Легкий танк Гарри Нокса, который смог

467 full reads
1k story viewsUnique page visitors
467 read the story to the endThat's 46% of the total page views
7 minutes — average reading time

История Light Tank T2E1, который превратился в серийный Light Tank M2A1

Начало 30-х годов для Технического Департамента Танкового Корпуса, который являлся ведущим разработчиком американских танков того периода, оказалось крайне непростым. Откровенно говоря, войну с танками Кристи Технический Департамент, а вместе с ним и Гарри Нокс, главный разработчик шасси этих боевых машин, проигрывал. Первые же тесты опытного шасси Christie M1928 показали, что Кристи создал по-настоящему удачную боевую машину, от которой были в восторге американские военные. Особенно кавалеристы, которые оказались главными союзниками главы U .S .Wheel Track Layer Corporation . То, что танк Кристи имеет очень высокую цену, а также еще не являлся полноценной боевой машиной, тогда военных не смущало. Впрочем, бюджет американской пехоты и кавалерии оказался столь мизерным, что Кристи скорее мог праздновать пиррову победу. Всего Департамент Вооружений заказал 5 танков, позже их стало 7. Ну а далее появилось некоторое понимание, что Кристи создал боевую машину, находящуюся между средним и легким классом, а все ее преимущества заключаются в высокой подвижности. Переделывать свой танк под нужды американских военных Кристи не стал, что привело к закономерному результату. Вскоре от его услуг отказались, особенно после того, как вместо переделки танка Кристи предложил летающий танк.

Light Tank T2E1 в Форт-Беннинг, январь 1935 года.
Light Tank T2E1 в Форт-Беннинг, январь 1935 года.
Light Tank T2E1 в Форт-Беннинг, январь 1935 года.

Можно сказать, что в тот момент, когда Кристи оказался без контракта на Convertible Medium Tank T3E2, Гарри Нокс облегченно вздохнул, но на самом деле это была не более чем передышка. Американские военные крепко зацепились за идею колесно-гусеничных танков, при этом бюджет оказался совсем не резиновым. Результатом стало то, что танки легкого и среднего классов перешли друг другу дорогу. Да и с точки зрения классов вопрос был еще тот. Самые последние легкие танки семейства Light Tank T1 подошли к отметке 8,5-9 тонн, а там и до средних танков было недалеко. В свою очередь, средние танки имели боевую массу 9-11 тонн, причем вооружение и броневая защита были такими же, как у легких. Такой вот внезапный парадокс, который заставил американское военное руководство всерьёз задуматься.

Помимо подвески, немного переделали борта корпуса, а также элементы кормовой части.
Помимо подвески, немного переделали борта корпуса, а также элементы кормовой части.
Помимо подвески, немного переделали борта корпуса, а также элементы кормовой части.

Весной 1933 года Джордж Дерн, новый американский военный министр, подписал циркуляр, согласно которому масса легких танков ограничивалась 7,5 короткими тоннами (6804 кг). Это положило конец попыткам довести Light Tank T1 до ума и заставило Технический Департамент Танкового Корпуса запустить работу по принципиально новому танку. К тому времени Департамент Вооружений зарекся иметь дело с частными подрядчиками, посему новый легкий танк, получивший обозначение Light Tank T2, создавался исключительно своими силами. К тому моменту американские танкостроители уже сформировали взгляд на то, каким должен быть легкий танк. Во многом идеи были позаимствованы с английского легкого танка сопровождения Vickers Mk.E . Особенно это касалось компоновочных решений. Вместе с тем, опытный образец Light Tank T2, вышедший на испытания, оказался уже самобытной боевой машиной. Американский легкий танк отличался довольно высоким силуэтом, поскольку на нем использовался авиационный радиальный мотор Continental R-670. Благодаря этому мотору удельная мощность Light Tank T2 составила около 40 лошадиных сил на тонну. По большому счету, от английского прародителя осталась основная компоновочная идея и подвеска. Как раз подвеска и стала ахиллесовой пятой машины. На испытаниях Light Tank T2 прошел меньше сотни километров, после чего их прекратили. В иной ситуации подобные результаты могли иметь катастрофические последствия, но фактически у Light Tank T2 не было конкурентов. Посему была дана команда доработать машину, после чего начинались повторные испытания.

