11 577 subscribers

Последний Pz.Kpfw.IV с "окурком"

11k full reads
31k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 36% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

История создания и применения Pz.Kpfw.IVAusf.F, последней версии танка с 75-мм короткоствольным орудием 7.5 cm KwK L/24

Такое понятие, как танк поддержки, или артиллерийский танк, впервые ввели англичане. В дополнение к обычным Medium Tank Mk.I и Mk.II строились, небольшой серией, варианты CS с 94-мм гаубицей, стрелявшей осколочно-фугасными и дымовыми снарядами. Их необходимость определялась тем, что 3-фунтовые (47-мм) орудия Vickers не имели осколочно-фугасных снарядов. Данные машины дополняли друг друга, причем в дальнейшем англичане от данной идеи не отказались. "Артиллерийские" варианты продолжали выпускаться и во время войны, причем они вполне успешно применялись до самого ее конца. Самое интересное, что позднее идею подхватили и американцы. В 1944 году стали выпускаться варианты Medium Tank M4, оснащенные 105-мм гаубицами. Medium Tank M4(105) появились не просто так: с осколочно-фугасным действием снарядов 76-мм орудия M1 дела обстояли не очень, а гаубица могла еще и закинуть снаряд по траектории, которая орудию с зенитной баллистикой была недоступна. В межвоенный период "артиллерийскими" танками занимались и в СССР, но по ряду причин большого распространения они не получили.

Один из первых образцов Pz.Kpfw.IV Ausf.F, выпущенных на Grusonwerk весной 1941 года.
Один из первых образцов Pz.Kpfw.IV Ausf.F, выпущенных на Grusonwerk весной 1941 года.
Один из первых образцов Pz.Kpfw.IV Ausf.F, выпущенных на Grusonwerk весной 1941 года.

В Германии ситуация выглядела поначалу иначе. У них средний танк Großtraktor изначально имел 75-мм орудие, которое было отчасти универсальным. То есть одновременно обладало и условными противотанковыми возможностями, и по осколочно-фугасному действию оказалось вполне подходящим. Кстати говоря, как раз под влиянием Großtraktor в СССР пересмотрели вооружение Т-28: вместо 45-мм пушки танк получил 76-мм орудие КТ (танковую версию полковой пушки обр.1927 года). В дальнейшем ожидалась замена на более мощную 76-мм пушку ПС-3, но ее серийный выпуск так и не состоялся. А вот немцы сначала на Nb.Fz., а затем на B.W., смогли поставить "универсальное" орудие. Речь идет о 7.5 cm KwK L/24, дальнейшем развитии 20-калиберного орудия, которое стояло на Großtraktor. Поначалу, конечно, была идея ставить две пушки (калибра 37 и 75 мм) одновременно, но ее довольно быстро отвергли. Поэтому Pz.Kpfw.IV, танк поддержки по-немецки, вооружался 75-мм короткоствольным орудием. Оно, конечно, немного уступало 3.7 cm KwK, которую ставили на Pz.Kpfw.III, но не всё так уж было и плохо. В отличие от английских гаубичных танков, Pz.Kpfw.IV вполне мог за себя постоять. На дистанции 400 метров бронебойный снаряд пробивал лист толщиной 39 мм, установленный под углом 30 градусов от вертикали. Это означало, что французские танки, имевшие литую броню толщиной 40 мм, вполне поражались этими самыми "окурками".

С боковой проекции танк легко отличить от более ранних машин по двухстворчатому боковому башенному люку.
С боковой проекции танк легко отличить от более ранних машин по двухстворчатому боковому башенному люку.
С боковой проекции танк легко отличить от более ранних машин по двухстворчатому боковому башенному люку.

Ситуация с Pz.Kpfw.IV на начало Второй мировой войны сложилась забавная. Танк поддержки, по идее, должен был выпускаться в меньших, нежели Pz.Kpfw.III, объемах. Но поскольку разработку Pz.Kpfw.III, особенно варианта Z.W.38, успешно завалили, к сентябрю 1939 года Pz.Kpfw.IV имелось более чем в 2 раза больше. Больше того, именно этот танк признали лучшим в войсках. Уже к началу 1940 года Pz.Kpfw.III стал более массовым, но и во Франции Pz.Kpfw.IV оказался едва ли не лучшим немецким танком. Ситуация изменилась только во второй половине 1940 года, когда началось массовое производство Pz.Kpfw.III с 50-мм орудиями KwK 38 L/42. Теперь "противотанковая" разница выглядела более существенно, да и объемы производства Pz.Kpfw.III стали иными.

