Первый артиллерийский танк

1,1k full reads
2,2k story viewUnique page visitors
1,1k read the story to the endThat's 51% of the total page views
4 minutes — average reading time

История Renault FT BS (Blockhaus Schneider), или же Char FT canon de 75 S, танка поддержки на базе Renault FT

Подход французов к созданию самых первых танков несколько отличался от того, что сделали англичане. В качестве базы они тоже использовали трактор Holt , но не Holt 75 с управляемым колесом (именно поэтому первые "ромбы" были с управляемыми колесами сзади), а Baby Holt . Конечно, у самых первых французских танков имелись определенные проблемы с проходимостью (неспроста англичане сделали ромбовидную форму корпуса), но Schneider CA 1 оказался вполне удачной машиной. Она была проще, при этом имела одно существенное преимущество над английскими "ромбами" - вооружение. Английские танки вооружались 6-фунтовыми (57-мм) орудиями QF 6-pounder 6 cwt Hotchkiss , имевшими флотское происхождение. Орудие неплохое, но если не сравнивать в вооружением Scheider CA 1. На нем стояло короткоствольное 75-мм орудие Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider . Оно вело огонь теми же боеприпасами, что и 75-мм полевые пушки, но с укороченной гильзой. Естественно, начальная скорость снаряда была куда ниже, но и задачей у Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider являлось "плюнуть" в цель с близкой дистанции. Орудие, кстати говоря, было довольно легким - его установка имела массу 220 кг, что позволяло поставить систему и на менее габаритные машины.

Canon  de 75 court  Mle . 1916 Schneider, первая специальная французская танковая система оказалась востребована как орудие для танка поддержки.
Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider, первая специальная французская танковая система оказалась востребована как орудие для танка поддержки.
Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider, первая специальная французская танковая система оказалась востребована как орудие для танка поддержки.

Появившийся следом тяжелый танк Saint -Chamond имел еще более мощное вооружение - "полновесную" 75-мм полевую пушку. В этом отношении французские танки явно превосходили англичан. Первое боевое применение французских танков, которое случилось 24 апреля 1917 года под Берри-о-Бак, обернулось провалом. Но случился он не потому, что танки были плохие, а в виду бездарного их использования главнокомандующим французской армии генералом Робером Нивелем. Тот, к слову, выступал противником танков. Несмотря на тяжелые потери, кое-какие выводы по поводу применения танков были сделаны. В том числе и те, что 75-мм короткоствольные орудия хорошо подходят как танковое вооружение. Неслучайно генерал Жан Батист Эжен Эстьен, отец французских танков, очень быстро пришел к концепции "танка-штурмовика", с 75-мм короткоствольным орудием в лобовой части корпуса, и, в лучшем случае, пулеметной башенкой. Главная проблема заключалась в том, что судьба Scheider CA 1 уже была решена. После выпуска 400 танков их выпуск прекращался. Что же касается наследника этого танка, Schneider CA 3, то заказ на 400 танков данного типа в феврале 1918 года заморозили, а позже и вовсе отменили.

Renault  FZ, первый подход к вопросу создания танка поддержки.
Renault FZ, первый подход к вопросу создания танка поддержки.
Renault FZ, первый подход к вопросу создания танка поддержки.

Успех орудия Schneider CA 1 заставил искать альтернативные варианты установки Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider . Он был, кстати говоря, не один: в начале 1917 года генерал Леоне Муре, заведующий STA (Service Technique Automobile , техническая служба механизации французской артиллерии), инициировал разработку легкого танка, альтернативного Renault FT . Данная машина, известная как Char d 'Assault Peugeot , вооружалась как раз таким орудием. Вполне возможно, что именно активность Муре стала результатом дальнейших действий генерала Эстьена, хотя скорее тут надо искать схожие мысли. Принятый на вооружение французской армии в апреле 1917 года Renault FT был машиной удачной, но не без недостатков. Дело в том, что он фактически являлся либо мобильной пулеметной точкой, либо мобильным 37-мм пехотным орудием. Как средство поддержки пехоты танк вполне годился, но поскольку Renault FT отчасти вытеснял и Schneider CA 1, вопрос огневой мощи вставал крайне остро. По этой причине 24 июля 1917 года генерал Эстьен инициировал работы по специальной версии Renault FT , которая получала то же вооружение, что и Schneider CA 1. О том, чтобы данная версия сменила пушечный и пулеметный танк, речи не шло. Вариант с Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider создавался как средство усиления, то есть фактически являлся предтечей танков поддержки, или "артиллерийских" танков. По замыслу генерала, на каждую роту обычных танков выделялось несколько танков поддержки.

Теоретически Renault задание выполнила, в практически получилось нечто, от которого благоразумно отказались.
Теоретически Renault задание выполнила, в практически получилось нечто, от которого благоразумно отказались.
Теоретически Renault задание выполнила, в практически получилось нечто, от которого благоразумно отказались.

Исполнителем заказа выступила Renault . Неизвестно, что именно захотел получить генерал Эстьен, но то, что получилось в январе 1918 года, вызвало целый ряд неоднозначных эмоций. Вполне возможно, что Эстьен слишком конкретизировал рубочное расположение Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider , посему в Renault его требование восприняли буквально. Так или иначе, но получившийся опытный образец, который обозначили как Renault FZ , оказался крайне специфичен. Теоретически, Renault исполнила задание заказчика. Оно предполагало установку орудия без переделки, при этом расчет составлял 2 человека - наводчик и заряжающий. Да и рубочное расположение сохранилось. Вот только всё остальное... Для того, чтобы разместить двух номеров расчета, пришлось отправить механика-водителя назад, посадив в смотровую башенку. Корпус переделали, сделав его заметно выше. Наконец, наводчик и заряжающий сидели друг за другом. С одной стороны, данная система даже работала, а с другой, французские военные решили, что это перебор. Посему было дано срочное задание разработать что-то менее экзотичное и более унифицированное с обычным Renault FT .

Первый серийный образец Char  FT  canon  de 75 S.
Первый серийный образец Char FT canon de 75 S.
Первый серийный образец Char FT canon de 75 S.

К началу марта 1918 года Renault оперативно подготовила второй вариант машины поддержки на базе Renault FT . Скорость работы легко объяснялась: согласно планам Эстьена, предполагалось изготовить 700 таких танков. Второй подход оказался на порядок проще и разумнее. Шасси танка сохранялось неизменным, а вместо штатной башни создали невращающуюся конструкцию, которая внешне также напоминала башню. Она получилась крупнее штатной башни, ведь там размещалось не только орудие, но и два номера расчета. Компоновка боевого отделения оказалась такова, что кормовой люк, как у обычной башни, оборудовать было невозможно. Посему двухстворчатый люк оборудовали в левом борту рубки. Внутри нашлось место не только расчету, но и для 35 патронов к Canon de 75 court Mle . 1916 Schneider. С учетом габаритов танка, вполне приличный боезапас.

Испытания колейного моста лейтенанта Ортлиба. Он должен был стать штатным оснащением Char  FT  canon  de 75 S.
Испытания колейного моста лейтенанта Ортлиба. Он должен был стать штатным оснащением Char FT canon de 75 S.
Испытания колейного моста лейтенанта Ортлиба. Он должен был стать штатным оснащением Char FT canon de 75 S.

В начале марта 1918 года генерал Эстьен одобрил данный вариант танка поддержки. В переписке он чаще именовался как Char FT canon de 75 S , впрочем, более известным стал индекс Renault FT BS . BS означало Blockhaus Schneider , так часто именовали орудие, которое в него установили. Индекс Renault FT BS был вполне распространен в переписке, правда, уже послевоенной. Так или иначе, но в мае заказ на данный танк поддержки был оформлен окончательно. Согласно концепции Эстьена, по одному Char FT canon de 75 S предполагалось иметь в каждом взводе. Заказ немного урезали, но он все равно выглядел внушительно: всего ожидалось получить 600 "артиллерийских" танков. Изготовителем данных машин должна была стать сама Renault . Танки предполагалось выпускать с серийными номерами в пределах 6001-6600.

Серийные Char  FT  canon  de 75 S, фактически перед вами почти весь выпуск военного периода.
Серийные Char FT canon de 75 S, фактически перед вами почти весь выпуск военного периода.
Серийные Char FT canon de 75 S, фактически перед вами почти весь выпуск военного периода.

Первый серийный Char FT canon de 75 S был готов 8 августа 1918 года. К тому моменту машина претерпела одно, очень интересное, изменение. Дело в том, что французы активно работали по различному инженерному оборудованию. В том числе и по разработке колейных мостов, необходимых для преодоления противотанковых рвов. Так вот, еще в июле 1917 года Schneider представила первый вариант колейного моста. Впрочем, наиболее успешной оказалась разработка лейтенанта Ортлиба. В походном положении мост перевозился на колесном ходу, прицепленный за тягачом, либо за танком. Перед боем мост крепился к упорам на бортах в районе ходовой части, а также за цепь с крюком, которые шли через специальный желоб на крыше башни. Подойдя к препятствию, командир попросту сбрасывал мост, можно двигаться вперед. Длина моста превышала 5 метров, так что появлялась возможность перемахнуть через значительную часть противотанковых препятствий. Так вот, с первой же машины Char FT canon de 75 S оборудовался устройствами для использования колейных мостов Ортлиба. То есть это еще был и первый в мире серийный инженерный танк.

Особенности компоновки танка были таковы, что башенный люк разместили с левой стороны.
Особенности компоновки танка были таковы, что башенный люк разместили с левой стороны.
Особенности компоновки танка были таковы, что башенный люк разместили с левой стороны.

Правда, с серией дела обстояли не очень. Выпуск Char FT canon de 75 S разворачивался медленно, поскольку Renault была загружена производством базовых танков, плюс радийных Renault FT TSF (последних требовалось 300 штук, заказ разбили на 200 первой партии + 100 дополнительных). Посему за сентябрь сдали еще 4 танка, за октябрь еще 6, и... И тут война кончилась. Естественно, пока машины имелись в штучных количествах, их на фронт никто не отправлял. По этой причине Char FT canon de 75 S пороху так и не понюхал, по крайней мере на полях сражений Первой мировой войны. На некоторое время выпуск танков застопорился, следующий танк сдали в начале февраля 1919 года. Выпуск танков поддержки продолжался до мая 1919 года, всего после окончания войны сдали 29 машин, итого вся серия составила 40 штук.

Основная часть Char  FT  canon  de 75 S была выпущена уже после войны. Включая и этот танк с серийным номером 6015 (сдан в апреле 1919 года).
Основная часть Char FT canon de 75 S была выпущена уже после войны. Включая и этот танк с серийным номером 6015 (сдан в апреле 1919 года).
Основная часть Char FT canon de 75 S была выпущена уже после войны. Включая и этот танк с серийным номером 6015 (сдан в апреле 1919 года).

Дальше история Char FT canon de 75 S (или FT 75 S ) развивалась довольно интересно. Машины попали в состав танковых батальонах, размещавшихся во французских колониях. Первым машины получил 5 BCL (Bataillon de Chars Legers , батальон легких танков), в 1919 году уехавший в Сирию. Так что танки вполне себе понюхали пороху, правда в полицейских операциях. Также они использовались и в Марокко, где французы приняли участие в Рифской войне. В отличие от Renault FT - Kégresse , там танки поддержки вполне неплохо себя показали. Надо сказать, что про колейные мосты забыли довольно быстро, а вот машины, которые предполагались их носителями, служили долго.

Основным местом службы этих танков стали колонии.
Основным местом службы этих танков стали колонии.
Основным местом службы этих танков стали колонии.

"Колониальными" эти танки оставались и во время Второй мировой войны, впрочем, некоторое количество данных машин оказалось задействовано во время боев мая-июня 1940 года. Справедливости ради, "задействовано" - это громко сказано. Боевая эффективность этих машин была уже крайне низкой, да и сами машины изношены. Основная часть машин была попросту брошена, либо на дорогах, либо в учебных частях. Немцам они оказались не нужны. Увы, на сегодняшний момент информации о сохранившихся машинах данного типа нет, хотя кто знает... Периодически всплывают такие машины, о которых и не догадываешься. Так что всё может быть, будем оптимистами по этому поводу.

Типовая судьба Renault  FT  BS в мае-июне 1940 года.
Типовая судьба Renault FT BS в мае-июне 1940 года.
Типовая судьба Renault FT BS в мае-июне 1940 года.

Несмотря на то, что Char FT canon de 75 S , или же Renault FT BS , на свою главную войну не попал, машина оказалась вполне востребованной. Сама идея танка поддержки также оказалась вполне удачной. Вслед за Renault FT BS появились другие "артиллерийские" танки, правда, сами французы своей идеей не воспользовались. Откровенно говоря, французское танкостроение пошло куда-то не туда.

Список источников:

Renault FT, Pascal Danjou, TRACKSTORY №10, 2009

The Encyclopedia of French Tanks and Armoured Fighting Vehicles: 1914–1940, Franзois Vauvillier, Histoire & Collections, 2014

GBM 96

Фотоархив автора

Другие статьи по французским легким танкам:

Char d'Assault Peugeot, легкий штурмовой танк, являвшийся конкурентом Renault FT

Renault FT-Kégresse и другие попытка оснастить французские легкие танки ходовой частью Адольфа Кегресса

Крайне относительная противоснарядная броня французских легких танков

История французского опытного легкого танка Renault NC 1

Renault NC-27, попытка трудоустроить легкий танк, оказавшийся ненужным французской армии

К 85-летию принятию на вооружение легкого кавалерийского танка Hotchkiss H 35