11 653 subscribers

Лучший из чехословацких танков

5k full reads
16k story viewUnique page visitors
5k read the story to the endThat's 30% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

История LT vz.38, самого совершенного чехословацкого танка предвоенного периода

В середине 30-х годов чехословацкая многопрофильная компания ČKD добилась существенных успехов по целому ряду направлений. За счет того, что в ČKD входили заводы, выпускавшие различную продукцию, развитие пошло по широкому профилю. Чехословацкого производителя знали по локомотивам, станкам, широкому ассортименту бытовой продукции, силовым установкам и автомобилям марки Praga. Впрочем, в историю ČKD попала и как производитель военной техники. Благодаря грамотному пути развития программы создания собственных танков чехословацкий производитель смог быстро догнать общемировое танкостроение. Не в последнюю очередь благодаря Алексею Сурину, талантливому инженеру, ставшему главным конструктором ČKD по военной тематике. Тому, как подошла ČKD к вопросу создания танков, стоило поучиться всем. Начав с лицензионного производства танкеток Cadren-Loyd Mk.VI, чехи смогли быстро придти к своей собственной концепции танкового шасси, которую далее развивали. Выпуская военную технику под маркой Praga, ČKD в 30-е годы стала известной во всём мире.

Таким TNH-S планировался изначально. Лобовой лист подбашенной коробки прямой, более ранние приборы командирской башенки.
Таким TNH-S планировался изначально. Лобовой лист подбашенной коробки прямой, более ранние приборы командирской башенки.
Таким TNH-S планировался изначально. Лобовой лист подбашенной коробки прямой, более ранние приборы командирской башенки.

Важным моментом стало то, что ČKD смогла успешно конкурировать с крупнейшим в Чехословакии производителем вооружения и военной техники - Škoda. Несмотря на связи с французским гигантом Schneider-Creusot и некоторый опыт в танкостроении, поначалу Пльзень проигрывала Праге. Tč vz. 33 и LT vz.34, первые серийные боевые машины чехословацкой армии, запущенные в серию, являлись P-I и P-II, продукцией ČKD. Впрочем, везение не могло быть вечным, и Škoda нанесла ответный удар. Их легкий танк Š-II-a в конкурентной борьбе выиграл у P-II-a, его приняли на вооружение как LT vz.35. ČKD подала протест, в результате часть LT vz.35 выпускались в Праге. Но на самом деле это скорее было похоже на сговор. Обе компании всё равно связывали партнерские отношения, ибо орудия на танки ČKD ставились производства Škoda. Так что они просто попилили заказ пополам, изобразив видимость конкурентной борьбы. Что не отменяло и настоящую конкуренцию, особенно на экспортном рынке. Здесь Пьзень явно проигрывала своим заклятым друзьям. Создав удачные образцы танкетки Praga AH-IV и легкого танка Praga TNH, ČKD потихоньку подминала под себя экспортный рынок. А затем так получилось, что экспортные разработки пригодились чехословацкой армии.

Компоновочная схема шасси.
Компоновочная схема шасси.
Компоновочная схема шасси.

Несмотря на то, что главным танком чехословацкой армии был признан LT vz.35, спокойной жизни у детища Škoda не оказалось. Производство танка осваивалось с большим трудом, Škoda сорвала сроки поставок, но это оказалось еще началом. На танках валовой продукции массово отмечался заводской брак, особенно сильный шум по этому поводу пошел из войск летом 1937 года. В результате заказ на 103 танка третьей серии было решено придержать, а общий заказ на 600 танков сократили вдвое. Этим, разумеется, воспользовались на ČKD. Там уже имелся богатый опыт разработки экспортных легких танков семейства Praga TNH. В результате, когда 30 октября 1937 MNO составило требования на новый легкий танк, имелся базис для предложения, которое выглядело явно лучше детища конкурента. Так начиналась история LT vz.38, лучшего чехословацкого танка межвоенного периода, которым, впрочем, сама чехословацкая армия воспользоваться не успела.

Отделение управления. Командир танка был вратарем-гонялой, перемещаясь между местом стрелка-радиста и своим местом в башне.
Отделение управления. Командир танка был вратарем-гонялой, перемещаясь между местом стрелка-радиста и своим местом в башне.
Отделение управления. Командир танка был вратарем-гонялой, перемещаясь между местом стрелка-радиста и своим местом в башне.

