Немного опоздавший камуфляж для советских танков

5,4k full reads
14k story viewsUnique page visitors
5,4k read the story to the endThat's 38% of the total page views
5 minutes — average reading time

Трехцветный камуфляж для советской бронетанковой техники, утвержденный в мае 1941 года, но крайне редко попадавшийся на танках

Появление танков на поле боя, случившееся в сентябре 1916 года, заставило довольно быстро пересматривать некоторые идеи, связанные с ними. Первооткрывателями, в основном, стали англичане, как те, кто придумал танки и первыми применил их на поле боя. Достаточно быстро они отказались от пары колес, при помощи которых упрощалась процедура поворота танка. Впрочем, наиболее важными нововведениями стали два - использования фашин и бревен для преодоления препятствий, а также введение камуфляжа. Первая мировая война, в плане маскировки, разительно отличалась от предыдущих крупных войн. Если раньше, для упрощения управления войсками, форма была яркой и разноцветной, то теперь вопрос малозаметности стал играть важную роль. Камуфляж стал использовать и в форме, и в артиллерии, и на военной технике. Это совсем не означало, что камуфляж полностью вытеснит монотонную окраску . Тем не менее, рождение танкового камуфляжа случилось уже вскоре после того, как танки пошли в свою первую атаку. Правда, после окончания Первой мировой войны пик использования камуфляжа прошел. Далее основная часть танкостроительных держав от столь массового применения камуфляжа отказалась. Особняком держались французы, которые от камуфляжа не отказывались. Также, во второй половине 20-х годов, к 3-цветному камуфляжу пришли немцы. Вторая волна использования камуфляжа началась к середине 30-х годов, причем коснулась она не всех стран. Тем не менее, к началу Второй мировой войны часть танков стала вновь камуфляжной. При этом уже упомянутые немцы от него в 1938 году, наоборот, отказались, перейдя от базового Feldgrau Nr.3 (пусть никого не смущает название цвета, на самом деле это оливково-зеленый) к черно-серому RAL 7021.

Т-28 в 2-цветном камуфляже для САВО, лето 1939 года.
Т-28 в 2-цветном камуфляже для САВО, лето 1939 года.
Т-28 в 2-цветном камуфляже для САВО, лето 1939 года.

В Красной Армии танковый камуфляж появился очень быстро. В 1920 году работами по камуфляжу занимался известный художник-авангардист Александр Родченко. В результате на свет появился первый отечественный танковый камуфляж. Правда, 2-цветный камуфляж оказался крайне редким явлением, на долгое время про него практически забыли. Это не означало, что камуфляжем в Красной Армии не занимались, как раз наоборот. Военно-Инженерное Управление Красной Армии вопросам маскировки уделяло большое внимание. Другое дело, что зачастую хватало базового цвета, который был отнюдь не яркий. До определенного периода танки красили тем же защитным цветом, что и артиллерию. В 30-е годы вопрос снижения заметности был поднят довольно остро. Основным разработчиком по данной теме стал НИИИТ (Научно-Исследовательский Институт Инженерной Техники РККА), образованный в 1934 году. Правда, до определенной поры работы шли крайне медленно, да и занимались этим вопросом сразу несколько организаций. Кроме того, появившаяся краска 3Б АУ, которую НИИИТ создал на смену защитному цвету, оказалась неудачной. Выяснилось, что она хорошо дешифруется, посему продержалась 3Б АУ недолго. Больше того, на некоторых танковых заводах эта краска так и не появилась. Да и камуфляж появлялся крайне локально.

Данная схема стала базой для камуфляжа, который НИИИТ разработал в начале 1941 года.
Данная схема стала базой для камуфляжа, который НИИИТ разработал в начале 1941 года.
Данная схема стала базой для камуфляжа, который НИИИТ разработал в начале 1941 года.

К 1939 году командованию АБТУ КА (Автобронетанковому Управлению Красной Армии) пришлось брать ситуацию с камуфляжем и окраской танков в свои руки. Еще раньше, в марте 1938 года, Ворошиловым были инициированы научно-исследовательские работы по созданию новой окраски. Результатом этих работ стал цвет 4БО (4-й базовый). Цвет этот является источником спора среди многих специалистов, включая и стендовых моделистов. Цвет этот, можно сказать, разнообразный, поскольку изготовлялся он в виде густотертой пасты, разводимой олифой. Высыхала 4БО довольно долго, кроме того, входившая в состав краски окись хрома имела обыкновение постепенно улетучиватся. Поскольку основным компонентом 4БО являлась охра журавская, постепенно цвет уходил в желтизну. Одним словом, сделать "идеальный" 4БО можно, но для вполне определенного периода, не говоря уже о том, что оттенок мог меняться в зависимости от способа нанесения. На некоторых заводах вместо железного сурика, который использовался как грунт, наносили 2 слоя 4БО, поэтому танки выглядели светлее. Тем не менее, главного в АБТУ КА добились. Новый базовый цвет получился гораздо более удачным, нежели 3Б АУ. С 1939 года 4БО внедрили на танковых заводах, в артиллерии он появился позже. Не менее важно то, что по инициативе АБТУ КА НИИИТ разработал несколько вариантов камуфляжной окраски. В период с 15 по 29 августа 1939 года прошли испытания нескольких типов камуфляжной окраски. Эти опыты легли в основу камуфляжа, который далее дорабатывался вплоть до весны 1941 года. О нем и пойдет разговор.

Изначально предполагалось использовать 4-цветный камуфляж, но от данной идеи отказались.
Изначально предполагалось использовать 4-цветный камуфляж, но от данной идеи отказались.
Изначально предполагалось использовать 4-цветный камуфляж, но от данной идеи отказались.

Отчасти камуфляж, который вышел на испытания летом 1939 года, был похож на то, что в 1920 году создал Родченко. Впрочем, на сей раз подобная схема имела вполне серьёзное обоснование, которое базировалось на многочисленных опытах. Строго регламентировался и процент поверхности, который выделялся на камуфляжные пятна, и их тип, и техника нанесения. Кроме того, к 3-цветному камуфляжу пришли не сразу. Изначально испытывался вариант 2-цветного камуфляжа, с темно-коричневыми или черными пятнами (6pn по цветовой схеме Вильгельма Освальда). Именно этот цвет изначально считался основным для камуфляжных пятен. Вместе с тем, на испытаниях августа 1939 года двухцветная схема была использована на Т-28 с другим камуфляжным цветом - светло-песочный (3ie по цветовой схеме Вильгельма Освальда). Разработана эта схема была для САВО (Среднеазиатский Военный Округ). Также в финал попали 4-цветный (добавили темно-коричневый, 4ig по цветовой схеме Вильгельма Освальда) и даже 5-цветный камуфляжи. Впрочем, к началу 1941 года ситуация поменялась, и в работу пошла совсем не та цветовая гамма, которую предполагали изначально.

Камуфляж, ставший базой для серийной разработки, и его автор - военинженер 3-го ранга Ф.Ф. Колосов.
Камуфляж, ставший базой для серийной разработки, и его автор - военинженер 3-го ранга Ф.Ф. Колосов.
Камуфляж, ставший базой для серийной разработки, и его автор - военинженер 3-го ранга Ф.Ф. Колосов.

Несмотря на то, что некоторое время по теме камуфляжа наблюдалось затишье, НИИИТ времени зря не терял. Там продолжали работу по камуфляжу, причем как по схемам, так и по используемым цветам. Различные варианты отрабатывались на макетах. В АБТУ КА, которое с лета 1940 года именовалось как ГАБТУ КА, также несколько поменяли своё мнение. От 4-цветного мелкопятнистого камуфляжа там отказались, выбрав за образец крупнопятнистую схему для САВО, которую испытали на Т-28. По забросу НИИИТ в институты были направлены схемы танков Т-50, Т-34 и КВ-1, на которые требовалось нанести камуфляжные схемы. Также требовалось подготовить рецептуру камуфляжных красок и инструкцию нанесения пятен на танки. Отдельным пунктом являлась разработка зимних камуфляжных схем, поскольку просто нанесение белой легкосмываемой краски признали не особо удачной идеей. Эта тема достойна отдельного описания.

Такими предполагались цвета данного камуфляжа. Цвет 4К далее исчез, чтобы возродиться после войны. "Армейский серый", которым часто красят немецкие танки и пушки в музеях - это его развитие.
Такими предполагались цвета данного камуфляжа. Цвет 4К далее исчез, чтобы возродиться после войны. "Армейский серый", которым часто красят немецкие танки и пушки в музеях - это его развитие.
Такими предполагались цвета данного камуфляжа. Цвет 4К далее исчез, чтобы возродиться после войны. "Армейский серый", которым часто красят немецкие танки и пушки в музеях - это его развитие.

Первый вариант камуфляжной схемы 1941 года был подготовлен в апреле 1941 года. Ведущим разработчиком данного варианта был военинженер 3-го ранга Ф.Ф. Колосов. Новая схема отчасти пересекалась с идеями, реализованными в 1939 года. Основными цветами являлись 4БО, как базовый, он занимал 60% площади. Еще 20% занимал первый камуфляжный цвет - 6К (6-К), он же коричнево-черный. Как и в 1939 году, этот цвет считался основным среди камуфляжных. Схему, изначально разработанную для САВО, модифицировали под трехцветный камуфляж. И вот с ним как раз было нововведение. Появился цвет 7К (7-К), именовавшийся как "желтовато-серый", а позже как "песочный". Он занимал оставшиеся 20% площадей. 7К стал развитием цвета 3ie по цветовой схеме Вильгельма Освальда. Цвет этот довольно сильно отличается от классического песочного, примерно так же, как Feldgrau Nr.3 отличается от серого. Наконец, вместо 7К мог использоваться серый цвет 4К (4-К), имитирующий суглинистые почвы. Таким образом, предлагалось 2 варианта 3-цветного камуфляжа.

Схема камуфлирования Т-50, которая так и не пригодилась.
Схема камуфлирования Т-50, которая так и не пригодилась.
Схема камуфлирования Т-50, которая так и не пригодилась.

5 мая 1941 года проект камуфляжных схем был утвержден НИИИТ КА, а далее направлен вверх по инстанциям. 14 мая подготовленную НИИАТ КА документацию, включавшую в себя схемы, инструкции и образцы камуфляжных цветов, утвердил ВРИД начальника Главного Военно-Инженерного Управления Красной Армии генерал-майор И.П. Галицкий. Далее утвержденный материал оказался в ГАБТУ КА, где эту схему, с некоторыми изменениями, утвердили. Касалось изменение цвета 4К. Его попросту убрали, оставив единственный вариант - базовый 4БО, плюс камуфляжные 6К и 7К. Уже 19 мая в адрес В.А. Малышева, накрома среднего машиностроения, поступило письмо из ГАБТУ КА с указанием немедленно перейти на камуфляжную схему. Касалось это, прежде всего, Т-34, Т-50 и КВ-1. А вот что было дальше, вопрос интересный.

Один из двух известных камуфляжных Т-34 с орудиями Л-11.
Один из двух известных камуфляжных Т-34 с орудиями Л-11.
Один из двух известных камуфляжных Т-34 с орудиями Л-11.

Во-первых, количество машин, на которые требовалось наносить камуфляж, выросло до 4. Четвертой машиной стал пушечный бронеавтомобиль-разведчик БА-10, выпускавшийся на Ижорском Завода. Во-вторых, даже если схемы ушли на заводы, то камуфляжная окраска, в заводских условиях, не проводилась. В-третьих, сложилась ситуация, которую можно назвать революцией снизу. Заключалась она в том, что в части камуфляжная краска всё же пошла. Для начала, попали образцы краски в ВАММ (Военная Академия Механизации и Моторизации РККА им. И.В. Сталина), при этом в роли образцов для нанесения камуфляжа были взяты Т-34 с орудиями Л-11. Самым известным Т-34, который нес камуфляж, стал танк, застрявший в районе Толочина. Но - он точно был не один. Известна еще одна такая же машина, подбитая на лесной дороге. Она также несет 3-цветный камуфляж.

Подбитый под Уманью Т-26 в камуфляжной окраске. Это еще не самая экзотичная.
Подбитый под Уманью Т-26 в камуфляжной окраске. Это еще не самая экзотичная.
Подбитый под Уманью Т-26 в камуфляжной окраске. Это еще не самая экзотичная.

В случае с танками ВАММ речь явно шла об использовании схем, исходящих из НИИИТ и ГАБТУ КА. Машины однозначно покрашены как надо. Но это, по лету 1941 года, было скорее исключением из правил. Началась настоящая анархия, которая наиболее ярко проявилась в боях июля-августа 1941 года. Главными носителями камуфляжа летом 1941 года стали не Т-34, ни Т-50 и даже не КВ-1, а Т-26 и, в меньшей степени, БТ. Особенно много таких танков было в боях под Уманью. Каких только камуфляжных схем тогда не встречалось. Т-26 могли быть полосатыми, как зебра (такую схему, некоторое время, нес Т-26 в Кубинке, автор статьи участвовал в ее нанесении), мог быть и 3-цветный камуфляж, и 2-цветный. Про форму пятен вообще отдельная песня, чего только экипажи танков не придумывали. Вплоть до своеобразного "сердечка" на башне БТ-5.

ЗИС-30, единственный образец советской бронетанковой техники военного периода, который массово камуфлировали на заводе.
ЗИС-30, единственный образец советской бронетанковой техники военного периода, который массово камуфлировали на заводе.
ЗИС-30, единственный образец советской бронетанковой техники военного периода, который массово камуфлировали на заводе.

Подавляющее большинство танков, воевавших под Уманью, погибло в "котле", тем не менее, кое-какая информация попала в Главное Военно-Инженерное Управление Красной Армии. Там, получив сведения о творящемся, схватились за голову. Заодно выяснилось, что такая же анархия творилась и в случае с бронемашинами, а также другой колесной техникой. 27 августа 1941 года в адрес начальника ГАБТУ КА ушло письмо от генерал-майора Л.З. Котляра, нового начальника ГВИУ КА. В нем он посетовал на творящиеся безобразия и предложил ускорить процесс издания специальной литературы и плакатов, посвященных маскировке. Надо сказать, что с письмом он явно опоздал. 14 августа 1941 года была подписана в печать книга "Маскировка Танков" за авторством подполковника Е.М. Розанова. В ней имелась и схема нанесения камуфляжа. Главная проблема, впрочем, заключалась в другом. Танковые заводы так и не перешли на заводское нанесение камуфляжа. Подобно дымовым шашкам МДШ, он опоздал на считанные месяцы. К осени 1941 года бардак бы закончился и типичный танк Красной Армии был в 3-цветном камуфляже, но не сложилось.

Камуфляж серийно наносили и на ГАЗ-64.
Камуфляж серийно наносили и на ГАЗ-64.
Камуфляж серийно наносили и на ГАЗ-64.

Возможно, что камуфляж так бы и "утонул", как и МДШ, возродившись сильно позже. Но тут сыграл другой фактор. 20 июля 1941 года был утвержден журнал Артиллерийского Комитета Красной Армии "принятие камуфляжной окраски для материальной части артиллерии". Самое интересное, что цвет 4К там также присутствовал, но в финале снова остались 4БО, 6К и 7К. С небольшой задержкой, но артиллерия начала получать камуфляжную окраску, случилось это к началу осени 1941 года. И вот ведь в чем загвоздка - отчасти камуфляж попал на бронетанковую технику. Центром советского камуфляжа на время стал город Горький. Наносили камуфляж на двух заводах - ГАЗ им. Молотова и завод №92. В последнем случае речь шла о самоходных артиллерийских установках ЗИС-30. Доподлинно известно, что 100% этих машин получило 3-цветную камуфляжную окраску. Кроме того, камуфляж наносился на артиллерийские тягачи ГАЗ-61-416 и командирские автомобили-разведчики ГАЗ-64. Вплоть до перехода на зимний камуфляж эти машины также получали 3-цветный летний камуфляж. При этом на ГАЗ также отмечалась некоторая анархия со схемой нанесения камуфляжа.

Немного опоздавший камуфляж для советских танков

Имелось еще одно место, где в 1941 году массово применялись камуфляжные советские танки. 25 августа 1941 года началась операция "Согласие", целью которой стало выведение Ирана из войны. Несмотря на нейтралитет, иранский шах Реза Пехлеви вовсю заигрывал с Германией, что вызывало беспокойство у англичан. Основные силы англичан находились в Ливии и Египте, так что основная нагрузка легла на войска Закавказского Фронта (командующий – генерал-лейтенант Д.Т. Козлов), который был образован 23 августа 1941 года. Основным танком частей фронта был Т-26, так вот, многие из этих машин также несли камуфляж. Наблюдалась некоторая анархия, тем не менее, попадались и машины, которые несли "уставной" камуфляж. По иронии судьбы, наиболее массово камуфляж использовали танки САВО. Именно 2-цветная схема САВО была базой для 3-цветного камуфляжа.

Летний 3-цветный камуфляж нет-нет, да проскакивает и в 1942 году, и далее.
Летний 3-цветный камуфляж нет-нет, да проскакивает и в 1942 году, и далее.
Летний 3-цветный камуфляж нет-нет, да проскакивает и в 1942 году, и далее.

В дальнейшем на танках камуфляж если и попадался, то это было редким явлением. В отличие от артиллерии: камуфляж можно было встретить практически на любом типе орудий, начиная от 45-ки и заканчивая 203-мм гаубицей Б-4. Также не таким и редким явлением было использование камуфляжа на автомобилях. Напоследок стоит пару слов сказать о судьбе автора советского танкового камуфляжа, который, по итогам пригодился в артиллерии. В апреле 1942 году Колосов, уже военинженер 2-го ранга, оказался на фронте, став помощником начальника штаба инженерных войск Волховского фронта по разведке. В деле маскировки Федор Федорович достиг больших успехов. Он отличился в деле создания ложных объектов, дешифровке аэрофотосъемке и ряде других работ, имевших самое прямое отношение к его специальности. Его работа самым прямым образом способствовала успеху в прорыве блокады Ленинграда. За это в феврале 1943 года его наградили орденом Красной Звезды. Далее последовало еще несколько орденов и медалей, закончил войну Колосов в звании инженер-полковника. Его служба закончилась только в июне 1965 года, судя по послевоенным орденам, Федор Федорович еще не раз отличался на профессиональном поприще.

Список источников:

РГВА

РГАЭ

ЦАМО РФ

"Подвиг Народа"

"Память Народа"

РГАКФД

Архив автора

Другие статьи по различным бронетанковым приспособлениям:

Работы по установке защитного вооружения на американской самоходной артиллерийской установке Gun Motor Carriage M40

Submachine Gun M3 с криволинейной насадкой M3 как средство самообороны экипажей Medium Tank M4

Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85

Десантно-штурмовой вариант Т-34 разработки майора Казимирова

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 в качестве машины для постановки дымовых завес

Первая попытка установки морских дымовых шашек (МДШ) на советские танки

Использование англичанами 2-галлонных канистр на бронетанковой технике

Танковый траншеекопатель ТТК, разработанный в 1944 инженер-подполковником А.Ф. Кравцевым

История появления кнопки быстрой связи с экипажем танка, японское ноу-хау, которое оказалось на советских танках

Сравнение зенитных пулеметных установок на советских и зарубежных танках осенью 1942 года