В Форт-Беннинг предлагали корму корпуса переделать, но этого делать так и не стали.
В Форт-Беннинг предлагали корму корпуса переделать, но этого делать так и не стали.
В Форт-Беннинг предлагали корму корпуса переделать, но этого делать так и не стали.

Справедливости ради, проблемы вскрылись не только с подвеской. Не особо удачным оказалась и конструкция цельнометаллического трака с резинометаллическим шарниром. Разработал его Гладеон Барнс, использовался данный трак на нескольких танках, включая Combat Car T 4. Вместо него Нокс решил использовать свою собственную разработку. Им стал резинометаллический трак T16, имевший ряд преимуществ. Во-первых, резиновой была не только внешняя, но и внутренняя поверхность трака, что существенно снизило износ бандажей опорных катков. Во-вторых, гребней стало два, они более надежно защищали ленту от сброса (что, впрочем, не всегда спасало от подобных неприятностей, это показали испытания Combat Car T5). В-третьих, крепились траки друг к другу не пальцами, а на специальных гребнях-соединителях. Это заметно упрощало монтаж трака. Собственно говоря, современные траки, которые используются на многих танках мира, включая и российские, являются потомками трака T16.

Наглядная демонстрация работы подвески VVSS.
Наглядная демонстрация работы подвески VVSS.
Наглядная демонстрация работы подвески VVSS.

Более просто решалась проблема с дефектной подвеской. Есть подозрение, что Нокс вполне осознанно использовал на Light Tank T2 более старую ходовую часть, поскольку на Combat Car T5 стояла совершенно новая конструкция. Речь идет о подвеске VVSS (Vertical Volute Spring Suspension ), которую также разработал Гарри Нокс. Вместо листовых рессор роль упругого элемента выполняла буферная пружина, установленная вертикально, отсюда и название подвески. Узел подвески представлял собой тележку, в которую блокировали два опорных катка довольно большого диаметра (508 мм). Подвеска имела не только большой ход, но и обеспечивала каткам большую свободу. В результате обеспечивалась свобода если не полностью независимой подвески, то близко к тому. Не менее важным преимуществом подвески VVSS была простота ее установки, а также компактность и, соответственно, малая масса. Также, в связи со сменой гусеничных лент, изменениям подверглись и ведущие колеса.

По результатам испытаний было решено сделать 18 танков аналогичного типа, но на само деле их построили 9.
По результатам испытаний было решено сделать 18 танков аналогичного типа, но на само деле их построили 9.
По результатам испытаний было решено сделать 18 танков аналогичного типа, но на само деле их построили 9.

Доработанный танк получил обозначение Light Tank T2E1. Согласно имеющимся данным, боевая масса составила около 8 коротких тонн (около 7250 кг), что несколько превышало требования весны 1933 года. На самом деле масса машины была еще больше, но на тот момент важным было не это. Больше интересовал вопрос, как Light Tank T2E1 будет себя вести. Для этого в октябре 1934 года танк снова направили на Абердинский полигон. На сей раз танк показал себя гораздо лучше. В ходе полигонных испытаний была получена максимальная скорость 72 км/ч, а при эксплуатационной мощности мотора - 61 км/ч. Для понимания, примерно такие же данные имели колесно-гусеничные танки, только на колесном ходу. Естественно, имелись и недостатки, поскольку длина опорной поверхности Light Tank T2E1 была меньше, нежели у Combat Car T4/T4E1, что приводило к продольным раскачкам на пересеченной местности. Тем не менее, преимуществ у танка оказалась больше, а с точки зрения боевых характеристик он был практически равен машине более высокого класса.