Новая версия танка легко определяется и по кормовой части корпуса. А именно по форме глушителей. Особенно изменился глушитель вспомогательной силовой установки.
Новая версия танка легко определяется и по кормовой части корпуса. А именно по форме глушителей. Особенно изменился глушитель вспомогательной силовой установки.
Новая версия танка легко определяется и по кормовой части корпуса. А именно по форме глушителей. Особенно изменился глушитель вспомогательной силовой установки.

За весь 1940 год Krupp сдал 290 Pz.Kpw.IV, а только варианта Pz.Kpfw.III с 50-мм орудием сдали 466 штук. Вместе с тем, высокая оценка Pz.Kpfw.IV в войсках давала основания для расширения выпуска. В июне 1940 года появились предпосылки к привлечению дополнительных заводов для производства данных танков. Параллельно начались работы по дальнейшему улучшению танка. Данная машина получила обозначение 7.Serie/B.W.. Впервые о 7-й серии разговор был поднят в декабре 1938 года. Тогда предполагалось, что будет заказано 128 танков данного типа. Впрочем, после кампании в Польше этот объем существенно вырос - до 500 штук. В июне 1940 года дополнительные контракты на выпуск 100 машин 7-й серии получили заводы VOMAG и Nibelungenwerk. Наконец, в январе 1941 года Grusonwerk получил заказ на дополнительные 300 танков. Таким образом, новая версия танка, более известная как Pz.Kpfw.IV Ausf.F, становилась самой массовой в семействе.

Подбашенная коробка снова получила спрямленный лобовой лист, теперь толщиной 50 мм.
Подбашенная коробка снова получила спрямленный лобовой лист, теперь толщиной 50 мм.
Подбашенная коробка снова получила спрямленный лобовой лист, теперь толщиной 50 мм.

Новый танк стал эволюционным развитием предшественника - Pz.Kpfw.IV Ausf.E. Изначально предполагалось, что разница будет совсем небольшой, но одно дело планы, а совсем другое реальная картина. По итогам боевых действий в Польше стало понятно, что броневая защита немецких танков недостаточная. Требовалось усилить броневую защиту лобовой части корпуса и башни до 50 мм, да и толщины бортов в 20 мм было недостаточно. Другой вопрос, что щелчком пальцев такое не сделать, посему процесс усиления растянулся. Даже на Pz.Kpfw.IV Ausf.E, выпуск которых начался в октябре 1940 года, усиление оказалось частичным. До 50 мм усилили только лоб корпуса, а подбашенная коробка и лоб башни остались толщиной 30 мм. И если подбашенную коробку усилили экранами, то башню никто трогать не стал. В результате полный объем усиления броневой защиты состоялся только на Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Надо сказать, что для немцев это не исключение, а правило. Тот же самый процесс усиления можно наблюдать и на Pz.Kpfw.III, причем с примерно той же скоростью реакции.

Башня Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Внимание на подпись из руководства - оно датировано 1 апреля 1942 года, когда в серию пошла версия Ausf.F2. Тут видно, как она правильно именовалась.
Башня Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Внимание на подпись из руководства - оно датировано 1 апреля 1942 года, когда в серию пошла версия Ausf.F2. Тут видно, как она правильно именовалась.
Башня Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Внимание на подпись из руководства - оно датировано 1 апреля 1942 года, когда в серию пошла версия Ausf.F2. Тут видно, как она правильно именовалась.

В итоге и по корпусу, и по башне Pz.Kpfw.IV Ausf.F весьма существенно отличался от предшественника. Да и не только по ним. Рост боевой массы до 22,3 тонн привел к тому, что потребовалось использовать более широкие траки (полная ширина выросла с 380 до 400 мм). Да и остальные элементы ходовой части перетрясли. Бандажи опорных катков вместо 470Х75 мм стали иметь размерность 470Х90 мм, увеличили диаметр ведущего колеса. Даже "ванна" корпуса стала другой. Толщину бортов увеличили до 30 мм, а крышки люков доступа к бортовым передачам переделали - в них появились вентиляционные выводы.

Двухстворчатый башенный боковой люк, одна из характерных деталей Pz.Kpfw.IV Ausf.F.
Двухстворчатый башенный боковой люк, одна из характерных деталей Pz.Kpfw.IV Ausf.F.
Двухстворчатый башенный боковой люк, одна из характерных деталей Pz.Kpfw.IV Ausf.F.

Впрочем, и с кормовой части новая версия Pz.Kpfw.IV угадывается безошибочно. Во-первых, глушитель стал короче, во-вторых, полностью переделали выхлопную систему вспомогательной силовой установки. Вместо длинного и тонкого глушителя сделали компактную коробчатую конструкцию. Блок приборов дымопуска перенесли влево на кормовом листе моторной коробки. Сама она также изменилась: в створках люков надмоторной плиты появились вентиляционные отверстия, переделки внесли в боковые лючки.

Массовым явлением на фронте эти танки стали к осени 1941 года.
Массовым явлением на фронте эти танки стали к осени 1941 года.
Массовым явлением на фронте эти танки стали к осени 1941 года.

Самым заметные изменения претерпела подбашенная коробка. Как и корпус, ее лоб стал иметь толщину 50 мм, а борта 30 мм. Впрочем, усиление броневой защиты было лишь частью изменений. Появление Pz.Kpfw.IV Ausf.F стало финалом эпопеи с переделкой лобовой части подбашенной коробки. Если кто не в курсе, изначально B.W. планировали делать двухбашенным, с малой пулеметной башней в правой передней части корпуса. Но на Krupp идею переиграли: вместо башни сделали место стрелка-радиста, причем его место было вынесено чуть назад, чтобы у механика-водителя было больше обзора вперед-вправо. Далее лобовой лист спрямили, но при этом вместо курсовой установки пулемета появился пистолетный порт. На Pz.Kpfw.IV Ausf.D всё вернули назад, но тут выяснилось, что такая система ослабляет лобовой лист подбашенной коробки. В итоге догадались, наконец, сделать лист прямым и оставить на месте установку курсового пулемета. Ее, кстати, переделали. Аналогично Pz.Kpfw.III Ausf.J, ставилась пулеметная установка Kugelblende 50 с бронировкой полусферической формы. 50 означало толщину брони. Также, аналогично Pz.Kpfw.III Ausf.J, стал ставиться смотровой прибор Fahrersehklappe 50, заодно внесли изменения в прибор боевого вождения KFF 2.

Еще позже эти танки появились в Северной Африке.
Еще позже эти танки появились в Северной Африке.
Еще позже эти танки появились в Северной Африке.

Ряд изменений оказалось внесено и в конструкцию башни. Внешне "головы" Pz.Kpfw.IV Ausf.E и Ausf.F не сильно отличались, но есть одна деталь, которая безошибочно позволяет отличить новую башню. Боковые люки стали двухстворчатыми, по этой детали Pz.Kpfw.IV отставал от Pz.Kpfw.III на 2 с лишним года. Естественно, была пересмотрена и броневая защита - 50 мм в лобовой части и 30 мм по бортам. Также появился ящик для личных вещей, который изначально создавался для Африканского Корпуса, поэтому известен как Rommeliste. Ввели его одновременно и на поздних Pz.Kpfw.IV Ausf.E.

Номенклатура боеприпасов Pz.Kpfw.IV к началу 1942 года.
Номенклатура боеприпасов Pz.Kpfw.IV к началу 1942 года.
Номенклатура боеприпасов Pz.Kpfw.IV к началу 1942 года.

Самые первые Pz.Kpfw.IV Ausf.F покинули завод Grusonwerk в Магдебурге в апреле 1941 года. Первый месяц они выпускались параллельно с Pz.Kpfw.IV Ausf.E, причем нельзя сказать, что как-то шустро. В мае 1941 года сдали 29 танков, в июне-июле по 38, с августа число выпущенных машин данного типа достигло 42. С августа к производству подключился второй производитель - VOMAG (Vogtländische Maschinenfabrik AG). К тому моменту производитель автобусов и грузовых машин также занимался выпуском тяжелых полугусеничных тягачей Sd.Kfz.9. Опыта танкостроения у завода в Плауэне не было, поэтому поначалу объемы выпуска выглядели скромно. Только в ноябре 1941 года удалось пробить отметку в 10 экземпляров, а всего за 1941 год VOMAG сдал 40 Pz.Kpfw.IV Ausf.F. При этом танк, в отличие от своего предшественника, особо не менялся. Фактически в самом начале выпуска машина получила буксирный прибор для перевозки прицепов с запасным топливом или боеприпасами (они очень быстро перестали использоваться, но прибор остался).

Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.F из состава 5-й танковой дивизии, НИБТ Полигон, 1943 год.
Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.F из состава 5-й танковой дивизии, НИБТ Полигон, 1943 год.
Трофейный Pz.Kpfw.IV Ausf.F из состава 5-й танковой дивизии, НИБТ Полигон, 1943 год.

В конце 1941 года к производству подключился и третий производитель - Nibelungenwerk. В переписке за 1940 год его также называли Steyr, и это не опечатка. Дело в том, что данный завод в Санкт-Фалентин, Австрия, бал построен Steyr, причем запуск его строительства пришелся на 1938 год. Аналогично Alkett, данный завод построили специально для выпуска танков, причем подразумевалось, что тут будут производить и танки тяжелого типа. Правда, первое время Nibelungenwerk выпускал танки в штучных количествах. За весь 1941 год там сдали всего 3 Pz.Kpfw.IV. Общий же выпуск Pz.Kpfw.IV Ausf.F составил 471 танк, из них 393 сдали на Grusonwerk, 64 на VOMAG и 16 на Nibelungenwerk. Последние изменения пришлись на февраль 1942 года. В этот месяц убрали блок приборов дымопуска с кормовой плиты корпуса, а некоторое количество танков получили разнесенную броню.

К моменту, когда были сделаны эти снимки, машины данной версии были на фронте большой редкостью.
К моменту, когда были сделаны эти снимки, машины данной версии были на фронте большой редкостью.
К моменту, когда были сделаны эти снимки, машины данной версии были на фронте большой редкостью.

Разнесенная броня, впрочем, ставилась совсем недолго. Дело в том, что как раз с февраля 1942 года было решено выпускать Pz.Kpfw.IV Ausf.F с более длинным орудием 7.5 cm KwK 40 L/43. Разумеется, это подняло боевую массу, причем в лобовой части, так что пришлось от разнесенной брони отказаться. Впрочем, это еще ерунда: шасси Pz.Kpfw.III вообще не смогло взять на борт новое орудие, поэтому позже лавры танка поддержки перешли к Pz.Kpfw.III Ausf.N. Ну а Pz.Kpfw.IV было решено делать как "основной" танк, причем первой версией, которая взяла на борт новое орудие, стала как раз Pz.Kpfw.IV Ausf.F. В связи с этим танк с короткоствольным орудием некоторое время носил обозначение Pz.Kpfw.IV Ausf.F1, а танк с длинноствольным орудием - Ausf.F2. Кроме того, с лета 1942 года начался процесс переделки ранее выпущенных Pz.Kpfw.IV Ausf.F на новые орудия.

Введение кумулятивного боеприпаса несколько улучшила ситуацию, но в целом танк явно уступал тому же Т-34.
Введение кумулятивного боеприпаса несколько улучшила ситуацию, но в целом танк явно уступал тому же Т-34.
Введение кумулятивного боеприпаса несколько улучшила ситуацию, но в целом танк явно уступал тому же Т-34.

Самые первые Pz.Kpfw.IV Asuf.F попали на советско-германский фронт незадолго до начала операции "Барбаросса". Впрочем, поначалу эти танки крайне редко попадали в объективы фотоаппаратов. Главными действующими лицами тогда были Pz.Kpfw.IV Ausf.D-E. По-настоящему массовым явлением танки новой версии стали ближе к осени 1941 года. К тому моменту часть машин предыдущих версий повыбивали, а на их место пришло пополнение. По этой причине основная часть снимков с этими танками датирована осенью-зимой 1941 года. В Северной Африке эти танки появились еще позже - к концу 1941 года, когда пришло пополнение.

В последний раз массово данные машины ходили в бой в конце 1942-начале 1943 года.
В последний раз массово данные машины ходили в бой в конце 1942-начале 1943 года.
В последний раз массово данные машины ходили в бой в конце 1942-начале 1943 года.

К моменту, когда Pz.Kpfw.IV Ausf.F стали массовым явлением на фронте, ситуация несколько изменилась. Основная часть советских танков с противопульной броней была потеряна летом 1941 года, а к осени всё чаще приходилось иметь дело с Т-34, а также с КВ-1. Созданная как средство поддержки пехоты и имеющая эффективность бронебойного снаряда на уровне 3,7 cm Pak/KwK, "четверка" мало что могла противопоставить советскому среднему танку. Впрочем, главная проблема заключалась не в этом. Как показали испытания обстрелом трофейного Pz.Kpfw.IV Ausf.F на Гороховецком АНИОП, лобовая часть корпуса, имеющая поверхностную закалку, "держала" бронебойный снаряд 45-мм противотанковой пушки даже в упор. Вот только Красная Армия использовала как противотанковое средство и дивизионную артиллерию. А вот ее огонь не держал ни один из немецких танков.

Так выглядели самые последние серийные Pz.Kpfw.IV Ausf.F. в связи с введением нового орудия 7.5 cm KwK 40 L/43 разнесенную броню, которую так долго делали, быстро убрали.
Так выглядели самые последние серийные Pz.Kpfw.IV Ausf.F. в связи с введением нового орудия 7.5 cm KwK 40 L/43 разнесенную броню, которую так долго делали, быстро убрали.
Так выглядели самые последние серийные Pz.Kpfw.IV Ausf.F. в связи с введением нового орудия 7.5 cm KwK 40 L/43 разнесенную броню, которую так долго делали, быстро убрали.

Ситуация существенно усложнилась в 1942 году. С одной стороны, с февраля 1942 года (а фактически чуть раньше) началось применение кумулятивных снарядов 7.5 cm Gr.Patr.38 Kw.K, которые имели пробитие до 100 мм брони. Их эффективность подтверждается немецкими отчетами, да и у нас с начала 1942 года постоянно идет информация по немецким "термитным" снарядам. Как раз против них предполагалось делать защитные экраны. С другой стороны, надо четко понимать, что этих самых кумулятивных снарядов было немного, а основной задачей оставалась поддержка. А вот тут уже возникала проблема другого порядка. С 1942 года в серийное производство пошла 76-мм дивизионная пушка ЗИС-3, причем основная их часть пошла как противотанковое средство. Да и Т-34 к началу 1942 года стали наиболее массовыми танками. Одним словом, жизнь Pz.Kpfw.IV Ausf.F усложнилась. Танк всё еще являлся хорошим средством поддержки, но в реалиях советско-германского фронта воевать ему становилось очень сложно. Кстати говоря, некоторые танки данного типа воевали не только у немцев. Некоторое количество машин данного типа получили венгры.

Испытания обстрелом на Гороховецком АНИОП, 1942 год. Внимание, какую классификацию дали танку на полигоне.
Испытания обстрелом на Гороховецком АНИОП, 1942 год. Внимание, какую классификацию дали танку на полигоне.
Испытания обстрелом на Гороховецком АНИОП, 1942 год. Внимание, какую классификацию дали танку на полигоне.

1942 год стал пиком боевой карьеры Pz.Kpfw.IV Ausf.F. Конец 1942 года стал временем последних битв, где эти танки принимали массовое участие. Как раз к этому времени относится последнее крупное изменение внешнего вида. В ноябре 1942 года часть танков получила winterketten, траки с уширителями. Уже к весне 1943 года Pz.Kpfw.IV Ausf.F стал очень большой редкостью. Да и к настоящему времени ни одного настоящего танка данного типа не сохранилось. На Поклонке стоит макет, сделанный из машин разного типа. Отчасти такая печальная судьба связана с тем, что этот танк появился на фронте в неподходящий момент. Реалии второй половины 1941 года оказались таковы, что уже было нужно новое орудие. Далее выяснилось, что из двух средних танков новую систему может потянуть только Pz.Kpfw.IV. Поэтому часть ранних машин и переделывали под новую систему. Ну а лавры танка поддержки перетекли к Pz.Kpfw.III. Вряд ли на Krupp по этому поводу жалели - скорее плясали на столах. А что еще делать, если по итогам эволюции наследник Großtraktor внезапно оказался основным танком немецкой армии во второй половине ВМВ? Можно сказать, что отчасти восторжествовала справедливость.

Список источников:

ЦАМО РФ

Архив автора

РГАКФД

Panzer Tracts No.4 Panzerkampfwagen IV, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 1997

PzKpfw IV and its Variants 1935-1945. Book 2, Walter J. Spielberger, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Schiffer Publishing, 2011

Другие статьи по немецким средним танкам:

Статья по экспортному среднему танку m.K.A.

Статья по Pz.Kpfw.III Ausf.H

История немецких "ныряющих" танков Tauchpanzer III

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III Ausf.E-H

Pz.Kpfw.III Ausf.H как испытательный стенд для инженерных сооружений

Pz.Kpfw.III Ausf.N, финальная версия Pz.Kpfw.III, которая использовалась как танк поддержки

Экранировка немецких средних танков Pz.Kpfw.III модификаций Ausf.J-N в 1942-43 годах

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III

Begleitwagen Rheinmetall, или B.W. Rh, незадачливый сменщик среднего танка Nb.Fz

Статья по Pz.Kpfw.IV Ausf.E