Когда заказали танк не у тех англичан

2,2k full reads
3,1k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 72% of the total page views
4 minutes — average reading time

История создания Carro Armato Ansaldo da 9 T, самого странного итальянского среднего танка, разработанного англичанами из William Foster and Co. Ltd

То, что межвоенный период был временем самых разных конструкторских решений, ни для кого не секрет. Это касалось и танкостроения. Родившись в огне Первой мировой войны, танки очень быстро эволюционировали. Окончание Первой мировой войны и наступившее повсеместное ограничение финансирования военных разработок, конечно, сделало своё черное дело, но затормозить эволюцию не смогло. Танки в 20-е годы прошли впечатляющий эволюционный путь развития. Серийными при этом, становились немногие модели, но тот рывок, что случился в 30-е года, базировался на разработках, которые были сделаны в 20-е годы. А тогда каких только конструкторских решений не реализовывали. Те же колесно-гусеничные танки существовали где-то в пяти вариациях подхода к вопросу.

Макет Carro Armato da 9 T в исходном виде.
Макет Carro Armato da 9 T в исходном виде.
Макет Carro Armato da 9 T в исходном виде.

Шли танковые разработки и в Италии. Вслед за грандиозным по размерам, но слишком медленным тяжелым танком FIAT 2000 последовал куда более удачный FIAT 3000. Эта машина стала лучшим клоном Renault FT, причем итальянцы не стали копировать французский танк впрямую. Он был слишком тяжелым, а имевшиеся грузовики не позволяли перевозить такую машину. Да и скорость 8 км/ч как-то не вдохновляла. Посему получился танк, похожий на Renault FT, но на самом деле более удачный. Его скорость была почти в 3 раза выше, башня более просторной, да и вооружение из двух пулеметов более мощным. Правда, в серию он пошел уже в 1921 году, спустя несколько лет после окончания Первой мировой войны. Тем не менее, прослужил он очень долго, причем вторую серию (FIAT 3000 B, он же Carro armato mod.1930) запустили в серию в 1930 году. Правда, случилось это скорее как вынужденная мера. Предшествовали этому попытки создать сменщика FIAT 3000.

Общее устройство танка. Как можно заметить, сильно на William Foster and Co. Ltd мучиться не стали и во многом перенесли идеи еще времен Первой мировой войны.
Общее устройство танка. Как можно заметить, сильно на William Foster and Co. Ltd мучиться не стали и во многом перенесли идеи еще времен Первой мировой войны.
Общее устройство танка. Как можно заметить, сильно на William Foster and Co. Ltd мучиться не стали и во многом перенесли идеи еще времен Первой мировой войны.

24 марта 1925 года полковник Энрико Малтезе, командир танковой группы, подготовил доклад, в котором обрисовал своё видение дальнейшего развития FIAT 3000. По его мнению, танк требовалось увеличить в размерах, добавить 37-мм пушку, а толщину брони увеличить до 20 мм, чтобы защитить его от огня крупнокалиберных пулеметов и первых противотанковых пушек. Требовалось поставить более мощный мотор, который выдавал уже 75 лошадиных сил, и позволял разгонять машину до 24 км/ч. Боевая масса при этом оценивалась в 8,5-9 тонн. Данный проект получил обозначение Carro Armato Tipo 2. Идея полковника Малтезе осталась без реализации, тем не менее, после того, как в конце 1926 года начались бои с ливийцами, необходимость танка с пушечным вооружением стала очевидной.

Танк в исходной конфигурации. Траки показали себя очень плохо, поэтому вскоре их поменяли.
Танк в исходной конфигурации. Траки показали себя очень плохо, поэтому вскоре их поменяли.
Танк в исходной конфигурации. Траки показали себя очень плохо, поэтому вскоре их поменяли.

Снова вопрос о необходимости машины с пушечным вооружением и ТТХ, близкими к Carro Armato Tipo 2, был поднят в 1927 году. На Ansaldo повели себя странно: с одной стороны, они разрабатывали для советской стороны проект 65-тонного танка прорыва, а с другой, не были в состоянии разработать 9-тонный танк. Проблему решили устранять тем же способом, как получили FIAT 3000 - обратиться к зарубежному подрядчику. К французам особого смысла обращаться не было, зато интересные предложения нашлись в Англии. Для начала, "скауты" из Ansaldo постучались в Vicksers-Armstrongs, там наиболее интересной новинкой показалась танкетка Carden-Loyd Mk.VI. По неизвестным причинам Vickers Mk.E итальянцы сначала как-то обошли стороной. Видимо, не устроило чисто пулеметное вооружение и недостаточная броневая защита. Зато удалось наладить контакт с William Foster and Co. Ltd. У людей, создавших танки, к тому моменту дела шли плохо. Из обоймы танковых заказов их, еще в начале 20-х годов, вытеснили Vickers и королевский арсенал в Вулвиче. Посему появление итальянцев было воспринято с энтузиазмом. Вряд ли тогда на Ansaldo догадывались, какую ошибку совершили.

В таком виде Carro Armato da 9 T известен больше всего. Ходовая часть еще старая, а траки уже новые. Благодаря им проходимость выросла.
В таком виде Carro Armato da 9 T известен больше всего. Ходовая часть еще старая, а траки уже новые. Благодаря им проходимость выросла.
В таком виде Carro Armato da 9 T известен больше всего. Ходовая часть еще старая, а траки уже новые. Благодаря им проходимость выросла.

В своё время William Foster and Co. Ltd потерпела неудачу в борьбе с конкурентами потому, что не смогла создать что-то прогрессивное. Там как делали "ромбы", так примерно эта же линия и продолжалась. Ну а поскольку в Линкольне главным танкостроителем продолжал оставаться сэр Уильям Триттон, не стоит удивляться, что получилось нечто странное, мягко говоря. Вместек с тем, проект 9-тонного танка был не полностью английским. На стороне William Foster and Co. Ltd был общий концепт, а за заказчиком оставалось вооружение, силовая установка и ряд других агрегатов. Так или иначе, уже к 1929 году работы по машине уже вовсю шли. Через Уильяма Ригби, одного из ключевых людей в William Foster and Co. Ltd, связанных с танкостроением, была передана модель в масштабе 1:10. Она, к слову, сохранилась до наших дней.

Модернизированный "силовой блок". Концепция размещения силового агрегата также навевает мыли о Первой мировой войне.
Модернизированный "силовой блок". Концепция размещения силового агрегата также навевает мыли о Первой мировой войне.
Модернизированный "силовой блок". Концепция размещения силового агрегата также навевает мыли о Первой мировой войне.

От исходной идеи полковника Малтезе осталась, по большому счету, только масса машины - 9 тонн. Следует отметить, что часто упоминаемое обозначение Carro di Rottura в переписке не использовалось, зато применялся полный аналог этого названия на французском - Char d'assult. То есть танк прорыва. Двухместная боевая машина не имела башни как класс, при этом она получилась очень длинной - почти 5 метров. Приводил в движение данный танк, который официально обозначался Carro Armato da 9 T, 86-сильным дизельным мотором (первоначально его мощность оценивалась в 80-88 лошадиных сил). Ожидалось, что танк будет развивать скорость до 19 км/ч. Следует отметить, что в William Foster and Co. Ltd сделали танк таким вытянутым не просто так. За счет большой длины он мог преодолевать более широкие препятствия, нежели танки аналогичного класса. Еще один важный момент - именовали его как Carro armato medio, то есть средний танк.

В ходе одного из испытательных пробегов, надмоторная плита снята.
В ходе одного из испытательных пробегов, надмоторная плита снята.
В ходе одного из испытательных пробегов, надмоторная плита снята.

Отказ от вращающейся башни диктовался очень мощным, для своего класса, вооружением. В качестве главного калибра выступала 65-мм короткоствольная пушка с начальной скоростью снаряда 327 м/с. Также имелось 2 пулемета FIAT-Revelli M1926, для которых предусматривалось 4 шаровых установки по периметру рубки. Правда, зачем их было столько, не очень понятно, ведь обслуживал всё это вооружение только один человек - командир. К слову, при установке пулемета в лобовой шаровой установке он размещался аккурат над механиком-водителем. За счет относительно большого боевого отделения боекомплект получился очень немаленьким - 80 выстрелов для орудия и 3000 патронов для пулемета. Еще одним интересным моментом является броневая защита. По проекту лоб корпуса могу иметь толщину 25-30 мм, то есть держать выстрел 3-фунтовой танковой пушки Vickers, которая стояла на Medium Tank Mk.II. Впрочем, на практике лоб имел толщину 20 мм, а борта - 12 мм.

Рядом с опытным образцом Carro Armato L 3, с которого позже взяли ходовую часть.
Рядом с опытным образцом Carro Armato L 3, с которого позже взяли ходовую часть.
Рядом с опытным образцом Carro Armato L 3, с которого позже взяли ходовую часть.

Относительно того, когда именно был закончен опытный образец Carro Armato da 9 T, даже у итальянских историков нет общего мнения. Исходя из имеющейся информации, случилось это в 1930 году. По результатам испытаний машина достигла максимальной скорости 22 км/ч, но, судя по происходящему, уже в этот момент у итальянских военных появились первые признаки разочарования. Помимо крайне низкой маневренности огня, у танка имелся и еще один большой минус. Ходовая часть с 12 опорными катками показала себя как минимум не лучше, нежели FIAT 3000. Плохо показали себя и траки исходной конструкции, имевшие неважное зацепление.

Внутри боевого отделения. Командир тут был "и жнец, и швец, и на дуде дудец".
Внутри боевого отделения. Командир тут был "и жнец, и швец, и на дуде дудец".
Внутри боевого отделения. Командир тут был "и жнец, и швец, и на дуде дудец".

Сразу бросать танк итальянские военные не стали, поскольку считали, что машина не столь и безнадежная. В конце концов, по броневой защите, а также по вооружению, она превосходила FIAT 3000, да и подвижность была не самой плохой. Французские танки-аналоги были как минимум не быстрее. Посему танком продолжали заниматься. Для начала, на Ansaldo разработали новый трак, имевший более удачную конструкцию. Он получился более надежным, а также имел лучшее зацепление. Собственно говоря, большинство фотографий Carro Armato da 9 T сделано как раз с данным типом трака. Далее, в 1932 году, была доработана силовая установка.

Танк с модернизированной ходовой частью.
Танк с модернизированной ходовой частью.
Танк с модернизированной ходовой частью.

Наибольшие изменения Carro Armato da 9 T претерпел к 1934 году. К тому моменту Ansaldo вовсю работала над малым танком Carro Armato L3, пожалуй, наиболее удачной производной танкетки Carden-Loyd. Собственно говоря, от исходной танкетки мало что осталось, особенно это касается ходовой части. Вот как раз ее и было решено перенести на Carro Armato da 9 T. На танк поставили блокированную подвеску, с тележками, в которые были сгруппированы 2 группы по 3 опорных катка. От исходной ходовой части остались 2 катка (1 спереди и 1 сзади), которые смягчали удары при преодолении препятствий. С новой ходовой частью плавность хода, особенно на сложной местности, заметно выросла.

Модернизация ходовой части пошла явно на пользу, но к середине 30-х годов танк выглядел откровенно примитивно.
Модернизация ходовой части пошла явно на пользу, но к середине 30-х годов танк выглядел откровенно примитивно.
Модернизация ходовой части пошла явно на пользу, но к середине 30-х годов танк выглядел откровенно примитивно.

К тому моменту танк уже не являлся перспективным. Сама идея боевой машины с орудием в корпусе итальянцам вполне пришлась по душе. Но концепция William Foster and Co. Ltd оказалась чересчур примитивной. Тем не менее, именно 9-тонный танк стал для итальянцев отправной точкой с точки зрения дальнейшего развития средних танков. Уже вскоре, на основании опыта разработки 9-тонного танка, начались работы по Carro di Rottura 10 T. Они привели к созданию Carro Armato M 11-39, первого итальянского серийного среднего танка. Тоже весьма странной машины, но куда более разумной, чем концепция Триттона. Ну а англичан еще ждал "привет" от William Foster and Co. Ltd в виде TOG.

Источники:

Gli autoveicoli da combattimento dell'Esercito Italiano P.1 (Dalle origini fino al 1939), Nicola Pignato, Filippo Cappellano, SME, 2002

Архив автора