Предложение по модернизации кормы T2E1, которое исходило от капитана Рери. Реализовывать его не стали.
Предложение по модернизации кормы T2E1, которое исходило от капитана Рери. Реализовывать его не стали.
Предложение по модернизации кормы T2E1, которое исходило от капитана Рери. Реализовывать его не стали.

Успешный первый этап полигонных испытаний дал основания для проведения испытаний войсковых. О них разговор начался еще в декабре 1934 года, а 11 января 1935 года Light Tank T2E1 направили в Форт-Беннинг, где размещалась 67-й пехотная рота, оснащённая средними танками. Данное подразделение специализировалось на эксплуатации опытных боевых машин. Танку были устроены полноценные испытания в наиболее сложных условиях эксплуатации, которые проводились месяц. По их итогам выяснилось, что не случилось ни одной серьёзной поломки. На фоне менее чем 100 километров испытаний Light Tank T 2, который до Форт-Беннинг даже не добрался, это был триумф. Командование пехоты указывало на то, что данная машина удовлетворяет требованиям, которые предъявлялись к легкому танку. Фактически это означало, что Light Tank T2E1 одобряется для запуска в серию.

Патент на тот самый трак, который так впечатлил американских военных.
Патент на тот самый трак, который так впечатлил американских военных.
Патент на тот самый трак, который так впечатлил американских военных.

По результатам испытаний было выявлено 14 пунктов для улучшений. Требовалось увеличить толщину броневой защиты бортовых смотровых лючков отделения управления до 16 мм, воздушные фильтры и глушители предлагалось убрать внутрь моторного отделения, немного его переделав. Также требовалась небольшая доработка подвески задних опорных катков и некоторые улучшения, связанные с защитой элементов моторного отделения. Довольно интересным был пункт "улучшить проходимость через траншеи", каким образом это предполагали делать в Пехотном Департаменте, не совсем понятно. Небольшие недостатки отмечались и в отношении башни, но они не конкретизировались. Так или иначе, руководивший испытаниями капитан Джордж Говард Рери, один из главных идеологов колесно-гусеничных танков, явно выступил за стандартизацию Light Tank T2E1. В заключении отмечалось удачное размещение механика-водителя, удобство обслуживания мотора, а также правильность использования силовой установки воздушного охлаждения. Однозначным плюсом указывалось использование двухместной башни. Резинометаллический трак и вовсе назвали революционной идеей. Рери был поражен тем, что к моменту испытаний в Форт-Беннинг танк уже прошел почти 5650 км, а гусеничные ленты всё еще находились в хорошем состоянии. Похвалы удостоилась и подвеска VVSS . Самое же главное, что прозвучало в отчете - это необходимость постройки еще 18 таких танков. При этом Light Tank T2E1 объявлялся головной машиной опытной серии.

Серийный образец Light Tank M2A1. регистрационный номер соответствует седьмому серийному танку.
Серийный образец Light Tank M2A1. регистрационный номер соответствует седьмому серийному танку.
Серийный образец Light Tank M2A1. регистрационный номер соответствует седьмому серийному танку.

Испытания Light Tank T2E1 продолжались на Абердинском полигоне до 1937 года, при этом в его конструкцию постоянно вносились различные изменения. По результатам всех переделок масса дошла до 8800 кг. Впрочем, все эти переделки шли на фоне куда более важного дела. Результаты испытаний в Форт-Беннинг стали сигналом к запуску партии танков для войсковых испытаний. Больше того, в отчете об испытаниях оговаривалось, что часть пожеланий по улучшению танка можно реализовать на танках 1936 года. То есть фактически давалось согласие на изготовление партии Light Tank T2E1 с минимальными изменениями. Видимо, Пехотное Управление так устало от штучных образцов, что уже было готово принять новую машину, как есть. Справедливости ради, даже в текущем виде данный танк выглядел крайне интересно, причем не только с точки зрения американской армии, продолжавшей эксплуатировать морально устаревшие M1917. Примерно в этом же классе находились такие танки, как, например, Pz.Kpfw.II (к 1935 году имелись опытные образцы), на фоне которого американская машина имела целый ряд преимуществ. Наконец, T2E1 отличался привлекательной ценой, составлявшей половину от колесно-гусеничного Combat Car T4E1. Так что заказ сразу 18 танков был вполне объясним.

