Легкий шведский танк по цене немецкого среднего

595 full reads
1,2k story viewsUnique page visitors
595 read the story to the endThat's 48% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

История легкого шведского танка Strv m/39, второй по счету серийной модели Landsverk L-60 для шведской армии

Во второй половине 30-х годов потихоньку начал раскручиваться маховик военной машины. Приход к власти в Германии нацистов заставил их соседей заняться модернизацией армии, в том числе это касалось и танкостроения. Спячка 20-х и начала 30-х годов закончилась, главные игроки мирового танкостроения вступили в активную фазу. Правда, поначалу у ряда стран с танками либо не получалось совсем, либо выходили конструкции, близкие к тупиковым. В полной мере это касалось и шведов. AB Landsverk, фактически являвшаяся тестовым полигоном немецкого объединения G.H.H., разрабатывала для шведской королевской армии танк Landsverk L-10. По основным параметрам он относился к легким танкам, но сама Landsverk считала его машиной среднего класса. В принципе, имела право, поскольку боевая масса 10,5 тонн была не такой и редкостью для тогдашних средних танков. Три заказанных образца, обозначавшиеся как Strv m/31, были изготовлены в 1935 году, и тут выяснилось, что машины уже не совсем шведов устраивают. Ходовая часть была уже архаичной, да и коробка передач вызывала массу нареканий. По счастью, для экспортных поставок Landsverk разработала легкий танк L-60. Обладавший более тонкой броней, этот танк скорее был аналогом Vickers Mk.E, но неожиданно выяснилось, что машина как минимум не уступает L-10. А с учетом торсионной подвески, впервые примененной на танке, L-60 оказался даже лучше. В результате шведские военные проявили живой интерес к данной машине.

Установка пулеметного вооружения в башне Landsverk L-60-S/II.
Установка пулеметного вооружения в башне Landsverk L-60-S/II.
Установка пулеметного вооружения в башне Landsverk L-60-S/II.

В июле 1936 года был заключен контракт на изготовление двух опытных образцов L-60 для шведской королевской армии. Первая машина изготовлялась как шасси, а вторая полноценным танком. В период с 9 по 18 августа 1937 года эти танки прошли испытания, которые закончились успешно. 10 сентября 1937 года с Landsvderk заключили договор №55215 на поставку 15 танков, получивших обозначение Landsverk L-60 S. Одновременно появился новый индекс - Sytrv m/38. По итогам появился первый шведский танк, выпущенный тиражом более 10 экземпляров. Интересно, что фактически Strv m/38 занял нишу Strv m/31, то есть формально выполнял функции среднего танка. Если бы не броня, то не такая уж и странная ситуация, да и немцы позже использовали чехословацкие легкие танки как эрзац-средние. Роль же легких танков выполняли танкетки Strv m/37 (AH-IV-Sv), имевшие чехословацкое происхождение. По итогам к началу Второй мировой войны шведская королевская армия располагала 16 (15 серийных + первый опытный, L-60 S, доведенный до уровня серийного танка) Strv m/38, плюс 46 Strv m/37. Шведские военные рады были заказать больше танков, но бюджет был совсем не резиновым. Они и так были вынуждены вписываться в 4 миллиона шведских крон.

Переделанная башня, которую получил Strv m/39.
Переделанная башня, которую получил Strv m/39.
Переделанная башня, которую получил Strv m/39.

В октябре 1939 года командующий шведской королевской армией Пер Сюльван обратился к королю Густаву V с запросом о выделении 18 миллионов шведских крон на приобретение 104 танков. На фоне начавшейся Второй мировой войны крайне своевременное предложение. Швеция хоть и сохраняла нейтралитет, но иллюзий никто особо не питал. Для соблюдения нейтралитета требовалась сильная армия, а вот с этим имелись проблемы. Между тем, в шведском парламенте не считали, что надо тратить деньги на какие-то там игрушки. То, что за весну-осень 1939 года сразу две страны-партера Швеции, в том числе и в оборонной сфере, исчезли с карты мира, их как-то не впечатлило. 28 ноября 1939 года, после бурных дебатов, парламент всё же выделил деньги, но бюджет этот выглядел истинным издевательством. Его урезали в 4,5 раза. Теперь шведская королевская армия, так и быть, могла купить целых 20 танков, на эти цели оставили 4 миллиона шведских крон. Между тем, речь шла уже отнюдь не о закупке дополнительных Strv m/38. 19 декабря 1939 года с Landsverk подписали контракт на изготовление 20 Landsverk L-60S/II. Известен этот танк как Strv m/39.

Сбоку разница шасси особой разницы не было, в отличие от башни.
Сбоку разница шасси особой разницы не было, в отличие от башни.
Сбоку разница шасси особой разницы не было, в отличие от башни.

