Перспективная голова для американского истребителя танков

27 January

История создания истребителя танков Gun Motor Carriage T72, модернизации GMC M10, которая оказалась запоздалой

Ситуации, когда у одного и того же КБ, разрабатывающего разные типы боевых машин, они получаются похожими друг на друга, встречаются довольно часто. Особенно это касалось американского танкостроения. У американцев, с завидным постоянством, наблюдались ситуации, когда они брали одну схему и начинали ее тиражировать, развивая до пределов. Так случилось с шасси конструкции Гарри Нокса, которое долго доводилось, но потом превратилось в Light Tank M2 и Combat Car M1. Ну а дальше началось масштабирование, которое дошло до создания сначала Medium Tank T6, а далее до самоходной артиллерийской установки T35. В случае с Medium Tank T6 получился Mredium Tank M4, самый массовый американский танк, он же второй по массовости танк в истории. Ну а GMC T35, в ходе эволюции, превратилась в Gun Motor Carriage M10, самый массовый американский гусеничный истребитель танков. Самое интересное, что в какой-то момент орудийная установка GMC T35E1, прямого предшественника GMC M10, всерьёз рассматривалась как орудие для Medium Tank T20. Дело в том, что установка 76-мм орудия M7 (сама установка также носила обозначение M7) имела рациональную форму наклона подвижной бронировки орудийной маски. Это делало ее более интересной идеей, чем штатный вариант вооружения - орудие M1 того же калибра, что у M7, но в орудийной установке T79. Последняя, созданная на базе установки M34, имела массу уязвимых зон. Для варианта с орудием M7 даже зарезервировали индексы T20E2, T22E2 и T23E2. Но подобные машины строить в металле не стали.

Опытный образец GMC T72, март 1943 года
Опытный образец GMC T72, март 1943 года

Между тем, у GMC M10 имелось несколько существенных недостатков, которые оказались связаны с боевым отделением. Первый напрямую происходил от концепции боевого отделения GMC T35, изначально имевшего круглую, на виде сверху, башню. Она хоть и изменилась на серийной GMC M10, но отсутствие уравновешенности никуда не делось. В результате образовалась проблема, которую пришлось "лечить" прямо в войсках. На кормовую часть башни поставили противовесы, которые исправили проблему, хотя добавили лишней массы. А вот вторая проблема оказалась неустранимой. Дело в том, что одной из приоритетных задач, при создании GMC M10, было повышение подвижности, а это означало облегчение конструкции машины. В общем, пока облегчали, умудрились выкинуть лишнее. А именно мотор поворота башни. Внезапно это обнаружили уже в серии, а вращать вручную башню было делом пары минут для одного оборота на 360 градусов. Самое интересное, что проблему с уравновешенностью башни обнаружили и на башне для Medium Tank T20/T22/T23. Удивляться не стоит, поскольку похожая проблема была и на башне Medium Tank M4, когда туда поставили 76-мм орудие M1. Скорее удивило другое: неужели подобная вещь являлась неожиданной для Танково-автомобильного центра, который разрабатывал обе машины?

Конструкция новой башни была похожа на E6194, которую построили для Medium Tank T23. С учетом того, что разработчик башен был один, сходство логично.
Конструкция новой башни была похожа на E6194, которую построили для Medium Tank T23. С учетом того, что разработчик башен был один, сходство логично.

О том, что вручную башня GMC M10 вращается как-то не очень быстро, в Департаменте Вооружений догадались не сразу. Только когда из войск пошли жалобы, дело сдвинулось с мертвой точки. Работы пошли по двум направлениям. Первое, немного более позднее, подразумевало создание гидравлического привода для штатной башни GMC M10. Второе, более приоритетное, подразумевало создание новой башни, которая устраняла сразу все имеющиеся недостатки. Судя по имеющимся документам, работы по данной башне были инициированы 22 февраля 1943 года. Впрочем, официальный статус они получили позже - 18 марта 1943 года. Посему сложилась несколько комичная ситуация. 3 марта 1943 года стартовала разработка еще одного проекта - башни для установки в ней 90-мм орудия M1. Данная работа получила обозначение Gun Motor Carriage T71. А начавшиеся ранее работы по улучшенной башне для GMC M10 утвердили как GMC T72. Такой вот исторический казус. Причем разработка GMC T72 началась однозначно раньше, и на GMC T71 были устранены некоторые недочеты, присущие более раннему проекту.

Конструктивно башня была более удачной, нежели башня GMC M10.
Конструктивно башня была более удачной, нежели башня GMC M10.

Еще одним занятным моментом, связанным с GMC T72, стало то, на базе чего разрабатывалась данная башня. Дело в том, что с октября 1942 года для Medium Tank M4 и Medium Tank T20 разрабатывалась улучшенная по конструкции башня. Она имела сварную конструкцию, а также получила более удачную орудийную установку T80 для 76-мм орудия M1. И если башня E6183 для Medium Tank M4 так и осталась в виде бумажной разработки, то сварная башня E6194 для Medium Tank T20 была построена, правда, поставили ее на другой танк - Medium Tank T23. На базе этой самой башни запустили работы по еще двум конструкциям. Первой оказалась литая башня, позже трансформировавшаяся в D82081, применявшаяся на Medium Tank M4 (76) и Medium Tank T23. А второй оказалась башня для GMC T72. По обводам обе башни оказались похожими, правда, "голова" для САУ так и осталась сварной. Самое смешное, что первый образец данной башни был готов уже в марте 1943 года, а следующий - в апреле. На этом фоне более поздний индекс машины, нежели GMC T71, смотрится еще более комично.

Аналогично башне GMC M10, у башни GMC T72 отсутствовала крыша.
Аналогично башне GMC M10, у башни GMC T72 отсутствовала крыша.

Ближе всего башня GMC T72 была к конструкции E6194. Как и требовала концепция башен для самоходных артиллерийских установок, конструкция лишилась крыши, а толщина стенок существенно снизилась - до 32 мм. Этого вполне хватало для защиты от огня крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных автоматических пушек. Башня получалась не только просторнее, но и легче. А по заданию массу требовалось снизить на приличную цифру - до 2722 кг. Столько набралось, в том числе, за счет появления противовеса. Столь существенное снижение массы было связано с тем, что серийная машина, по итогам доработок, заметно потяжелела, а это сказалось и на подвижности. Впрочем, требовалась доработка и по удобству работы расчета, а также по увеличению боезапаса. Если у GMC M10 наводчик сидел слева, то теперь его место перенесли направо, что улучшило работу заряжающего. Дело в том, что заряжать ему было проще слева, ибо работал он правой рукой. А еще кормовая ниша новой башни вмещала существенно больший боезапас - 27 выстрелов. Да и само орудие было иным - M1, в орудийной установке T2. У нее убрали стабилизатор вертикальной наводке, что позволило снизить массу, но на сей раз мотор поворота башни сохранили.

Наводчик в новой башне размещался справа, как на Medium Tank T20/T23. такое размещение облегчало работу заряжающего.
Наводчик в новой башне размещался справа, как на Medium Tank T20/T23. такое размещение облегчало работу заряжающего.

Базой для опытного образца GMC T72 послужило серийное шасси GMC M10A1. Уже в марте 1943 года машина прибыла на Абердинский полигон, а месяц спустя прибыла еще одна такая же машина. На практике боевая масса GMC T72 составила 27964 кг, то есть даже больше, нежели у GMC T35E1 и исходного образца GMC M10. Но не все так просто. Во-первых, как уже говорилось выше, за время серийного производства GMC M10 существенно потяжелела. Так что выигрыш в массе был - на 1973 кг. Во-вторых, за счет новой башенной укладки, а также переработанной укладки в корпусе, боезапас вырос до впечатляющих 99 выстрелов. Для понимания, это на 45 выстрелов больше, нежели у GMC M10. Более удобной оказалась и сама башня. А вот новую орудийную установку забраковали. Дело в том, что она была плоской, то есть не имела рациональных углов наклона. В результате она была более уязвимой, нежели орудийная установка M7 у GMC M10.

Размещение командира орудия и заряжающего, а также кормовая укладка первой очереди.
Размещение командира орудия и заряжающего, а также кормовая укладка первой очереди.

Главной проблемой, впрочем, оказалось появление еще одного истребителя танков. Речь идет о пилотном образце GMC T70, гораздо более легкой машины, можно сказать, золотой мечте генерала Эндрю Брюса, который руководил разработкой САУ по линии Истребительного командования. Данная машина имела весьма условную броню, но зато оказалась заметно легче, меньше и быстрее. С позиции Истребительного командования это было именно то, что надо. Тех же позиций придерживались и на Абердинском полигоне. По их мнению, при наличии GMC T70 создание GMC T72 не имело глубинного смысла. По этой причине уже летом 1943 года было рекомендовано от дальнейших работ по машине отказаться. Официально работы по GMC T72 прекратились 17 февраля 1944 года, но на самом деле всё закончилось еще раньше. Кстати, башню от GMC T70 предлагали воткнуть на GMC M10, но от такой идеи отказались. Какой в этом глубинный смысл, если в работе уже была GMC T71 с более мощным орудием?

Орудие M3 с безоткатной системой установки, июнь 1944 года.
Орудие M3 с безоткатной системой установки, июнь 1944 года.

Пустой тратой времени, впрочем, GMC T72 не была. Во-первых, наработки по данной машине были использованы при создании GMC T71, которая позже превратилась в GMC M36, лучший американский истребитель танков военного периода. Во-вторых, базу машины было решено использовать для различных экспериментов. Главным из них стало создание орудия, не имевшего откатных механизмов. Данная идея стала развитием концепции уменьшенного механизма отката, реализованного на 75-мм орудии для Light Tank T24. С учетом того, что нагрузка при стрельбе оказалась не столь высокой, 30 декабря 1943 года были инициированы работы по системе, которая и вовсе не имела откатных механизмов. Предполагалось, что энергию от выстрела будет гасит сам танк или САУ. Под эти работы и выделили одну из GMC T72, работы начались с 1 января 1944 года.

Установка получилась более массивной, но в боевом отделении стало заметно свободнее.
Установка получилась более массивной, но в боевом отделении стало заметно свободнее.

За основу было взято 75-мм орудие M3, для которого разработали новую орудийную установку. Она была более массивной, нежели M34, но при этом занимала значительно меньше места в танке. Самое главное, что отсутствовали откатные механизмы, а это сразу давало большой выигрыш в объеме боевого отделения. Следует отметить, что орудие M3 было только как тестовый образец, все прекрасно понимали - система уже устарела. В перспективе установку, которая делалась совместно арсеналом Уотервлиет и Детройтским Арсеналом, предполагалось переделать под 76-мм орудие M1. Конструкция орудийной установки предполагала сохранение вертикального стабилизатора, который использовался на танковых пушках. Посему стабилизатор установили и в башню GMC T72. В связи с тем, что башня была легче и тоньше, нежели танковая, ее конструкцию усилили.

GMC T72 с безоткатной установкой орудия, Абердинский полигон, июль 1944 года. На стволе стоит противовес для нормальной работы стабилизатора.
GMC T72 с безоткатной установкой орудия, Абердинский полигон, июль 1944 года. На стволе стоит противовес для нормальной работы стабилизатора.

Работы по безоткатной установке орудия закончили 1 июля 1944 года, а 6 числа она поступила на Абердинский полигон. Использование более легкой башни повлияло на результаты испытаний: отмечались чрезмерные нагрузки на башенный погон, срезало болты, стабилизатор получил повреждения. Вместе с тем, общие результаты испытаний признали скорее положительными, это послужило сигналом для продолжения работ. 12 августа 1944 года Комитет по Вооружениям санкционировал работы по 76-мм безоткатной орудийной установке T116. Работы по ней, впрочем, затянулись, результатом стало то, что к лету 1945 года опытного образца T116 всё еще не имелось. Это послужило сигналом к закрытию разработки, случилось это 20 августа 1945 года.

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

Другие статьи по американским гусеничным САУ:

Проекты легких американских истребителей танков GMC T20, T29 и T50

История создания американского легкого истребителя танков GMC T56 на шасси Light Tank M3A3

История создания американского легкого истребителя танков GMC T57 на шасси Light Tank M3A3

Установка 90-мм орудия T7 в самоходную артиллерийскую установку GMC M10

Эксперименты по установке оборонительного вооружения на САУ GMC M40

История создания самоходного миномета Mortar Motor Carriage T94, который базировался на шасси GMC M40

Взлет и падение истребителей танков

К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"