Предшественник "Тигра" с коническим стволом

6,6k full reads
11k story viewsUnique page visitors
6,6k read the story to the endThat's 60% of the total page views
4 minutes — average reading time

История немецкого тяжелого танка VK 36.01 (Pz.Kpfw.VI Ausf.B), являвшегося непосредственным предшественником Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E

Немецкое танкостроение в предвоенные годы развивалось крайне специфично. Особенно это касалось тяжелых танков, которые впервые появились на повестке дня в январе 1937 года. По большому счету, B.W. (verstärkt), то есть усиленный танк поддержки, позже превратившийся в D.W. (Durchbruchswagen, то есть танк прорыва), представлял собой гипертрофированный Pz.Kpfw.IV. С тем же самым 75-мм короткоствольным орудием, что и у Pz.Kpfw.IV, но с увеличением толщины брони до 50 мм. Сама по себе концепция танка удивляет, особенно на фоне того, что те же самые немцы еще в 1935 году рассуждали о необходимости противостоять французским тяжелым и сверхтяжелым танкам, некоторые из которых родились в их богатом воображении. После того, как в феврале 1938 года новым главнокомандующим немецкими сухопутными войсками стал генерал-полковник Вальтер фон Браухич, число типов штурмовых танков начало расти. В 1938 году испытали R.W. (Rauchwagen, то есть дымовая машина), установку 105-мм орудия в башне B.W., затем D.W. эволюционировал в VK.30.01. Вершиной сумасбродной концепции штурмовых танков стал S.W., 65-тонная боевая машина с тем же 75-мм орудием, но броней толщиной 80 мм. Танк был настолько тяжелым, что для транспортировки предполагалось перевозить его в разобранном виде.

105-мм гаубица, изначальное вооружение VK 36.01 и его предшественников.
105-мм гаубица, изначальное вооружение VK 36.01 и его предшественников.
105-мм гаубица, изначальное вооружение VK 36.01 и его предшественников.

В июне 1939 году появился еще более странный аппарат, который перещеголял S.W. по массе. Речь идет об A.W. (Artilleriewagen, или артиллерийский танк). Предполагалось, что боевая масса этой машины превысит 80 тонн, а толщина брони составит 100 мм. В качестве вооружения предполагались 105-мм гаубицы с длиной ствола либо 20, либо 28 калибров. Как и D.W., S.W. и прочие, шасси данного танка разрабатывалось Henchel под чутким руководством 6-го отдела Департамента Вооружений. То есть Эрвин Адерс, главный конструктор подразделения Henschel, отвечавшего за разработку танков, реализовывал требования Генриха Книпкампа, фактического монополиста в деле проектирования танковых шасси. Увы, никаких изображений A.W. не сохранилось, но зная, как выглядел тот же S.W., можно примерно себе представить данную машину. Впрочем, уже в июле 1940 года A.W. скончался, став первой жертвой изучения опыта французской кампании. Она показала, что бронированные мастодонты с короткостволами не нужны, а боевая масса 30 тонн являлась предельной. Как самый тяжелый, A.W. первым и прикрыли, но не совсем. Krupp, разработчик башни для данного танка, продолжил работы по установке 105-мм орудия в башню VK 30.01, а также адаптации башни A.W. к шасси 30-тонного танка. Из двух направлений выбрали самое простое, то есть адаптацию орудия к башне VK 30.01. Так появилась башня D.W.(10 cm). Толщину лобовой брони башни увеличили до 80 мм.

Таким танк виделся весной 1942 года. По сути к башне со 105-мм гаубице пририсовали Waffe  0725. На самом же деле переделывать башню пришлось гораздо сильнее.
Таким танк виделся весной 1942 года. По сути к башне со 105-мм гаубице пририсовали Waffe 0725. На самом же деле переделывать башню пришлось гораздо сильнее.
Таким танк виделся весной 1942 года. По сути к башне со 105-мм гаубице пририсовали Waffe 0725. На самом же деле переделывать башню пришлось гораздо сильнее.