Изначально Landsverk L-60S строился с башней, в которой находилась 20-мм автоматическая пушка Madsen, имевшая существенно меньшие габариты подвижной орудийной маски. Дело в том, что широкая бронировка отнюдь не являлась благом. Вероятность заклинивания в результате попадания вражеского осколка снаряда или шальной пули оказывалась выше. Конечно, при противопульной броне это было не столь актуально, поэтому Strv m/38 получил орудийную установку по типу Stv m/31. Но уже вскоре было решено вернуться к ранее опробованной идее. Как не странно, теперь причиной стал спаренный пулемет, точнее пулеметы. Шведы явно подсмотрели идею у немцев на Pz.Kpfw.III. Не все в курсе, что у немцев не просто имела два спаренных пулемета, так еще они могли наводиться отдельно от пушки.

Большие углы возвышения и склонения были весьма важны для шведских военных.
Большие углы возвышения и склонения были весьма важны для шведских военных.
Большие углы возвышения и склонения были весьма важны для шведских военных.

Шведы пошли в вопросе спаренных с пушкой пулеметов дальше. Оба пулеметам могли наводиться не только по вертикали, но и по горизонтали. При этом учли ошибки танка №62 и разместили пулеметы с правой стороны от пушки. Наводил и заряжали их командир, он же заряжающий. Самое интересное, что получившая конструкция, далее перекочевавшая на другие танка семейства Landsverk L-60, являлась частичным решением проблемы. Шведские военные в 1940 году хотели получить углы вертикальной наводки в пределах от -25 до +25 градусов. Без существенной переделки башни такой угол склонения попросту было не получить.

Откровенно говоря, переделанная лобовая часть корпуса Strv m/39 вызывает неоднозначную реакцию. Главный вопрос - зачем так было усложнять.
Откровенно говоря, переделанная лобовая часть корпуса Strv m/39 вызывает неоднозначную реакцию. Главный вопрос - зачем так было усложнять.
Откровенно говоря, переделанная лобовая часть корпуса Strv m/39 вызывает неоднозначную реакцию. Главный вопрос - зачем так было усложнять.

Впрочем, весьма существенное удорожание танка случилось далеко не из-за одной переделки башни. Форма корпуса усложнилась, причем зачастую выглядело происходящее как минимум странно. Вместо лобовой детали корпуса из двух частей она стала гнутой. Глубинный смысл в этом не совсем понятен, особенно с учетом того, что концепция с практически полностью съемной верхней лобовой деталью корпуса сохранилась. Больше того, большой люк, по типу ирландского L-60, вернулся, да еще появился дополнительный лючок. Еще один круглый люк, больше напоминавший миску, поставили на нижнем лобовом листе корпуса. На надмоторной плите сделали большую выштамповку. Одним словом, усложнили и ослабили. Также переделали систему управления, которая лишилась рулевого колеса. Рычагами управлять оказалось проще.

Да и выштамповка на крыше моторной плиты была странным решением. И чем дальше шло развитие Landsverk L-60-S, тем сложнее становился корпус.
Да и выштамповка на крыше моторной плиты была странным решением. И чем дальше шло развитие Landsverk L-60-S, тем сложнее становился корпус.
Да и выштамповка на крыше моторной плиты была странным решением. И чем дальше шло развитие Landsverk L-60-S, тем сложнее становился корпус.

По итогам всех переделок Strv m/39 потяжелел до 8695 кг, лишние 170 кг на скоростные характеристики не повлияли. А вот цена изменилась очень сильно. Танк, фактически легкий, обходился шведской казне дороже Pz.Kpfw.III. Как такое вообще допустили, хороший вопрос. Причем изначально танк должен был обходиться дешевле - по 173077 шведских крон за штуку. Тут лишний раз "спасибо" стоит сказать шведскому парламенту, который явно экономике никто не учил. Особенно тому, что массовое изделие обходится дешевле мелкосерийного. А еще шведский парламент явно никто не учил, что нейтралитет без мощной армии является крайне сомнительной идеей. Особенно с учетом ресурсов и промышленности центрового государства в регионе. Первый звоночек прозвучал в конце 1939 года, когда случилась советско-финская война. Но куда более веселая ситуация случилась весной 1940 года. За соседнюю Норвегию случилась настоящая битва. А уже в апреле немцы вежливо попросили первые уступки с точки зрения перевозок по ее территории грузов и "отпускников". Первое время была попытка спорить, но довольно быстро в шведском правительстве всё поняли. Так что формально шведы сохраняли нейтралитет, фактически пришлось принять условия одной из воюющих сторон.

Strv m/39 из состава полка P 4, 1942 год.
Strv m/39 из состава полка P 4, 1942 год.
Strv m/39 из состава полка P 4, 1942 год.

Только после этого в шведском правительстве догадались, что "жадность - это плохо". 9 октября 1940 года с Landsverk был заключен контракт на выпуск ста танков третьей серии, получивших обозначение Landsverk L-60-S/III. Впрочем, для начала требовалось выполнить контракт по выпуску 20 образцов Landsverk L-60-S/II. А вот с этим дела обстояли не очень чтобы хорошо. Landsverk бы была рада сдать танки еще в октябре 1940 года, но у Bofors случились проблемы с выпуском пушек. В результате окончательно сдали данные танки только весной 1941 года. При таких объемах выпуска самым действенным оружием шведов были не танки, а дипломатия и собственная промышленность. В принципе, немцы могли провести и оккупацию Швеции, причем у них имелось, среди шведских военных, немало сторонников. Но на тот момент проще было получать подшипники SKF и руду из независимой страны. Правда, при таком состоянии армии от нее долгое время мало что зависело.

Как и Syrv m/38, вторая серия L-60 была распределена между двумя полками.
Как и Syrv m/38, вторая серия L-60 была распределена между двумя полками.
Как и Syrv m/38, вторая серия L-60 была распределена между двумя полками.

Получившие регистрационные номера 80-99 танки имели аналогичную Strv m/38 судьбу. Их распределили по танковым батальонам двух пехотных полков - Скараборгского пехотного полка (Skaraborgs regemente, I 9, Шёдве) и Сёдерманландского пехотного полка (Södermanlands regemente, I 10, Стренгнес). 1 октября 1942 года оба полка переформировали. I 9 стал танковым полком P 4 (Skaraborgs pansarregemente), а I 10 стал танковым полком P 3 (Södermanlands pansarregemente). Позже танки с серийными номерами 90, 91, 92 и 94 передали в кавалерийский полк К 2 (Skånska kavalleriregementet, Хельсингборг).

Танки из состава танкового полка P 3.
Танки из состава танкового полка P 3.
Танки из состава танкового полка P 3.

Следует отметить, что Strv m/39 проходили модернизацию с точки зрения усиления броневой защиты. Танк, по лобовой детали корпуса очень похожий на Strev m/40, получил очень похожее усиление лобового листа корпуса. На верхний лобовой лист корпуса наваривались бонки, к которым болтами прикручивались экраны толщиной 35 мм. Дополнительное бронирование получила верхняя часть корпуса, экраны прикрыли и рубку механика-водителя. Получила усиление и броня башни, причём здесь экраны приварились. Бронировка пушки была заменена на утолщенную. Масса Strv m/39 с усиленной бронезащитой увеличилась до 9,36 тонн. Это чуть снизило динамические характеристики, но при этом шасси выдержало. Интересно, что не все танки получили такое усиление. Ушедшие в K 2 машины модернизировать не стали. В принципе, верное решение, поскольку такое усиление к 1943-44 годам ничего особо не решало.

Экранировка для Strv m/39. Получили ее не все танки.
Экранировка для Strv m/39. Получили ее не все танки.
Экранировка для Strv m/39. Получили ее не все танки.

Аналогично Strv m/38, танки второй серии прослужили долго. Последние из них списали только в 1957 году. Дело не только в высоком качестве, но и в более приземленных причинах. Шведской танковой промышленности попросту нечего было предложить взамен. Только после запуска программы Strv 74 ветеранов начали списывать. Из 20 танков дожило 2. Первый, с серийным номером 90, находится в музее береговой обороны неподалеку от Хельсингборга. Второй с номером 94, сейчас стоит в запасниках танкового музея Arsenalen. Обе машины ранее служили в K 2. Напоследок следует отметить, что Strv m/39 воспринимался уже не так радужно, как его предшественник. К весне 1941 года машину уже успела порядком устареть, при этом 20 штук - это вообще ничто. Можно считать, что этих танков и не было, в случае боевых действий они никак бы не помогли.

Автор выражает большую признательность Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала и предоставленные иллюстрации.

Список источников:

Архив Карла Бломстера

www.ointres.se/pansar.htm

Landsverk L-60, Christer Baadstöe, PANSAR 2–2013

Другие статьи по шведской бронетехнике:

Активность шведских закупочных комиссий в 1930-31 гг по бронетанковой технике

Английские танкетки Carden-Loyd Mk.VI в шведской армии

История колесно-гусеничного шведского танка Landsverk L-30 (Strv fm/31), имевшего немецкие корни

Landsverk 10, он же Strv m/31, первый шведский танк собственной разработки, выпущенный условной серией

Landverk L-60, первый танк с торсионной подвеской, ставший одновременно и первым шведским экспортным танком

История создания Landsverk L-60 S, опытных образцов танка для шведской армии, а также всех их метаморфоз

Легкий танк Strv m/38, первый из серийных танков семейства Landsverk L-60

История разработки Strv K, попытки создать шведско-английский танк с шасси Krv и башней Centurion Mk.10