Архитектором будущего проигрыша в конкурсе на сменщика LT vz.35 отчасти стала сама Škoda. Там не нашли ничего лучше, как предложить румынский вариант танка - Š-II-aR. Это при том, что претензий к Š-II-a хватало и без качества изготовления. Самое же главное, что в Пльзени упустили резкий рывок в развитии танков ČKD. В своё время Š-II-a конкурировал с P-II-a, а экспортные танки, созданные в Праге, уже были на более высоком техническом уровне. Не говоря уже о том, что тихой сапой ČKD перешагнуло в новое поколение. Посему стартовые позиции в октябре 1937 года оказались изначально невыгодными для Škoda. Тем более что ČKD всё равно надо было делать совершенно новый танк. Демонстрационного образца Praga TNH у них не имелось, так что в срочном порядке началась работа по новой машине.

Конструкция подвески, она была развитием подвески TNH.
Конструкция подвески, она была развитием подвески TNH.
Конструкция подвески, она была развитием подвески TNH.

В самом конце 1937 года на испытания вышел опытный образец танка Praga TNH-S. Даже со всеми упрощениями, включая и корпус из конструкционной стали, он обошелся производителю в очень немаленькую сумму - 1020000 чешских крон. Но риск был оправдан. При создании танка учитывался опыт разработки более легких экспортных машин. Сама по себе концепция TNH-S являлась логичным продолжением идей еще P-II, но на совершенно ином техническом уровне. А заодно и помогли экспортные успехи. Благодаря им чехословацкому производителю удалось заполучить шведский 6-цилиндровый мотор Scania-Vabis 1664 объемом 7,75 литров и мощностью 125 лошадиных сил. Он стал носить обозначение Praga TNHPS. Кстати, индекс TNH-S прямо намекал на возможного клиента, шведский мотор стоял не просто так. Корпус стал развитием Praga TNH, но с массой изменений. Одним из наиболее заметных стало появление выступа под установку курсового пулемета ZB vz.37. Это оказалось необходимым для удобства работы стрелка-радиста. Лоб корпуса усилили до 25 мм, как это требовала спецификация II-a (25 мм во лбу, 15 мм по бортам).

Устройство системы охлаждения.
Устройство системы охлаждения.
Устройство системы охлаждения.

Существенно улучшили и смотровые приборы, особенно это касалось бортовых приборов. Там появились "зеркалки", не самой простой конструкции, но вполне нормально работающие. Естественно, призматические приборы вроде "перископа Гундляхя", более известного как MK-IV, были лучше, но на дворе стоял 1938 год. Тогда призматические смотровые приборы мало у кого использовались. В лобовой части подбашенной коробки оставили смотровые лючки, но в них находились вполне прогрессивные смотровые приборы. Они получились вполне удачными. С этой точки зрения TNH-S превосходил не только Š-II-a, но и большинство тогдашних танков.

Полностью укомплектованная башня, вид с необычного ракурса.
Полностью укомплектованная башня, вид с необычного ракурса.
Полностью укомплектованная башня, вид с необычного ракурса.

Еще больше изменений претерпела башня. Совершенно новой ее не назвать, но изменений более чем хватало. Гораздо более удачной стала командирская башенка, особенно это касалось смотровых приборов. Аналогично бортам корпуса, в башенках прописались "зеркалки", причем передний прибор отличался от боковых. Крышку люка сделали плоской, она стала более удачной с точки зрения стойкости к попаданиям. От световой сигнализации в крыше люка отказались, она получилась не самым удачным решением. Слева-спереди от командирской башенки поставили перископический прицел. Все эти меры положительным образом сказались на обзорности.

В смотровой башенке стояли перископические приборы наблюдения, редкость на то время.
В смотровой башенке стояли перископические приборы наблюдения, редкость на то время.
В смотровой башенке стояли перископические приборы наблюдения, редкость на то время.

Хватало изменений и по вооружению. От идеи раздельной установки вооружения чехи так и не отказались. Формально орудие и пулеметы были спаренными, но всегда имелась возможность наводить пулемет и раздельно. А вот пушка стала новой. Ей оказалась Škoda A7, дальнейшее развитие 37-мм чехословацких танковых пушек. На A7 удалось избавиться от одного из главных недостатков предшествующей пушки, а именно торчащего сверху накатника и его бронировки. Что более важно, выросла начальная скорость снаряда. Она немного превысила показатели 3,7 cm Pak/KwK, что многократно подтверждалось совместными испытаниями орудий, а также боевыми результатами.

Установка вооружения.
Установка вооружения.
Установка вооружения.

Поначалу, впрочем, TNH-S ездил без родной башни и вооружения. Это было результатом того, что ČKD торопилась, да и в MNO не особо чтобы возражали. На шасси взгромоздили башню, доставшуюся с LT vz.35, с ней и проходили испытания. Начались они в Миловице 18 января 1938 года, увы, снимков с испытаний не сохранилось. Вместе с тем, известно, как испытания танка, получившего регистрационный номер P-10.074, закончились. До конца марта опытный образец машины откатал, в общей сложности, около 5 тысяч километров. Прошли они более-менее успешно, но имелись и проблемы. В том числе и с планетарной коробкой передач Praga-Wilson, которая имела склонность к перегреву. По возвращении в Либень КПП получила масляную систему охлаждения, плюс появились дополнительные доработки, например, объем топливных баков вырос до 210 литров. Переднюю пару опорных катков сместили вперед на 40 мм, а заднюю - назад, на 100 мм. Это улучшило продольную устойчивость.

TNH-S, к тому моменту уже TNH-P, в Бовингтоне, март 1939 года.
TNH-S, к тому моменту уже TNH-P, в Бовингтоне, март 1939 года.
TNH-S, к тому моменту уже TNH-P, в Бовингтоне, март 1939 года.

По факту проблемы у Praga TNH-S были не столь существенными, как может показаться. Еще в начале весны 1938 года, особенно на фоне резко обострившейся политической ситуации в Европе, MNO стало присматриваться к детищу Сурина и компании. Еще в ходе испытаний Praga TNH были сделаны определенные выводы, а новый танк выглядел явно лучше предшественника. Ну а Škoda сама себе создавала проблемы. Ее два танка за период испытаний прошли 2814-3419 километров, причем сопровождалось всё это техническими неполадками. В мае 1938 года TNH-S получил новую башню и вооружение, тогда же окончательно сделали выбор в пользу орудия A7. Окончательное решение по танку приняли 1 июля 1938 года. В этот день его официально приняли на вооружение как LT vz.38 (Lehký tank vz.38, легкий танк обр.1938 года). Окончательно это решение утвердили 31 августа 1938 года.

Машина покрашена светло-серой грунтовкой, для ČKD норма.
Машина покрашена светло-серой грунтовкой, для ČKD норма.
Машина покрашена светло-серой грунтовкой, для ČKD норма.

Политическая ситуация к тому моменту накалилась до предела. В Судетах шла активность пронемецкой части населения, понятно кем инициированная. На этом фоне чехословацкая армия активно проводила военные учения, подготовка к войне шла вполне серьёзная. Вплоть до того, что MNO временно реквизировала танки, которые ČKD строила на экспорт. Чехословакия рассчитывала на своих союзников, прежде всего Францию, но чем всё закончилось, хорошо известно. Но Мюнхен будет потом, а пока маячила перспектива войны, которая в мае 1938 года немцами даже планировалась. На этом фоне еще в апреле 1938 года MNO уже выбрало победителя, остальное стало формальностью. 24 апреля ČKD представила калькуляцию стоимости производства 150 танков с началом выпуска в феврале 1939 года. Изначально в Праге выкатили ценник в 640180 чешских крон, что MNO не понравилось. Это было существенно дороже LT vz.35. В итоге цену удалось утрясти до 620 тысяч крон, не считая вооружения. Также ускорили время выпуска танков - с февраля 1939 по конец 1938 года. Но после Мюнхенского сговора MNO расслабилось. После того, как "союзники" Чехословакию сдали, да еще и Польша подсуетилась, дальше ускоряться не было никакого смысла.

Судя по тону, англичане записали танк в соперники своим "крейсерам".
Судя по тону, англичане записали танк в соперники своим "крейсерам".
Судя по тону, англичане записали танк в соперники своим "крейсерам".

Сложившаяся ситуация привела к тому, что ČKD форсировала работы по экспортным поставкам. Начался и активный поиск новых клиентов, неспроста появились даже материалы на русском языке. С конца 1938 года чехословацкие компании стали "соблазнять" и советскую сторону. До отправки опытного образца танка, как это сделала Škoda, дело не дошло, но информацию по новому танку передали. Правда, только текстовую, причем там он назывался TNH-Sv, уж совсем жирный намек. Совсем иначе развивались события с англичанами. У тех имел место кризис с танками, неспроста в сентябре 1938 года начались переговоры между Alvis Straussler и Škoda о лицензионном производстве LT vz.35. Сделка не состоялась, зато в Англию поехал прототип LT vz.38. MNO по этому поводу сохраняло невозмутимое выражение лица. Платите 3% с каждой сделки, и делайте, что хотите. Чехословацкие военные уже понимали, что в сложившихся политических условиях от них мало чего зависело.

Во время испытаний в Олдершоте.
Во время испытаний в Олдершоте.
Во время испытаний в Олдершоте.

