получил индекс Convertible Medium Tank T3E3.

Несмотря на то, что общая конструкция Convertible Medium Tank T3E2 была утверждена в 1933 году, по факту машина появилась немного позже. Первые танки вышли на испытания к весне 1934 года, и вот тут стали вылезать крайне неприятные подробности. Во-первых, боевая масса машина по факту достигла 13607 кг, то есть существенно больше T3. Ничего удивительного в этом нет, ведь корпус стал на полметра длиннее и на 20 сантиметров шире. Но смое неприятное оказалось в другом. Согласно официальным данным, скорость на гусеничном ходу достигала 56 км/ч, а на колесном - 93 км/ч. Но это официальные данные, а на самом деле всё было плохо. Первая же серия испытаний закончилась провалом. Узким местом стали дефекты главной передачи, в результате танк отправился на переделку. Уже на этом этапе стало понятно, что какая-то ерунда получается. Неслучайно пехотное командование захотело новый средний танк - Convertible Medium Tank T4, на базе Combat Car T4.

В 1937 году эти танки списали из армии.
В 1937 году эти танки списали из армии.
В 1937 году эти танки списали из армии.

То, что с Convertible Medium Tank T3E2 творится беда, показали и войсковые испытания. Традиционно для этого использовалась рота 67-го пехотного полка, Форт-Беннинг, где проходили войсковые испытания и танки Кристи. Так вот, жалобы на проблемы с танками Кристи как-то вообще затерялись на фоне новинки. Отмечалось, что в ходе одного из тактических учений пределом скорости, на которой можно было управлять машиной, было 32 км/ч. Это при официальных 56 км/ч, напомню. А также набралось более шести десятков различных дефектов. Их, конечно, постепенно правили, и даже смогли привести машину в чувство. Но к тому моменту в пехоту стали поступать Convertible Medium Tank T4, однозначно более удачные по конструкции.

Наряду с Combat Car T2, эта машина стала одним из примеров того, как колесно-гусеничные танки делать не надо.
Наряду с Combat Car T2, эта машина стала одним из примеров того, как колесно-гусеничные танки делать не надо.
Наряду с Combat Car T2, эта машина стала одним из примеров того, как колесно-гусеничные танки делать не надо.

После такой истории не стоит удивляться, что для American LaFrance это стал первый и последний танк. Потом имела место попытка влезть на рынок бронемашин, но не особо удачная. В общем-то, ALF легко отделалась, поскольку она не обанкротилась и вполне успешно продолжала существовать до недавнего времени. Что же касается T3E2, то их списали в 1937 году, причем явно без сожаления. Некоторое время один такой танк был музейным экспонатом, но потом его сдали в металлолом. Одним словом, попытка модернизировать танк Кристи без самого Кристи закончилась провалом. Ну а американские военные, на время, зареклись работать с частными подрядчиками.

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1978

Фотоархив автора

eBay

Другие материалы по американским средним танкам:

M1940 Christie Tank в Советском Союзе

Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T20E3

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1

Сварная башня E6194, изначально создававшаяся для Medium Tank T20, но испытывавшаяся на Medium Tank T23

К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T42

К 90-летию с начала испытаний Medium Tank T2

Convertible Medium Tank M1931, танк, который Кристи делал для американской армии, но купили его англичане