33,1K подписчиков

Праздник на рубеже обороны Москвы

2,2K прочитали

Праздничные мероприятия 23-го февраля в Музее отечественной военной истории

Празднование 23-е февраля прочно вошло в историю нашей страны. История этого праздника восходит к 1922 году, когда было решено отмечать данную дату как день создания Красной Армии. Ныне идут споры, что же происходило 23 февраля 1918 года, как у нас часто бывает, многих тянет на крайности. Но этим же спорщикам неплохо бы знать, что у нас и многие даты, которые отмечались даже до революции, весьма спорные. То же 4-е ноября, которое ныне именуется Днем Народного Единства - это не более чем один из эпизодов событий 1612 года, причем польский гарнизон Кремля сдался отнюдь не в эту дату. Гораздо важнее другое - как тот или иной праздник воспринимается жителями нашей страны. Как бы не пытались заместить годовщину Великой Октябрьской Социалистической Революции "старым новым" праздником, но 7-е ноября продолжают отмечать. Вот и День Красной Армии, далее День Советской Армии, а позже День Советской Армии и Военно-Морского Флота продолжают отмечать именно так. Официально эта дата теперь отмечается как "нейтральный" День Защитника Отечества, но все прекрасно понимают, что именно отмечают 23-го февраля. Без одиозных личностей, безусловно, этот день не обходится, но таких абсолютное меньшинство. Если до кого-то не доходит, что 23 февраля 1918 года родилась армия, которая победила сначала в Гражданской войне, а затем в Великой Отечественной войне, это их персональные проблемы.

Катания на бронетранспортерах детей является одним из пунктов музейных мероприятий 23 февраля и 9 мая.
Катания на бронетранспортерах детей является одним из пунктов музейных мероприятий 23 февраля и 9 мая.

Праздничные мероприятия массово прошли и в этом году, причем их проведению нисколько не помешала суровая февральская погода. У нас уже как-то отвыкли, что конец февраля - это часто очень холодно и снежно. Нынешний февраль оказался по-настоящему зимним, впрочем, многих это не остановило. В тематических музеях 23 февраля было многолюдно, отчасти этому способствовала нынешняя ситуация с коронавирусной инфекцией. Сейчас ситуация с ковидом несколько ослабла, посему люди стали выбираться в места проведения массовых мероприятий. Так что в музеях, особенно областных, которые открылись на две недели раньше московских, 23 февраля можно было видеть много народа. Это, естественно, не отменяет элементарных мер безопасности, ибо инфекция никуда не делась.

Размещение бронетанковой техники в крытом отапливаемом помещении имеет массу плюсов, особенно зимой.
Размещение бронетанковой техники в крытом отапливаемом помещении имеет массу плюсов, особенно зимой.

Прошли праздничные мероприятия и в Музее отечественной военной истории. Если кто еще про него не знает, находится этот музей возле деревни Падиково Истринского района Московской области на территории конно-спортивного комплекса "Дивный". В ноябре-декабре 1941 года здесь шли ожесточенные бои, непосредственно бои за Падиково шли с 3 по 9 декабря. Сейчас уже не так часто находятся в земле следы войны, но при строительстве иногда боеприпасы и осколки снарядов еще встречаются. О том, что происходило в этих местах зимой 1941 года, рассказывается на отдельном стенде в первом корпусе музея. Открылся Музей отечественной военной истории 9 мая 2014 года, за прошедшее время его экспозиция существенно выросла. Изначально музей состоял из одного корпуса, площадки с артиллерией и навеса, под которым находилась военная техника. Ныне Музей отечественной военной истории - это четыре корпуса (1941-45, 1801-2000, Танковый и Артиллерийский), позже на месте площадки с артиллерией должен появиться пятый корпус. Музей бесплатный для посещения, в будние необходима предварительная запись, в выходные посещение свободное.

В праздники несколько машин, под присмотром взрослых, доступно для залезания в них детей.
В праздники несколько машин, под присмотром взрослых, доступно для залезания в них детей.

С самого открытия музея мероприятия 23 февраля и 9 мая являются одними из главных событий. В эти дни обязательно проходит расширенная программа, в ходе которой проводятся тематические экскурсии по музейной территории. Также имеется возможность пострелять из СХП-шного оружия, а в Артиллерийском корпусе располагается временная выставка стрелкового оружия, которое можно подержать в руках и сфотографироваться с ним. Впрочем, главным элементом мероприятий в эти дни становится военная техника. За время существования "маленького деревенского музея" в его коллекции оказалось более полусотни образцов гусеничной и колесной военной техники. Из них не на ходу только Т-18 (МС-1), поскольку родной двигатель с КПП на данную машину не найти. Каждый год коллекция пополняется, поэтому 23 февраля и 9 мая обычно можно видеть премьеры. В прошлом году, в виду известных событий, вместо 9 мая праздничные мероприятия прошли 24 июня, в сильно ограниченном объеме, но даже в такой ситуации музею было что показать. Вот и нынешний праздник не обошелся без новинок. Обо всем этом и рассказывается в данном репортаже.

"Ну что могу предложить, господа..."
"Ну что могу предложить, господа..."

По сравнению с 9 мая мероприятия 23 февраля обычно проходят более скромно. Во-первых, зимой банально холодно, во-вторых, 9 мая обычно проходит парад, так что объем задействованной бронетанковой техники изначально больше. С другой стороны, зима имеет свои преимущества. То, что танки своими гусеницами травмируют асфальт, не секрет, поэтому на параде стараются не использовать те машины, которые любят трамбовать грунт под собой. Зимой же зачастую асфальт покрыт слоем снега и льда, так что воздействие на асфальт не такое сильное. Это также позволяет показать ходовые возможности боевых машин в полной мере. Те, кто посещает музей не первый год, хорошо помнит "дрифт" на Т-54 обр. 1949 года, в разное время подобные демонстрации были с несколькими образцами музейной техники. Вот и нынешний праздник не обошелся без подобных демонстраций.

Возможность пострелять из пулемета 23 февраля - бесценно.
Возможность пострелять из пулемета 23 февраля - бесценно.

Так исторически сложилось, что в этом году исполнилось 90 лет со дня принятия на вооружение Красной Армии малого танка сопровождения(так он тогда назывался) Т-26. Эта боевая машина, представлявшая собой советскую версию английского танка Vickers Mk.E, стала главным танком Красной Армии. С 1931 по 1941 годы было выпущено более 11 тысяч танков данного типа, включая и боевые машины на его базе. Ныне Т-26 большая редкость, правда, за последние 10 лет их число в отечественных музеях постепенно выросло Прежде всего за счет машин, восстановленных из фрагментов танков, погибших на полях сражений. Некоторые из них находятся в ходовом состоянии, но при этом на современных агрегатах. Родные моторы Т-26 являются очень большим дефицитом, да и восстановить их далеко не самая простая задача. Дело в том, что Т-26 оснащался рядным 4-цилиндровым мотором воздушного охлаждения, который лежал на боку. Такое размещение позволило сократить высоту моторного отделения и сэкономить массу, но возникали проблемы с охлаждением. Поэтому даже у нас еще в момент принятия Т-26 на вооружение думали о замене мотора на что-то попроще.

Расширенная экскурсионная программа также является одним из пунктов праздничных мероприятий.
Расширенная экскурсионная программа также является одним из пунктов праздничных мероприятий.

Первый Т-26, появившийся в Музее отечественной военной истории, представлял собой машину, собранную из кусков, с использованием современных агрегатов. Это был характерный для Красной Армии танк данного типа, с цилиндрической башней, подобные выпускались с 1933 по 1937 годы. Но в дальнейшем линейка Т-26 расширялась. Сначала появился танк с конической башней и наклонной подбашенной коробкой, такие выпускались в 1939-41 годах. Это были самые совершенные из Т-26. Следующим в экспозиции занял своё место первый, двухбашенный вариант танка, они производились в 1931-33 годах. Следующим стал химичекский (огнеметный) ХТ-26, на сегодняшний день это единственный танк данного типа, представленный в музеях. К началу 2020 года появилась четвертая машина - Т-26 с цилиндрической башней, на замену первого образца. Эти четыре машины были уже с родными агрегатами, то есть с восстановленными моторами. В ходе их реставрации пришлось немало помучиться, тем не менее, ныне музей располагает линейкой Т-26, которые показывают основные типы данных машин в Красной Армии.

Музей отечественной истории - это не только техника и вооружение. В экспозиции рассказывается об истории нашей страны, с 1801 по 2000 годы.
Музей отечественной истории - это не только техника и вооружение. В экспозиции рассказывается об истории нашей страны, с 1801 по 2000 годы.

Наконец, в конце января этого года экспозицию пополнила пятая машина из семейства Т-26. Это самоходная артиллерийская установка СУ-26. Данная машина появилась летом 1941 года, причем ее история весьма туманная. Весной 1941 года появилась идея переделать 1200 двухбашенных Т-26 в САУ поддержки пехоты. Разработку проекта Т-26-6 возложили на завод №174, он даже успел спроектировать такую машину, но построить не смог. Весь задел по Т-26, после начала войны, пошел на "допечатку" танков. Поэтому какие-то элементы Т-26-6 может и были использованы (прежде всего саму идею платформы на месте боевого отделения), но фактически СУ-26 скорее следует называть детищем Кировского завода. По крайней мере, орудийную установку разработали в СКБ-4 под рководтвом Л.И. Горлицкого. Выпуск СУ-26 организовали на заводе им. Кирова, первые машины сдали в сентябре 1941 года. Построили их от 29 до 32 штук, воевали СУ-26 до лета 1944 года включительно. Строились они на базе ремонтных шасси, а также тягачей.

Реконструкция фото на заднем плане.
Реконструкция фото на заднем плане.

Считалось, что до наших дней ни одной машины данного типа не сохранилось. Информации по СУ-26 дошло мало, поэтому даже внешний облик САУ имеет некоторые неточности с точки зрения реконструкции. Тем не менее, некоторое время назад поисковики обнаружили останки СУ-26 из состава 122-й танковой бригады, погибшей весной 1942 года в ходе боев за Погостье. Позже немцы разобрали машину на листы для изготовления крыш для землянок. Благодаря этому частично машина сохранилась до наших дней. Также частично сохранилась орудийная установка. Материала хватило для восстановления рубки, а на шасси пошла первая музейная машина. Шасси, впрочем, доработали. Увы, пока родного мотора нет, но моторно-трансмиссионная группа сделана так, что в случае обнаружения двигателя поставить его не будет проблемой. Музеем была проведена большая работа по восстановлению данной машины, причем задача оказалась нетривиально. Еще более нетривиальной оказалась сама машина, которая достойна отдельного материала. По СУ-26 еще ведутся доводочные работы, так что с материалом придется повременить.

"Я дам вам Парабеллум"
"Я дам вам Парабеллум"

Учитывая то, что как раз в феврале исполнилось 90 лет со дня принятия на вооружение Т-26, какие танки будут главными участниками праздничных мероприятий, вопрос не возникал. Помимо СУ-26, главной премьеры этого года, на показательные выступления также направился Т-26 с цилиндрической башней. Эта машина сама по себе крайне интересная. На ней установлена поручневая антенна, полностью восстановленная по оригинальным образцам (само тело антенны оригинальное, как и кронштейны креплений), а также зенитная пулеметная установка П-40. Кстати говоря, радийные Т-26 в период с 1934 по 1937 года составляли не менее половины от выпуска. В перспективе планируется еще и установка фар боевого света.

Открывал показ Т-26 с цилиндрической башней, новинка прошлого года.
Открывал показ Т-26 с цилиндрической башней, новинка прошлого года.

На динамическом показе техники Т-26 с цилиндрической башней стал первым участником. При этом показ превратился в маленькое шоу, идея которого родилась незадолго до праздника. То, что у танка порой спадают гусеничные ленты, не является секретом. Как гласит поговорка, ничто так не сплачивает экипаж танка, как замена гусениц в поле. Так вот, этот самый процесс и был продемонстрирован в ходе показа.

В процессе демонстрации "переобувания"
В процессе демонстрации "переобувания"

Сначала было ослаблено натяжение левой гусеничной ленты, затем выбит палец, далее танк поехал вперед, "съезжая" с гусеничной ленты. Дальше всё это повторилось в обратной последовательности. Для тренированного экипажа переобувание Т-26 занимает считанные минуты. Впрочем, надо учитывать, что у Т-26 гусеничные ленты относительно легкие, всё то же самое на Т-34 займет куда больше времени.

Замена ленты требует считанные минуты.
Замена ленты требует считанные минуты.

Впрочем, главной премьерой стала СУ-26. Если Т-26 худо-бедно в музеях увидеть можно, то эта машина является уникумом. Как уже говорилось выше, даже ее облик долгое время был известен не полностью, например то, что рубка сзади частично закрытая. Посему и интерес к машине был выше. Надо сказать, что зрителей оказалось немало, особенно с учетом морозной погоды.

СУ-26, главная премьера нынешнего года.
СУ-26, главная премьера нынешнего года.

Надо сказать, что не особо известным были некоторые особенности конструкции данной машины. Например то, каким образом конструкторы организовали вопрос обеспечения машины боезапасом. Также можно увидеть снимки подбитых машин с орудийной башней, повернутой назад. Так вот, это не просто так. На самом деле орудие, смотрящее назад - это и есть боевое положение СУ-26.

В реальности машина в боевом положении выглядела вот так.
В реальности машина в боевом положении выглядела вот так.

Организация орудийной платформы на крыше боевого отделения отнюдь не означало, что теперь в нем СУ-26 возит воздух. Как и на Т-26, нижняя часть боевого отделения предназначалась для боезапаса. Другое дело, что размещение орудийной установки вызвало одну существенную проблему. Доступ в боевое отделение осуществлялся через люк в переднем левом углу платформы. Это означало, что подача боеприпасов возможна при... правильно, повернутой назад орудийной установке. Вообще заряжающему было в СУ-26 очень "весело".

Внутри боевого отделения плотненько.
Внутри боевого отделения плотненько.

Надо сказать, что и расчету орудийной башни было не менее "весело". Требовалось не только вести огонь из орудия (вопреки информации об использовании на СУ-26 танковой системы КТ, на самом деле там стояла 76-мм полковая пушка обр.1927 года, выпускавшаяся на Кировском заводе), но и стрелять из пулемета. Точнее, из пулеметов, их стояло в лобовой части орудийной башни две штуки. Причем это не шаровые установки ДТ, а своя разработка, с использованием частей от станков пулемета "Максим" и других деталей. В ходе динамического показа один из ДТ был заменен на СХП-шный, так что зрители могли видеть, как это происходит.

Ездила СУ-26 весьма резво.
Ездила СУ-26 весьма резво.

Надо сказать, что с точки зрения динамического показа СУ-26 была едва ли не более интересной, чем Т-26. Как уже говорилось выше, пока в машине установлен современный мотор, так что можно его особо не беречь. Конечно, Т-26 не особо шустрый танк, но на снегу СУ-26 вполне резво каталась. В дальнейшем место Т-26 и СУ-26 заняли БТР-40 и БТР-152. Катание детей на бронетранспортерах является одним из пунктов праздничных мероприятий в музее.

На погрузке.
На погрузке.

Несмотря на морозную погоду, праздник 23-го февраля удался на славу. Следующим крупным мероприятием Музея отечественной военной истории будет празднование Дня Победы. По планам, 9 мая пройдет парад, в котором примет участие военная техника, включая танки. О том, какая будет программа в этот день, можно будет узнать на сайте музея ближе к праздничной дате.

Другие материалы по военно-историческим мероприятиям:

7 ноября 2020 года на Красной площади

Мероприятия в парке "Патриот", прошедшие 30 января 2021 года и приуроченные к годовщине прорыва блокады Ленинграда

Выставка "Соколы Родины", заново открывшаяся в Музее Техники Вадима Задорожного