По сравнению с Light Tank T2E1 изменения носили небольшой характер.
По сравнению с Light Tank T2E1 изменения носили небольшой характер.
По сравнению с Light Tank T2E1 изменения носили небольшой характер.

По факту серийных машин для войсковых испытаний, аналогичных по конфигурации Light Tank T2E1, было построено 9 штук. Они получили серийные номера 2-10 и регистрационные номера U .S .A . W-30102-30110. Партию из этих танков изготовил арсенал Рок-Айленд в 1935 году. Действительно, часть изменений, особенно касавшихся моторного отделения, реализовывать на данных танках не стали, но даже по шасси их довольно легко отличить от пилотного образца. Надгусеничные полки довели до полной ширины машины, отказавшись от ящиков, которые сделали на Light Tank T2E1. Поскольку шанцевый инструмент теперь выступал за полный габарит, появились ограждения, защищавшие его от случайных повреждений. Хватало и различных мелких изменений вроде лючков на кормовой плите и смотровых щелей. Занятный момент - танки одной серии отличались друг от друга по светотехнике. Специальных танковых фар тогда у американцев еще не было, так что ставили, чего придется. Кстати говоря, серийные машины отличались друг от друга и другими мелкими деталями.

Для своего времени получился весьма удачный танк, да еще и самый быстрый в классе.
Для своего времени получился весьма удачный танк, да еще и самый быстрый в классе.
Для своего времени получился весьма удачный танк, да еще и самый быстрый в классе.

Самой главной отличительной чертой Light Tank T2E1 для войсковых испытаний стала башня. Вообще по ее поводу претензии были размытыми, тем не менее, башню переделали практически полностью. Она, конечно, была похожа на башню опытного образца, но не более того. Самой заметной деталью стало появление смотровой башенки, причем она была у наводчика, при том, что командиром танка являлся заряжающий. Такая странная ситуация с башенкой продолжалась и дальше. Сама форма башенки изменилась, она стала проще и одновременно более удобной для работы расчета. Как и в случае с шасси, изменились смотровые щели, также иными стали пистолетные порты. Спаренная пулеметная установка получила подвижную бронировку. Стоит отметить, что изменилась и установка курсового пулемета. От прицела в ней отказались, поскольку выяснилось, что работать им неудобно, а проще прицеливаться по трассерам. Как не странно, такой метод прицеливания вполне работал, причем испытания подобной установки в Советском Союзе на Medium Tank M4A2 показал довольно высокую меткость. Так что отказ от прицела в шаровой установке курсового пулемета на американских танках являлся вполне осознанным выбором. Напоследок стоит отметить, что все изменения подняли боевую массу танка до 8523 кг, впрочем, динамические характеристики машины не пострадали. Она осталась такой же быстрой, как пилотный Light Tank T2E1.

Спаренная пулеметная установка T7, позже стандартизированная как M7.
Спаренная пулеметная установка T7, позже стандартизированная как M7.
Спаренная пулеметная установка T7, позже стандартизированная как M7.

Во всё том же 1935 году данные танки попали в Форт-Беннинг. Уже вскоре после этого машину стандартизировали как Light Tank M2A1. Это была большая победа американского танкостроения. Спустя 9 лет мучительной разработки американская пехота, наконец, получила официально утвержденный легкий танк. Причем этот танк являлся одним из лучших образцов в своём классе. Вместе с тем, вся серия Light Tank M2A1 ограничилась всего лишь теми самыми 9 экземплярами. Больше того, эти танки почти не встречаются в фотохронике. По большому счету, дальше войсковых испытаний они не продвинулись.

Конструкция серийной башни.
Конструкция серийной башни.
Конструкция серийной башни.

Причины такой ситуации обычно не называют, хотя она лежит на поверхности. Дело в том, что кавалерия изначально получила двухбашенный Combat Car T5, который превратился в однобашенный Combat Car M1. Вот только башня эта, взятая с Combat Car T4E1, была крупнее той, что стояла на Light Tank M2A1. Самое же главное, что под башней находился довольно высокий кожух, прикрывавший вал от мотора к коробке передач.

Последний серийный Light Tank M2A1.
Последний серийный Light Tank M2A1.
Последний серийный Light Tank M2A1.

Еще на испытаниях Light Tank T2 насчет этого кожуха была ругань, а ведь он никуда не делся. В результате американская пехота поступила прямо противоположно кавалерии, заказав двухбашенный вариант Light Tank M2A1. Как раз в такой конфигурации и построили те самые оставшиеся 9 машин первой партии. Впрочем, это уже другая история.

В виду крайне скромной серии фотографии серийного Light Tank M2A1 встречаются крайне редко.
В виду крайне скромной серии фотографии серийного Light Tank M2A1 встречаются крайне редко.
В виду крайне скромной серии фотографии серийного Light Tank M2A1 встречаются крайне редко.

Напоследок стоит упомянуть один интересный факт. 9 октября 1936 года Пехотный Департамент санкционировал разработку истребителя танков на базе Light Tank M2A1. Данная машина предполагалось как средство усиления подразделений, вооруженных обычными легкими танками, и двигалась с ними в одном строю. Вместо штатной башни была разработана новая конструкция, открытая сверху. В носовой части башни разместили установку 47-мм полуавтоматической пушки Browning . Изначально данное орудие было создано для Medium Tank T 2. Это была довольно интересная конструкция: помимо неплохих данных по пробитию (она поражала лист толщиной 30 мм на дистанции 728 метров, при наклоне листа на 20 градусов от вертикали), орудие имело обойменное питание. Использовались обоймы по 5 патронов, что позволяло иметь довольно высокий темп огня.

Опытный образец истребителя танков на базе Light Tank M2A1, лето 1937 года.
Опытный образец истребителя танков на базе Light Tank M2A1, лето 1937 года.
Опытный образец истребителя танков на базе Light Tank M2A1, лето 1937 года.

Работы по изготовлению опытной башни провели в Форт-Беннинг, готова машина была к июлю 1937 года. Теоретически, получался неплохой истребитель танков, но в том-то и проблема, что только теоретически. А вот практически огневые испытания выявили частые заклинивания орудия при стрельбе. Да и характеристики пробития очень быстро перестали удовлетворять американских военных. По этой причине безымянный проект истребителя танков быстро ушел на покой.

47-мм орудие имело обойменное заряжание, которое, впрочем, оказалось главной его проблемой. Шла ругань на постоянное заклинивание.
47-мм орудие имело обойменное заряжание, которое, впрочем, оказалось главной его проблемой. Шла ругань на постоянное заклинивание.
47-мм орудие имело обойменное заряжание, которое, впрочем, оказалось главной его проблемой. Шла ругань на постоянное заклинивание.

Несмотря на крайне неоднозначный финал разработки, данная машина оказалась этапной. Дело в том, что именно такая схема истребителя танков стала для американского танкостроения приоритетной. Спустя 5 лет на свет появился Gun Motor Carriage M 10, созданный по очень похожей концепции. Одним словом, работы в Форт-Беннинг не прошли даром.

Список источников:

US NARA

Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992

Архив автора

Другие статьи по американским легким танкам:

История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки

Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного

История создания Light Tank T2, прямого предшественника Light Tank M2

Combat Car T2, самый уродливый и бесполезный американский танк, официально именовавший броневиком

История колесно-гусеничного кавалерийского танка Combat Car T4, официально бронемашины

Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте

Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным