Наведение порядка по-английски

2,2k full reads
5k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 45% of the total page views
5 minutes — average reading time

Система английских обозначений бронетехники, введенных с 22 сентября 1941 года

Обозначения бронетанковой техники, как нашей, так и зарубежной - это весьма так непростая и, можно сказать, немного больная тема. Дело в том, что даже историки бронетанковой техники нередко путаются с этим. С подобным, кстати говоря, я периодически сталкиваюсь и в своих статьях, причем люди вполне искренне верят, что правильно именно "каноничное" обозначение. Например, танки M3 Stuart, M3 Lee и M4 Sherman, вполне себе каноничные названия, которые, в реальности, являются полной белибердой. Или, например, когда на том же Tankfest слышишь, что Infantry Tank Mk.I называют Matilda I, а Infantry Tank Mk.IIA - Matilda II. В первом случае грубейшая ошибка, во втором - реальный индекс.

Два пехотных танка, оба, в разное время, назывались Matilda. Но один так назывался только на момент проектирования, а второй - с сентября 1941 года
Два пехотных танка, оба, в разное время, назывались Matilda. Но один так назывался только на момент проектирования, а второй - с сентября 1941 года
Два пехотных танка, оба, в разное время, назывались Matilda. Но один так назывался только на момент проектирования, а второй - с сентября 1941 года

Всё дело в том, что тех людей, которые помнят реальные обозначения машин, уже давно нет в живых. Больше того, в войсках нередко бывали случаи, когда танки именовали ошибочно. В результате на свет периодически рождаются сенсации в виде серийных КВ-122. Ну а что, в документах проходит как КВ-122, а на самом деле этот танк именуется ИС-2, или ИС-122. Не искушенный исследователь, который подобных тонкостей не знает, ломает себе мозг. В комментариях уже как-то приходили люди, всерьёз утверждавшие, что КВ-122 воевали в Карелии, даже номера полков приводили. Но на проверку всё тайное становилось явным. Так вот, за рубежом ситуация очень похожая, а уж про реальные индексы и вовсе говорить не приходится. Особенно всё запущено с англичанами.

Вот как раз про англичан и поговорим. 22 сентября исполнилось 79 лет одному знаменательному событию, о котором, впрочем, знают очень немногие. В этот день, 22 сентября 1941 года, были официально введены индексы, которые сменили предыдущую систему. Сделано это было для удобства, но постепенные временные наслоения сделали своё дело. Вот и позанимаемся расчисткой этих слоёв.

Битва с марками и звездочками

Еще с самого появления танков у англичан сложилась система, которая просуществовала не одно десятилетие. Обозначение было вполне типовым, например, Medium Tank Mk.II, Light Tank Mk.VIB и так далее. Были, конечно, исключения в виде Independent, но в целом для танков, бронемашин и прочих боевых единиц действовала отработанная система обозначений. В виду того, что модификаций танков было не много, как и самих танков, голова ни у кого не болела.

Типовая система обозначений для английских танков в межвоенный период. Буква A и звездочка означают, что у танка уже две модификации.
Типовая система обозначений для английских танков в межвоенный период. Буква A и звездочка означают, что у танка уже две модификации.
Типовая система обозначений для английских танков в межвоенный период. Буква A и звездочка означают, что у танка уже две модификации.

Впрочем, еще до начала Второй мировой войны английские военные сами себе добавили головной боли. Дело в том, что в конце 20-х годов появилась еще буковка A, которую получали не все танки. Первым, A1, был упомянутый выше Independent (точнее, он был A1E1, E означало Experimental). Доходило до смешного. Опытный 16-тонный средний танк именовался как A6, а "серийная" машина - Medium Tank Mk.III.

Слева - как именовались "крейсера" до лета 1940 года, справа - как с лета 1940 года.
Слева - как именовались "крейсера" до лета 1940 года, справа - как с лета 1940 года.
Слева - как именовались "крейсера" до лета 1940 года, справа - как с лета 1940 года.

Самая же комичная история случилась крейсерскими танками, начиная с Cruiser Tank Mk.I. Крейсерским танком он стал не сразу, точнее, создавался он как средний, а в "крейсера" его записали. Так вот, первоначально серийный танк именовался как Tank, Cruiser, A9 Mk.I. Привычное Cruiser Tank Mk.I появилось только в середине 1940 года. До того Cruiser Tank Mk.II именовался как Tank, Cruiser, A10 Mk.I, Cruser Tank Mk.II именовался как A13 Mk.I, а Cruiser Tank Mk.IV - как A13 Mk.II. Был еще и A13 Mk.III, который стал Cruiser Tank Mk.V.

Слева - как именовался тот танк, который часто называют Matilda I, справа - то, что с осени 1941 года стало Matilda III.
Слева - как именовался тот танк, который часто называют Matilda I, справа - то, что с осени 1941 года стало Matilda III.
Слева - как именовался тот танк, который часто называют Matilda I, справа - то, что с осени 1941 года стало Matilda III.

После первой итерации наведения порядка в индексах бронетанковой техники индексы стали более-менее упорядоченными. Но ненадолго. Дело в том, что еще в конце 1939 года у части машин случилась первая модификация, как правило, связанная с изменением вооружения. Так появились Cruiser Tank Mk.IIA, Infantry Tank Mk.IIA и так далее. Вторая модификация заставила добавить в конце звёздочку. Так появился Infantry Tank Mk.IIA*. Такое было еще в 20-е годы, но тогда "звездочек" хватало. А вот дальше перед английскими военными замаячила нехорошая перспектива, когда в индексе загорится одна звёздочка, две звёздочки, а то и пять звёздочек. Это не говоря о том, что летом 1941 года пошли первые поставки по ленд-лизу, в Канаде начали работы по своей версии Medium Tank M3, и так далее. Как раз в этот момент и родилась идея, которую и ввели в оборот 22 сентября 1941 года.

Та самая, новая система обозначений, которая была введена 22 сентября 1941 года.
Та самая, новая система обозначений, которая была введена 22 сентября 1941 года.
Та самая, новая система обозначений, которая была введена 22 сентября 1941 года.

Как можно заметить, новую систему индексов получили не все боевые машины. Во-первых, бронемашины остались со старой системой обозначений. Почти. Просто теперь вместо, например, Humber Amoured Car Mk.I, Mk.IA, Mk.IA* и так далее машины разных версий именовались как Humber Armoured Car Mk.I, Mk.II, MK.III и так далее. Кроме того, некоторые бронемашины всё же получили обозначения нового типа, когда речь шла о колесных САУ. Во-вторых, не получили новые обозначения те танки, которые еще состояли на вооружении, но уже не производились. Это Light Tank Mk.VI, Infantry Tank Mk.I и Cruiser Tank Mk.I-Mk.IV, плюс американский Light Tank M2A4. Объяснялось это просто. Дело в том, что производство этих боевых машин уже закончилось, да и служба их постепенно подходила к концу. Это означало, что новых модификаций уже не будет, так что нагромождений звездочек в обозначениях не предполагалось. Так что оставили всё как есть.

В этом отношении, наверное, обиднее всего было Infantry Tank Mk.I. Дело в том, что Джон Карден изначально действительно называл танк Matilda, но на вооружение машину приняли как Infantry Tank Mk.I. А вот обозначение Matilda ушло совсем другому танку. Что совсем не мешает даже именитым историкам путаться в обозначениях. Хотя, как вы можете видеть, обозначение Matilda I относится совсем даже не к той машине, которую так именуют.

Генералы, звери и священники

На момент введения новых индексов в производстве и разработке было два типа легких танков, три типа крейсерских танков, три типа пехотных танков и два танка, которые выпускались в США и подлежали поставкам по программе ленд-лиза. При этом программа английских легких танков постепенно затухала, поскольку танки данного типа у них откровенно не получились, да и появились американские Light Tank M3, явно превосходившие их по характеристикам (и сосем недалеко по ТТХ находившиеся рядом с английскими крейсерами).

Так сказать, три в одном. Три танка (сверху Cavalier, снизу Cromwell), назывались все Cromwell, но даже внешне разные. Разум восторжествовал только в августе 1942 года, когда произошло разделение на Cavalier, Centaur и Cromwell.
Так сказать, три в одном. Три танка (сверху Cavalier, снизу Cromwell), назывались все Cromwell, но даже внешне разные. Разум восторжествовал только в августе 1942 года, когда произошло разделение на Cavalier, Centaur и Cromwell.
Так сказать, три в одном. Три танка (сверху Cavalier, снизу Cromwell), назывались все Cromwell, но даже внешне разные. Разум восторжествовал только в августе 1942 года, когда произошло разделение на Cavalier, Centaur и Cromwell.

Надо сказать, что введение новых индексов совсем не привело к единообразию. Такового удалось добиться только с крейсерскими танками. Машины данного, находящиеся в производстве, а также перспективные танки, получили обозначения, начинавшиеся с буквы C:

Cruiser Tank Mk.V - Covenanter

Cruiser Tank Mk.VI - Crusader

Cruiser Tank Mk.VII - Cromwell.

Впрочем, в отношении последнего всё оказалось не так просто. Дело в том, что уже осенью 1941 года шли работы по варианту Cruiser Tank Mk.VII (A24), имевшему более мощный мотор Meteor, а также иную трансмиссию. А потом еще образовался танк с мотором Nuffield-Liberty, но с новой трансмиссией. Назывались они, соответственно, A27M и A27L. Так вот, A24 именовался Cromwell I, A27M назвали Cromwell II, а A27L - Cromwell III. При этом даже внешне эти машины немного отличались друг от друга. В конце августа 1942 года было решено покончить с бардаком, творившемся в индексах. A24 стал именоваться Cavalier I, A27L переименовали в Centaur I, а Cromwell III стал Cromwell I.

Было/стало, к вопросу о том, что такое, на самом деле, Matilda I. А Matilda IV изначально Infantry Tank Mk.IIA**.
Было/стало, к вопросу о том, что такое, на самом деле, Matilda I. А Matilda IV изначально Infantry Tank Mk.IIA**.
Было/стало, к вопросу о том, что такое, на самом деле, Matilda I. А Matilda IV изначально Infantry Tank Mk.IIA**.

Легкие танки именовались как душе угодно. Light Tank Mk.VII переименовали в Tetrarch I, а Light Tank MK.VIII - в Harry Hopkins I. Впрочем, самая "веселая" атмосфера творилась у пехотных танков. Как уже говорилось выше, Infantry Tank Mk.II переименовали в Matilda. Infantry Tank Mk.IV переименовали в Churchill, казалось бы, та самая система с буквой C. Как бы не так! Прямой наследник Churchill имел обозначение Black Prince, да и с другими пехотными танками наблюдалась ситуация, когда обозначения давались по собственным соображениям. Хотя кое-какая система наблюдается с пехотными танками разработки Vickers. Первоначально танк, имевший индекс Infantry Tank Mk.III, получил кодовое обозначение Valentine. Есть разные мнения, почему это случилось, но существует подозрение, что напрямую оно связано с первой буквой. То есть пехотные танки Vickers стали именоваться с буквы V. По крайней мере, неудачливые наследники Valentine именовались как Vanguard и Valiant. Вольница с индексами наблюдалась и среди штурмовых танков - Excelsior, Tortoise и так далее.

Самоходный двуликий Янус. Одновременно и Bishop, и Valentine 25 Pdr.
Самоходный двуликий Янус. Одновременно и Bishop, и Valentine 25 Pdr.
Самоходный двуликий Янус. Одновременно и Bishop, и Valentine 25 Pdr.

Систематизацию несколько иного порядка можно видеть в случае с самоходными артиллерийскими установками. Первоначально все они получали "священные" индексы, то есть в честь служителей культа - Bishop, Deacon, Priest. Касалось это и боевых машин, которые поставлялись по ленд-лизу. А вот дальше ситуация изменилась. Появилось разделение на САУ поддержки, а также истребители танков. САУ поддержки и далее сохранили "священные" индексы, например, Sexton. Что же касается специализированных истребителей танков, то они теперь получали обозначения, начинавшиеся с буквы A. Таковыми стали Archer, Avenger, Alecto. При этом такие имена применялись не всегда. например, Bishop одновременно был Valentine 25 Pdr. Да и с другими самоходками аналогичная история.

Для канадцев использовалась "звериная" система индексов.
Для канадцев использовалась "звериная" система индексов.
Для канадцев использовалась "звериная" система индексов.

Еще одна, немного специфичная система обозначений, была введена осенью 1941 года для канадской техники. Ее можно назвать "звериной". То есть машины получали имена в честь зверей. Канадский вариант Medium Tank M3 получил индекс Ram, канадский вариант Medium Tank M4A1 именовался как Grizzly, "звериные" имена получили канадские бронемашины - Otter, Fox, Lynx. Только САУ Sexton имела иной тип обозначения, поскольку эти машины массово шли в английскую армию.

Изначальные индексы для Grant I и Sherman II. Позже то, что называлось Medium Tank T6, стало именоваться Medium Tank M4A1 и, соответственно, Sherman II. А индекс Grant II присвоили позже английской версии Medium Tank M3A5.
Изначальные индексы для Grant I и Sherman II. Позже то, что называлось Medium Tank T6, стало именоваться Medium Tank M4A1 и, соответственно, Sherman II. А индекс Grant II присвоили позже английской версии Medium Tank M3A5.
Изначальные индексы для Grant I и Sherman II. Позже то, что называлось Medium Tank T6, стало именоваться Medium Tank M4A1 и, соответственно, Sherman II. А индекс Grant II присвоили позже английской версии Medium Tank M3A5.

Ну и, наконец, ленд-лиз. Американским танкам дали "генеральские" имена. Причем англичане оказались еще теми циниками, потому что первые индексы принадлежали генералам Гражданской войны, воевавшим на стороне Конфедерации. Light Tank M3 стал именоваться General Stuart I, в честь Джеймса Стюарта, генерал-майора Конфедерации. Medium Tank M3 стал именоваться General Lee I, в честь Роберта Эдварда Ли, командующего войсками Конфедерации. Только уже потом в дело пошли генералы Севера. Английская версия Medium Tank M3, с новой башней, получила обозначение General Grant I, в честь Улисса Симпсона Гранта, одного из главных военачальников Севера и 18-го президента США. Medium Tank M4 получил обозначение General Sherman, в честь Уильяма Текумсе Шермана, одного из ключевых генералов Севера.

Английская номенклатура для танков семейства Medium Tank M4. Sherman отдельно, m4 отдельно.
Английская номенклатура для танков семейства Medium Tank M4. Sherman отдельно, m4 отдельно.
Английская номенклатура для танков семейства Medium Tank M4. Sherman отдельно, m4 отдельно.

Следует отметить, что одновременно называть танк, например, M4 Sherman - это грубая ошибка. Есть, например, Medium Tank M4A1, а есть его английский индекс - General Sherman II. Также следует отметить, что имя General просуществовало недолго. 10 августа 1942 года вышел циркуляр, по которому существенно "причесали" имевшиеся индексы (как раз тогда случилось разделение Cromwell на три танка), а General Sherman II, например, стал просто Sherman II. В дальнейшем такая же система продолжала использоваться до конца войны. Были, впрочем, и исключения. Авиадесантный танк Light Tank M22 получил английское обозначение Locust I. Но в целом американские танки имели "генеральские" имена. При этом именно американские обозначения обходились без имен, то есть Light Tank M24 именовался именно так, а не как Chaffee, а Heavy Tank T26E3 официально был именно таким, а не назывался Pershing. В английской армии они были, соответственно, Chaffee I и Prshing I.

И никакого Firefly, как можно заметить.
И никакого Firefly, как можно заметить.
И никакого Firefly, как можно заметить.

Также стоит отметить, что у Medium Tank M4, в виду большого количества модификаций, были дополнительные буквенные индексы. Например, широко известный Sherman Firefly на самом деле именовался Sherman VC, буква C означала установку 17-фунтовой пушки. Также не оставалось без внимания и изменение ходовой части. Например, Medium Tank M4A2(76)W, оснащавшийся 76-мм орудием M1 и подвеской HVSS, получил обозначение Sherman IIIAY. A в данном случае означало 76-мм пушку, а Y - новую подвеску. Если же была в конце буква B, то это означало 105-мм гаубицу.

У этой бронемашины в американской армии обозначение было Armored Car T17E1. Их там, впрочем, и не встречалось - почти вся серия ушла англичанам.
У этой бронемашины в американской армии обозначение было Armored Car T17E1. Их там, впрочем, и не встречалось - почти вся серия ушла англичанам.
У этой бронемашины в американской армии обозначение было Armored Car T17E1. Их там, впрочем, и не встречалось - почти вся серия ушла англичанам.

У самоходной артиллерии и бронемашин американского происхождения индексы были совсем другие. Им, как и канадцам, давали звериные имена. Например, GMC M10 изначально именовалась как Wolverine, а GMC M18 - как Hellcat. У бронемашин же имелись "собачьи" индексы - Greyhound, Boarhound, Staghound и так далее. В американской же армии официально оставались цифровые индексы.

В вихре времен

Напоследок стоит ответить на закономерный вопрос, почему случился такой бардак с обозначениями. Ответ, можно сказать, комплексный. Во-первых, еще во время войны масла в огонь подлила вездесущая пресса. Если посмотреть хронику испытаний Medium Tank M4 в США, то там четко слышится "Шерман". Английские индексы в прессе проскакивали довольно часто, что, отчасти, и привело к тому бардаку, который мы имеем сейчас. Во-вторых, сами понимаете, изначально информации по военной технике было доступно немного, а это идеальная среда для создания заблуждений и мифов, которые позже становятся каноничными.

Из серии "а вот и секретные документы подъехали". Источник, откуда у нас появились М3 Ли и М3 Грант. Откуда спецы с НИБТ Полигона это взяли, вопрос открытый. Они там вообще молодцы, многие ошибочные обозначения, как и заблуждения, пришли прямиком с Кубинки.
Из серии "а вот и секретные документы подъехали". Источник, откуда у нас появились М3 Ли и М3 Грант. Откуда спецы с НИБТ Полигона это взяли, вопрос открытый. Они там вообще молодцы, многие ошибочные обозначения, как и заблуждения, пришли прямиком с Кубинки.
Из серии "а вот и секретные документы подъехали". Источник, откуда у нас появились М3 Ли и М3 Грант. Откуда спецы с НИБТ Полигона это взяли, вопрос открытый. Они там вообще молодцы, многие ошибочные обозначения, как и заблуждения, пришли прямиком с Кубинки.

В-третьих, любым людям свойственно ошибаться. В переписке военного периода нет-нет, да проскакивают "кривые" индексы. Даже у нас на НИБТ Полигоне Light Tank M3A1 назвали М3 Стюарт, а Medium Tank M3 назвали как "М3 Грант". А это типа документ. Ну а дальше по накатанной. При этом в войсках у нас их никогда ни "Стюартами", ни "Грантами" не называли. И если кто-то думает, что такие ошибки были только у нас, тот глубоко ошибается. Сами англичане свои машины называют криво, ну а поскольку это уже "канон", бороться очень сложно. Время лечит, конечно, но тот же кривой индекс Т-34/76, которого не было в войну, уже давно стал "каноничным". А у англичан всё еще хуже.