В начале 1939 года опытный образец танка прошел капитальный ремонт, в ходе которого его довели до уровня серийной машины. Тогда же обозначение сменилось на TNH-P. 28 февраля танк направили в сторону Туманного Альбиона, его сопровождал лейтенант Богуслав Коларь, представитель MNO. По прибытии в Англию машину немедленно направили на испытания, проводившиеся на полигоне в Олдершоте. За время скоротечных испытаний 17-29 марта 1939 года танк прошел 466 километров, из них 165 по пересеченной местности. Машина их преодолела без поломок, отмечалась легкость управления.

Надменный вердикт по итогам испытаний пришлось вспомнить год спустя - под Абвилем.
Надменный вердикт по итогам испытаний пришлось вспомнить год спустя - под Абвилем.
Надменный вердикт по итогам испытаний пришлось вспомнить год спустя - под Абвилем.

На этом фоне вердикт оказался по меньшей мере забавным. Танк англичане забраковали, указав, что он тесный, а управляемость хуже их машин. Создается полное впечатление, что сравнивали они LT vz.35 со своими "крейсерами", что само по себе глупость несусветная. На самом деле реальным одноклассником являлся Vickers Mk.E, а заодно и опытный легкий танк A17E1, тот самый, что будущий "Тетрарх". Вот уж чья бы корова мычала про тесность. Итог происходящего был очевиден. Переписка по танку шла до 5 июня 1939 года, после чего немцы обрубили все концы. А в мае 1940 года англичанам пришлось столкнуться с тем самым танком, который они так критиковали. Но уже с людьми в модных черных беретках внутри. Интересно, икалось ли при этом автору английского отчета?

TNH-P в ходе испытаний его словаками. Танк уже перекрашен, а вместо родной пушки воткнули макет A4.
TNH-P в ходе испытаний его словаками. Танк уже перекрашен, а вместо родной пушки воткнули макет A4.
TNH-P в ходе испытаний его словаками. Танк уже перекрашен, а вместо родной пушки воткнули макет A4.

К 15 марта 1939 года, когда немцы оккупировали Чехословакию, завод ČKD в районе Праги Либень успел сдать 10 LT vz.38. В войска они попасть не успели, зато оказались у немцев. Позже они стали Pz.Kpfw.38(t) Ausf.A. Под обозначением LT-38 позже выпустили танки для Словакии, но с ними отдельная история. Что же касается опытного образца машины, то в 1940 году его испытали с макетным образцом пушки A4 beta словаки. Далее он оставался на территории завода и пережил войну. Согласно исследованиям чешского историка Юрия Тинтеры, в 1947 году танк передали в учебку, размещавшуюся на территории Миловице. До наших дней танк не дожил, но судьба у него оказалась бурная.

Автор выражает признательность Юрию Тинтере (Чехия), и Алексею Калинину (г. Москва) за помощь в подготовке материала.

Список источников:

Praga LT vz.38, V. Francev, C. Kliment, MBI, 1997

Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 2, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2014

РГВА

forum.valka.cz

Архив Юрия Тинтеры

Другие материалы по чехословацким танкам:

Чехословацкая танкетка ČKD P-I, она же Tč vz. 33

История Škoda MU-4 (Škoda Š-I), танкетки от чехословацкого оружейного гиганта, которая так и не нашла своего клиента

Танкетка Praga AH-IV, первый успех ČKD на поприще экспортера бронетанковой техники

История R-1 (Praga AH-IV-R), чехословацкой танкетки, которая строилась по заказу румынской армии

История малого танка Strv m/37, он же Praga AH-IV-Sv, самого массового шведского танка на начало Второй мировой войны

Разведывательный танк-амфибия ČKD F-IV-H, появившийся слишком поздно, чтобы попасть в чехословацкую армию

Škoda Š-I-D (T-32), единственный успех Škoda на ниве создания танкеток

Praga P-II, он же LT vz.34, первый чехословацкий легкий танк собственной разработки, запущенный в серию

Легкий экспортный танк Praga TNH, предшественник легкого танка LT vz.38

Легкий экспортный танк Praga LTL, который создавался для литовской армии, но так и не стал серийным

История легкого чехословацкого экспортного танка Praga LTP (Tanque 39), созданного для перуанской армии

История Praga LTL-H (LTH), или Panzerwagen 39, легкого экспортного танка, который выпускался для швейцарской армии и отчасти самими швейцарцами

P-II-a и P-II-b, опытные легкие танки разработки ČKD, ставшие неудачниками армейского конкурса

TNH 57/900, последний из танков семейства TNH, разработанный ČKD после войны

Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией

Škoda SKV/Škoda Š-III, первый средний танк для чехословацкой армии от Škoda

История среднего танка Škoda Š-IIс (T-21), который не пригодился чехословацкой армии, но оказался полезен венграм

Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию