Первое пришествие торсионов

1k full reads
1,5k story viewsUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 66% of the total page views
4 minutes — average reading time

Medium Tank T20E3, или первая попытка американских конструкторов поставить на средний танк торсионную подвеску.

Американские танкостроители в первой половине Второй мировой войны показали небывалый темп развития средних танков собственной разработки. При этом нельзя сказать, что стартовые позиции были плохими. Конечно, концептуально Medium Tank M2 был немного странным, но если разобраться, то английские "крейсера" выглядели ничуть не лучше. При этом развитие американских машин шло стремительно. Весной 1941 года начался серийный выпуск Medium Tank M3, который тоже выглядел немного странно, но уже на старте это был один из лучших танков в своём классе. А 5 сентября 1941 года на вооружение был принят Medium Tank M4, который странным назвать уже крайне сложно. Уже на момент создания очень даже приличная машина, а по итогам второй по массовости танк в истории, с внушительным запасом по модернизации, а его служба продолжалась больше полувека. Секрет столь стремительного рывка заключался в отработанном шасси, которое брало родословную с Light Tank M2. Разработанная конструктором Гарри Ноксом концепция шасси с носовым расположением трансмиссионного блока, резинометаллическими траками и подвеской VVSS оказалась очень удачной. Ее удалось успешно адаптировать для среднего танка, путем эволюции создав очень удачную машину.

Medium Tank T20E3, первый американский средний танк с торсионной подвеской.
Medium Tank T20E3, первый американский средний танк с торсионной подвеской.
Medium Tank T20E3, первый американский средний танк с торсионной подвеской.

Вместе с тем, имелось понимание, что вечно развивать эту платформу не получится. Боевая масса Medium Tank M4 достигла отметки в 30 тонн, да и недостатков у платформы Гарри Нокса хватало. Это и большая высота корпуса, и уязвимый для вражеских снарядов трансмиссионный блок, и высоко торчащий вал от двигателя к трансмиссии, сокращающий высоту боевого отделения. Посему к началу 1942 года начали появляться первые идеи переработки компоновки среднего танка. Одним из главных идеологов данных работ являлся генерал Гладеон Барнс, начальник технического отдела Департамента вооружений и весьма талантливый конструктор. Для него всё очевиднее становилась мысль, что следует возвращаться к классической компоновке, то есть трансмиссия в кормовой части. Корпус при этом получался немного длиннее, но ниже, так что имелся шанс сохранить массу Medium Tank M4. реализовывать данную концепцию предстояло Танково-автомобильному центру, возглавляемому полковником Джозефом Колби. Данная структура стала мозговым центром американского танкостроения, именно тут рождалась концепция новых боевых машин.

Общая высота танка составила 2438 мм, существенно ниже Medium Tank M4.
Общая высота танка составила 2438 мм, существенно ниже Medium Tank M4.
Общая высота танка составила 2438 мм, существенно ниже Medium Tank M4.

Сформировался новый средний танк, получивший обозначение Medium Tank T20, в мае 1942 года. На танке сохранялась ходовая часть Medium Tank M4, но в остальном это была принципиально новая машина. Боевая масса оставалась на уровне Medium Tank M4, но корпус получался чуть длиннее и заметно ниже. При разработке машины учитывался опыт создания Light Tank T7, с которого позаимствовали ряд технических решений. Это касалось и установки элементов трансмиссии единым блоком, но теперь появился единый силовой блок, куда входил 500-сильный мотор Ford GAA, планетарная КПП и гидротрансформатор. Также появилось сдвоенное управление танком. Существенно возрастала огневая мощь: в качестве вооружения предполагалась 76-мм пушка с зенитной баллистикой. Кроме того, немного возрастала и толщина брони. Одним словом, танк нового поколения получался сильно не похожим на своего предшественника, но при этом использовался ряд серийных агрегатов, которые ускоряли запуск машины в серию.

Более крепкой стала лобовая часть корпуса.
Более крепкой стала лобовая часть корпуса.
Более крепкой стала лобовая часть корпуса.

25 мая 1942 года, после демонстрации полноразмерного макета, Департамент Вооружений одорбил разработку Medium Tank T20. Можно было ожидать высокого темпа работ, как это было с Medium Tank M3/M4, но что-то явно пошло не так. Отчасти на сроки стала влиять ситуация с программой Heavy Tank T1, у которого имелись проблемы с трансмиссией (в серию и вовсе пошел танк с механической КПП Timken), кроме того, американские военные никак не могли определиться с вооружением. Как раз вооружение стало причиной первого почкования программы Medium Tank T20. 26 августа 1942 года Комитет по вооружениям рекомендовал разработку и постройку трёх опытных танков — они получали обозначения Medium Tank T20, T20E1 и T20E2. Утвердили данную разработку 12 октября: 76-мм пушка M1 для T20, орудие M3 калибра 75 мм с автоматом заряжания для T20E1 и 76-мм пушка M7 для T20E2.

При создании торсионной подвески учитывался опыт создания GMC T70.
При создании торсионной подвески учитывался опыт создания GMC T70.
При создании торсионной подвески учитывался опыт создания GMC T70.

Наконец, 2 октября 1942 года Комитет по вооружениям утвердил работы по ещё одной версии танка, которая 12 февраля 1943 года получила обозначение Medium Tank T20E3. В данном случае предполагался Medium Tank T20, который отличался от базовой модели ходовой частью. Дело в том, что в 1942 году к подвеске VVSS стали возникать вопросы относительно ее дальнейших перспектив. Теоретически Medium Tank M4 мог разгоняться и до 50 км/ч, что показали, например, его испытания в Советском Союзе. Другой вопрос, что на высоких скоростях начинались примерно те же проблемы, что у немцев на Pz.Kpfw.III. Бандажи опорных катков начинали постепенно разрушаться. Посему официальная скорость на максимальной мощности силовой установки ограничивалась примерно 40 км/ч (это не мешало разгонять танк и до более высокой скорости, но с очевидными последствиями). В связи с происходящим в феврале 1942 года начались проектные работы по установке новой ходовой части, со свечной подвеской и опорными катками большого диаметра. Дальше проектных работ дело не пошло, поскольку новая ходовая часть получалась на 1400 кг тяжелее штатной, но летом-осенью 1942 года американские военные обратили внимание на торсионную подвеску.

На Абердинский полигон танк попал только в марте 1944 года. Виной тому проблемы с подвеской.
На Абердинский полигон танк попал только в марте 1944 года. Виной тому проблемы с подвеской.
На Абердинский полигон танк попал только в марте 1944 года. Виной тому проблемы с подвеской.

Вообще с торсионами американские инженеры были хорошо знакомы. Упомянутый Гладеон Барнс еще в январе 1934 года подал заявку на торсионную подвеску, но тогда дальше проектных работ дело не пошло. Теперь же имелись примеры в виде немецкого среднего танка Pz.Kpfw.III, с которым американцы познакомились в Северной Африке летом 1942 года, и советский тяжелый танк КВ-1, один образец которого ушел в США на испытания. Здесь уже упираться было бесполезно, посему и стартовала программа разработки Medium Tank T20E3. Поначалу Колби настаивал на высшем приоритете танка с торсионной подвеской, но на Fisher Body (в годы войны Fisher Tank Division), куда ушел контракт на выпуск Medium Tank T20, проявили осторожность. В октябре 1942 года руководство завода настояло на том, что один танк выпускается с подвеской HVSS (новая разработка Гарри Нокса), а второй с торсионной подвеской. Надо сказать, что осторожность руководства Fisher Body оказалась оправданной: торсионную подвеску надо было еще разработать. Она не была прямым копированием зарубежных разработок, хотя кое-что подрезали и у Pz.Kpfw.III (гидравлические амортизаторы), и у КВ-1 (схему торсионов). Отчасти Medium Tank T20E3 шел в кильватере разработки истребителя танков GMC T70, который на испытания вышел первым. С данной машины отчасти взяли опорные катки, имевшие тот же диаметр, а также траки, чья ширина увеличилась до 457 мм. Вместе механически амортизаторов 1-й, 2-й, 5-й и 6-й опорные катки получили телескопические амортизаторы. В связи с установкой новой ходовой части пришлось переделать крылья.

Машина использовалась как испытательный стенд для более поздних танков с торсионной подвеской.
Машина использовалась как испытательный стенд для более поздних танков с торсионной подвеской.
Машина использовалась как испытательный стенд для более поздних танков с торсионной подвеской.

Опасения руководства Fisher Body насчет торсионной подвески оказались оправданы. На испытания опытный образец Medium Tank T20E3 вышел 1 июля 1943 года. Следует отметить, что использование торсионной подвески подняло массу машины с 29 827 до 30 617 килограмм. С точки зрения общей конструкции T20E3 оказался равнозначен своему собрату на подвеске VVSS. Так вот, у Medium Tank T20, который вышел на испытания в мае 1943 года, на заводских испытаниях вылез целый букет дефектов, связанных с работой элементов трансмиссии. Наблюдались различные поломки, утечки масла, перегрев и отказ тормозов. Немало проблем вылезло и с точки зрения эффективности системы охлаждения двигателя, неоднократно отмечались поломки вентиляторов. По итогам до Абердинского полигона танк добрался только в 1944 году, когда был уже не нужен.

Проблемы выявились и с охлаждением мотора.
Проблемы выявились и с охлаждением мотора.
Проблемы выявились и с охлаждением мотора.

Так вот, на заводских испытаниях опытного образца Medium Tank T20E3, который получил регистрационный номер U.S.A. 30104303, дефекты с элементами трансмиссии и системы охлаждения повторили в полный рост. Но самой большой проблемой стала новая ходовая часть. В ходе испытания неоднократно ломались амортизаторы, выходили из строя крепежные болты, одним словом, подвеска работать не хотела. Надо сказать, что и на GMC T70 поначалу торсионная подвеска работала так себе. Новая подвеска давалась американским конструкторам тяжело, по итогам до ума Medium Tank T20E3 довели только в начале весны 1944 года. 15 марта 1944 года танк прибыл на Абердинский полигон, где отрабатывалась работа торсионной подвески. Там же эта машина и осела, позже ее сдали в металлолом.

Medium Tank T20E3 по состоянию на 1947 год. В начале 50-х годов его сдали в металлолом.
Medium Tank T20E3 по состоянию на 1947 год. В начале 50-х годов его сдали в металлолом.
Medium Tank T20E3 по состоянию на 1947 год. В начале 50-х годов его сдали в металлолом.

Главная проблема заключалась в том, что не только программа Medium Tank T20E3 оказалась если не тупиковой, то уж точно промежуточной. Дело в том, что ни одна из трех ветвей программы T20 (а вместе с Light Tank T21 и вовсе четыре) не дала сразу положительного результата. Доводить концепцию до ума пришлось полтора года, лишь в конце 1944 года начался выпуск Heavy Tank T26E3. Кстати говоря, выпускал его тот же Fisher Body, так что T20E3 лишь отчасти стал тупиковым. Именно этот танк может считаться прямым предшественником "Першинга".

Источники

US NARA

Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series, R. P. Hunnicutt, Feist Publication, 1996