Опоздавший средний чех

21 December 2020

Средний танк ČKD V-8-H, принятый на вооружение как ST vz.39, но так и не успевший попасть в чехословацкую армию

Работы по средним танкам в Чехословакии начались после того, как программа Kolohousenka окончательно зашла в тупик. В 1929 году появились требования на SKU (Střední kombinovaný útočný, или комбинированную ударную машину среднего класса). Данную машину разработали на Škoda, впрочем, она, как и Tatra KUV (Kombinovany utočneny voz, то есть комбинированная ударная машина), получилась так себе. Достаточно сказать, что требования получить колесный ход с поднимаемыми колесами привели к появлению проекта, у которого имелось два мотора (один попросту не влез). Причем скорость на гусеницах не превышала 25 км/ч, а на колесах - 40 км/ч. Это было немного лучше результатов Kolohousenka KH.50, но хуже KH.70. Да и сам танк, разработанный в ноябре 1931 года, откровенно говоря, хромал по конструкции. Несмотря на явные проблемы, причем неустранимые, ковырялись с наследниками Колохусенки аж до конца 1933 года. Причем это был не легкий, как у Йозефа Фольмера, а средний танк. Боевая масса Škoda SKU составляла 12 тонн, вполне типовая масса среднего танка того времени.

Исходный проект V-8-He, еще с башней от P-II-b
Исходный проект V-8-He, еще с башней от P-II-b

Приход нацистов к власти и их явно агрессивная риторика заставила MNO (Ministerstvo národní obrany, Министерство Обороны Чехословакии) шевелиться. В августе 1934 года чехословацкая армия сформировала требования на 3 типа легких танка и один средний. Спецификация на категорию III (средний танк) подразумевала создание танка с броней толщиной 32 мм (защита от 3-фунтовой пушки), собственное вооружение состояло из 47-мм пушки (по сути та же трехфунтовка, только от Škoda). Задачами данного танка ставились борьба с вражескими боевыми машинами, а также штурм легких оборонительных сооружений. Под это дело спецификацию KSU переделали (танк стал чисто гусеничный), и всё те же Škoda с Tatra построили таки свои танки - Škoda Š-III и Tatra T-III. Но машины получились откровенно неудачными, причем чехословацкие военные довольно быстро поняли, что происходит. Посему 30 июня 1936 года была подготовлена спецификация на средний танк ŠP-II-b. Она являлась продолжением работ по пехотному танку категории II-b (легкий танк с броней 25 мм по периметру и 37-мм пушкой), который не получился. В этой категории было два конкурента - всё та же Škoda и ČKD, образованная в 1930 году Českomoravská-Kolben и Breitfeld-Daněk. Данная компания по сути была первой, которая занималась танками (KH-50 - это детище Breitfeld-Daněk). С 1925 года на Breitfeld-Daněk трудился Алексей Сурин, бывший офицер сначала РИА, а затем Белой Армии. Так сложилось, что в начале 30-х годов Сурин стал главным конструктором ČKD по танкам, ни одна машина, которая была здесь построена, не обходилась без его участия.

Более поздний вариант машины, примерно в таком виде танк и построили.
Более поздний вариант машины, примерно в таком виде танк и построили.

ŠP-II-b исходно делался по спецификации II-b, но в конце года стало ясно - требуется другой танк. По сути то же самое, что категории III. Посему новый танк, ŠP-II-b стал делаться по измененной спецификации: вместо 37-мм орудия ставилась система пушка A 9 калибром 47 мм, толщина брони составляла 32 мм по периметру, боевая масса достигла 16 тонн. Шасси и сборка в основном были на стороне Škoda, а на ČKD делали мотор, коробку передач и корпус. Другое дело, что Škoda и ČKD были как кошка с собакой. Они периодически работали сообща, но при этом оставались заклятыми друзьями. Вот и в случае с ŠP-II-b очень быстро проект стал скорее детищем Škoda, а на ČKD втихую проектировали свой танк. Возглавили разработку Сурин и Карел Экснер, сам танк получил обозначение V-8-H (данный индекс означал гусеничную машину с 8-цилиндровым мотором).

Опытный образец V-8-He, декабрь 1937 года.
Опытный образец V-8-He, декабрь 1937 года.

Поначалу спецификация подразумевала более легкий танк. Больше того, судя по всему, ČKD первоначально строила скорее экспортный средний танк, а не прямого конкурента ŠP-II-b в его финальном виде. Согласно проекту, боевая масса танка, имевшего обозначение V-8-He, составляла 12,5 тонн, то есть даже ниже, чем у изначальной спецификации на ŠP-II-b. Башня бралась с P-II-b, а вот вооружение было уже другое - 47-мм пушка A 9. Лоб корпуса и башни имел толщину 32 мм, борта от 22 до 27 мм, корма 22 мм. Корпус являлся развитием P-II-b, а вот ходовую часть переделали. Она больше напоминала ŠP-II-b. Силовая установка оказалась той же, что предполагалась для ŠP-II-b - мотор Praga NR, V-образная 8-ка объемом 14 литров и мощностью 220 лошадиных сил. Согласно расчетам, танк мог развивать скорость до 50 км/ч. Экипаж составлял 3-4 человека (в чехословацкой армии ездило трое, а мест предполагалось для четверых). По большому счету получался оптимальный кандидат для спецификации II-b, но она уже из обсуждения исчезла.

В таком виде танк вышел на испытания, одновременно его предлагали и шведам.
В таком виде танк вышел на испытания, одновременно его предлагали и шведам.

Данный танк однозначно предполагался как экспортный, поскольку документацию подготовили сразу на нескольких языках. Впрочем, в данном случае Эмиль Оплатка, агент ČKD, через которого продавливались зарубежные контракты, не сработал. По крайней мере, в исходном виде V-8-He строить не стали. Финальный вариант танка, носивший то же самое название, был уже другим. Массу доработок внесли и в конструкцию корпуса, и в конструкцию ходовой части. Совсем иначе была выполнена башня, больше напоминавшая конструкцию экспортных легких танков ČKD. В таком виде виде танк, "поправившийся" до 14,7 тонн, уже действительно "всплыл" в переговорах между ČKD и KATD (Kungliga Arméförvaltningens artilleridepartement, Департамента артиллерии королевской армии). Летом 1937 года шведы решили закупать танкетки AH-IV (они получили обозначение Strv m/37), в ноябре того же шведам предоставили фотографии прототипа V-8-He. Покупка не состоялась, но пища для размышлений появилась, поскольку шведам понадобился средний танк.

V-8-Hz, второй опытный образец танка, примерно так же должны были выглядеть серийные машины.
V-8-Hz, второй опытный образец танка, примерно так же должны были выглядеть серийные машины.

Весной 1938 года пища для размышлений появилась и у чехословацких военных. Дело в том, что опытный образец ŠP-II-b на испытаниях в Миловице показал себя машиной быстрой, но ненадежной. У V-8-He, испытания которого начались 21 декабря 1937 года, дела тоже поначалу не складывались. Машина, получившая регистрационный номер P-10.075, неоднократно ломалась, другое дело, что ČKD оперативно решала проблемы и оказалась более сговорчивой, нежели Škoda. К марту 1938 года, когда ŠP-II-b вышел на испытания, танк-конкурент уже откатал 12 735 километров, из них 5473 километра по пересечённой местности. По итогам испытаний внесли ряд изменений в мотор, систему охлаждения, топливные баки, чехословацкие военные определились со своим видением башни. На этом фоне машина-конкурент появилась слишком поздно. А тут еще и аншлюс Австрии, последовавший вскоре после того, как Гитлер убрал из руководства Вермахта тех генералов, что были против его планов. Таким образом ŠP-II-b остался не у дел, а ČKD уже второй раз за 1938 год утерла нос конкуренту.

По сравнению с V-8-He машина заметно изменилась, особенно преобразились башня и подбашенная коробка.
По сравнению с V-8-He машина заметно изменилась, особенно преобразились башня и подбашенная коробка.

В апреле 1938 года MNO окончательно определилось с тем, какой танк будет брать. V-8-H получил официальное обозначение ST vz.39 (strední tank vzor 39, он же средний танк обр.1939 года), был подписан заказ на выпуск 300 танков данного типа. И нельзя сказать, что Škoda сильно пострадала. Может быть, самолюбие пострадало, но заказ пилили на обе фирмы. Поскольку ČKD уже имела большой заказ на LT vz.38, то средних танков она выпускала 95 штук, а остальные 205 машин строились в Пльзене, на заводе Škoda. Первые танки предполагалось получить в июне 1939 года. Ну а пока ČKD следовало изготовить головную машину, которая заметно отличалась от V-8-He.

Предполагалось, что чехословацкая армия закупит 300 таких танков.
Предполагалось, что чехословацкая армия закупит 300 таких танков.

Построенный в 1938 году образец получил обозначение V-8-Hz. Согласно первоначальной спецификации, боевая масса составляла 15 тонн при толщине брони 32 мм, и 16 тонн при толщине брони 40 мм. На практике масса достигла 16 тонн при "обычной" толщине брони. Также мощность мотора выросла до 240 лошадиных сил. Скорость оказалась чуть ниже исходной машины - она достигала 47 км/ч, но вряд ли чехословацкая армия сильно горевала по этому поводу. В плане подвижности V-8-Hz мог поспорить с большинством тогдашних средних танков. Рост массы случился за счет увеличения объемов подбашенной коробки. Благодаря этому отделение управления, а также боевое отделение, стали более просторными. Более просторной стала и башня. Танк получил более совершенную 47-мм пушку Škoda A 11. Также, в отличие от V-8-He, вторая машина получила полный комплект внутреннего оборудования, включая и радиостанцию, имевшую поручневую антенну. В таком виде танк поступил на ходовые испытания.

В ходе ходовых испытаний.
В ходе ходовых испытаний.

Проходили эти испытания в сложной политической обстановке. Чехословакия готовилась к войне, на этом фоне заказ на ST vz.39 вырос до 400 штук. Вот только до начала серийного выпуска данных машин еще было далеко. Что еще хуже, главные союзники Чехословакии ее попросту сдали. Франция, а также Великобритания, по сути отдали Чехословакию на съедение Германии, плюс Тешинскую область откусила Польша. В сложившихся условиях чехословацкая армия, можно сказать, впала в апатию. Сроки сдачи танков стали постепенно сдвигаться, а Škoda и ČKD, можно сказать, отпустили крылья с точки зрения выполнения зарубежных заказов. Поэтому в начале 1939 года V-8-Hz появился среди предложений ČKD для зарубежных заказчиков. В том числе предлагались эти танки и советской стороне.

Танк осматривают новые хозяева.
Танк осматривают новые хозяева.

К 15 марта, когда Германия оккупировала Чехию, ни одного серийного танка ST vz.39 имелось. Вскоре немцы провели испытания опытного образца чехословацкого среднего танка. И если LT vz.38 они встретили с одобрением, то ST vz.39 вызвал скорее сдержанную реакцию. Прежде всего потому, что легкий танк уже производился, а до выпуска ST vz.39 было еще далеко. Во многом именно это стало причиной того, что ST vz.39 не одобрили для запуска в серию. ČKD, переименованная в BMM (Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG), попросту не могла вытянуть два танка одновременно.

V-8-H II, третья машина, построенная уже для немцев.
V-8-H II, третья машина, построенная уже для немцев.

Вместе с тем, определенный интерес танк всё же вызвал. В конце 1939 года последовал заказ на опытный образец шасси, проходящий в переписке как V-8-H II. По сути немного доработанный вариант V-8-Hz, но без башни. Вместо нее поставили массогабаритный макет из бетона. Сделали его для принятия решения, стоит ли машину запускать в серию. Поскольку похожая машина имелась на Škoda (T-22 и T-23), детище BMM было решено прикрыть.

Машина изначально интересовала скорее как тестовый образец, поэтому башню она не получила.
Машина изначально интересовала скорее как тестовый образец, поэтому башню она не получила.

Последним, уже бумажным вариантом данного танка стал V-8-H-sv. Это была попытка еще раз предложить шведам танк, ставший немцам ненужным. Шел он, можно сказать, прицепом к легким танкам TNH-Sv, лицензионного производство которых осваивалось силами Svenska Ackumulator AB Jungner. Как раз через нее в августе 1941 года стало известно, что BMM предлагает средний танк. Немцы были явно в курсе происходящего, в виду ненужности данной машины они не препятствовали возможной сделке.

V-8-H-sv, вторая попытка продать танк шведам. Уже на новой ходовой части и с более толстой броней.
V-8-H-sv, вторая попытка продать танк шведам. Уже на новой ходовой части и с более толстой броней.

За основу V-8-H-sv брался проект V-8-He в его финальной конфигурации. То есть танк был бы похож на первый построенный прототип. Главным отличием становилась ходовая часть, которая делалась по типу легкого танка TNH. Боевая масса возрастала до 20 тонн, а скорость снижалась дот 40 км/ч. Зато толщина брони возрастала до 60 мм с лобовой проекции и 40 мм с бортов. Впрочем, с таким предложением BMM явно опоздала. Как раз к тому моменту шли испытания Landsverk LAGO, который вскоре превратился в Strv m/42. На его фоне предложение BMM выглядело явно хуже.

Источники:

Архив Карла Бломстера

Архив Юрия Тинтеры

VHU Praha

РГВА

forum.valka.cz

Czechoslovak Tanks 1930–1945 Photo-Album Part 1, Vladimir Francev, Karel Trojanek, Capricorn Publications, 2013

Автор выражает признательность Юрию Тинтере и Франтишеку Роцкоту, Чехия, а также Карлу Бломстеру, Швеция, за помощь в подготовке материала.

Другие материалы по чехословацким танкам:

Чехословацкий опытный танк Škoda ŠET (Škoda elektrické tank) с электромеханической трансмиссией