Попытка адаптации 105-мм танковой гаубицы от A.W. к башне VK.30.01 привела к тому, что летом 1940 года начал вырисовываться новый танк. Толщина брони выросла до 80 мм в лобовой части, по итогам боевая масса поднялась до 36 тонн. Не менее важно то, что на повестке дня снова появилась идея создания подвижного тяжелого танка. В качестве силовой установки для данной машины было решено использовать мотор Maybach HL 174, объемом 17,4 литра и мощностью 450 лошадиных сил при 3000 об/мин. Рост массы также заставил переработать ходовую часть. Вместо адаптации 105-мм орудия фактически получился новый танк, причем разрабатывался он параллельно с VK 30.01. Данная машина получила обозначение VK 36.01. Кроме того, в начале 1941 года форсировали разработку третьего тяжелого танка - Typ 100 от Porsche K.G. Вскоре он стал именоваться как VK 30.01(P), а разработка Henschel - как VK 30.01 (H). Итого, три танка, из них один с 75-мм короткоствольной пушкой, второй со 105-мм гаубицей, а третий - с 88-мм орудием, имеющим баллистику зенитки Flak 18/Flak 36. 80 лет назад случилось событие, которое еще больше разнообразило происходящую ситуацию. 26 мая 1941 года Гитлер утвердил на совещании измененные требования на вооружение и броневую защиту тяжелых танков. Толщина лобовой брони корпуса и башни увеличивалась до 100 мм, а бортов – до 60 мм. В случае же с VK 36.01 вооружение менялось на длинноствольную систему.

"Сердце" VK 36.01 - бензиновый двигатель Maybach HL 174.
"Сердце" VK 36.01 - бензиновый двигатель Maybach HL 174.
"Сердце" VK 36.01 - бензиновый двигатель Maybach HL 174.

Сложившаяся ситуация стала крайне неприятным сюрпризом для Henschel и Krupp. Дело в том, что к 26 мая 1941 года VK 36.01 уже сформировался и как шасси, и как башня с вооружением. Надо сказать, что танк действительно предполагался довольно шустрым. На нем предполагалось ставить 8-скоростную полуавтоматическую коробку передач Maybach Olvar 40 12 16 и механизмы поворотов Henschel L 600 C. На 8-й передаче ожидалась максимальная скорость 50 км/ч. При этом ходовая часть с опорными катками диаметром 800 мм и шахматным их расположением, потенциально позволяли держать эту скорость более уверенно, чем Z.W.38. По крайней мере, на скорости выше 40 км/ч бандажи не должны были разрушаться. В отличие от VK 30.01 (H), у VK 36.01 поддерживающих катков не было.

В крупную серию мотор не пошел. Он был крупнее, нежели HL 120, и не такой мощный, как HL 210.
В крупную серию мотор не пошел. Он был крупнее, нежели HL 120, и не такой мощный, как HL 210.
В крупную серию мотор не пошел. Он был крупнее, нежели HL 120, и не такой мощный, как HL 210.

Если ходовая часть и моторно-трансмиссионная группа у VK 36.01 была оригинальной, то в случае с корпусом и башней ситуация выглядела иначе. Преемственность была налицо, особенно это касалось корпуса и башни в их исходном виде. Естественно, в связи с другой силовой установкой моторное отделение пришлось сильно менять, да и длина корпуса выросла на 25 см, тем не менее, было видно, откуда растут ноги у VK 36.01. В связи с тем, что была установлена более крупная и мощная силовая установка, по бортам моторного отделения появились характерные "уши". Также изменилась форма эвакуационных люков, которые разместили по бортам корпуса. Они стали круглой формы. Еще меньше было изменений в изначальной башней. В связи с установкой 105-мм гаубицы башню пришлось немного переделать, но общая конфигурация была неизменной. Это касалось и размещения командира и его башенки в кормовой части башни. Именно такие "головы", в количестве 4 штук, выпускались Krupp по контракту SS-006–4086/40 от 5 мая 1941 года. Еще раньше, 6 марта 1941 года, с Krupp заключили контракт на выпуск 4 корпусов VK 36.01. И вот теперь всё это переигрывалось.

Башня VK 36.01 в финальной конфигурации. В связи с установкой нового  орудия место командира сместили влево.
Башня VK 36.01 в финальной конфигурации. В связи с установкой нового орудия место командира сместили влево.
Башня VK 36.01 в финальной конфигурации. В связи с установкой нового орудия место командира сместили влево.

Поначалу на Krupp считали, что и новое вооружение удастся поставить в текущую конфигурацию башни. 88-мм пушка в нее принципиально не влезла бы, да и это орудие, с точки зрения Гитлера было слабоватым. Требовалась система, способная пробить 100 мм брони на дистанции 1500 метров. Разговор о такой системе был поднят еще в начале 1941 года, но тогда от него отмахнулись. Теперь же это была суровая реальность. 28 мая 1941 года 6-й отдел Департамента Вооружений дал указание Krupp о переделке башни под новую систему. Ей оказалось орудия Waffe 0725 с коническим каналом ствола. Калибр орудия составлял 75 мм у казённика, а на выходе снижался до 55 мм, что позволило значительно повысить начальную скорость снаряда. Изначально на Krupp оптимистично считали, что орудие с длиной ствола 3770 мм влезет в башню без проблем. Поэтому на исходном скетче переделанного VK 36.01 башня показана как есть, то есть с размещением командира позади орудия. А вот дальше выяснилось, что это чересчур оптимистично. Башню пришлось весьма существенно переделывать, в частности, место командира сместили влево. Также полностью изменилась конфигурация люков. На этом фоне контракт на выпуск башен со 105-мм орудиями исчез как-то сам собой. Окончательно гаубица выпала из программы 11 июня 1941 года, но число башен выросло. Под установку Waffe 0725 предполагалось изготовить уже 6 башен.

Из 8 машин реально построили всего 1, да и ту без башни.
Из 8 машин реально построили всего 1, да и ту без башни.
Из 8 машин реально построили всего 1, да и ту без башни.

Наибольшая засада, впрочем, ждала VK 36.01 на другом направлении. Дело в том, что Waffe 0725 использовала подкалиберные снаряды, на каждый из которых тратился килограмм вольфрама. А вот с ним у немцев дела обстояли не очень мягко говоря. По этой причине возникал закономерный вопрос о целесообразности такого орудия в принципе. В конце мая 1941 года данный вопрос был не столь острым, пока что по орудиям с коническим каналом ствола работы шли в гору. Но звоночек прозвучал с самого начала. Поэтому параллельно начались работы по версии VK 36.01, которая могла бы нести 88-мм пушку. Позже она превратилась в VK 45.01 (H), то есть в Pz.Kpfw. Tiger Ausf.E. С определенного момента на Henschel разрабатывалось сразу 3 тяжелых танка. Конечно, были те же американцы, у которых, к началу 1944 года, одновременно в работе было аж 5 средних танков (T20, T22, T23, T25 и T26). Но это были фактически вариации на тему одного шасси. А тут, считая еще и разработки Porsche, 5 разных танков, из них 3 принципиально разных, включая даже вооружение.

Машина использовалась как испытательный стенд.
Машина использовалась как испытательный стенд.
Машина использовалась как испытательный стенд.

Имелась, впрочем, еще одна проблема. Любимой забавой немецких военных было поставить весовую планку на определенном уровне, а потом внезапно захотеть больше, чем изначально. В результате танк получался перегруженным. VK 36.01 ждала ровно та же судьба. В виду изменения вооружения и усиления броневой защиты боевая масса танка составила 40 тонн, что уже вызывало немало разных мыслей. Для понимания, удельное давление на грунт составило запредельные 1,07 кг/см2. Да и удельная мощность снизилась с 12,5 до 11,25 л.с. на тонну. В виду того, что ни один танк данного типа так и не собрали в полноценном виде, никто так и не узнал, что там было с реальными ходовыми качествами при езде по мягким грунтам, а также с тепловым режимом мотора. Но вообще есть мнение, что закрывать программу VK 36.01 нужно было еще летом 1941 года.

Альберт Шпеер на месте водителя, недовольный мужчина в кепке и летных очках - Фердинанд Порше.
Альберт Шпеер на месте водителя, недовольный мужчина в кепке и летных очках - Фердинанд Порше.
Альберт Шпеер на месте водителя, недовольный мужчина в кепке и летных очках - Фердинанд Порше.

Создается ощущение, что с самого начала на переделанный под Waffe 0725 танк смотрели осторожно. При наличии уже двух запущенных в работу проектов с 88-мм пушками вариант с "пожираталем вольфрама" смотрелся не очень перспективно. Количество Waffe 0725, которые предполагалось сделать первой партией, составляло 8 штук. Позже и число заказанных Krupp корпусов выросло до 8. Пушек с коническим каналом ствола реально построили и того меньше - 1 штука. Она некоторое время именовалась как 7,5 cm KwK 42, но этот индекс быстро исчез, как и само орудие. Похожая история была и с самим танком. В октябре 1941 года танк стали именовать как Pz.Kpfw.VI Ausf.B, но реально его так именовали крайне редко. В конце 1941 года Krupp начал сборку корпусов и башен, как и полагалось, собрали 8 корпусов и 8 башен. Вот только к концу января 1942 года сложилась ситуация в стиле "Боливар не выдержит двоих". Дело в том, что Henschel являлся одним основных производителей Pz.Kpw.III, в конце 1941-начале 1942 годов выпуск данных танков вырос. На этом фоне производственные площади, которые в Касселе были совсем не резиновые, оказались не готовы к выпуску еще и совершенно новых танков.

За эффектными кадрами как-то затерялся тот факт, что машина, посреди испытаний, сломалась, да и по грязи ездила весьма своеобразно.
За эффектными кадрами как-то затерялся тот факт, что машина, посреди испытаний, сломалась, да и по грязи ездила весьма своеобразно.
За эффектными кадрами как-то затерялся тот факт, что машина, посреди испытаний, сломалась, да и по грязи ездила весьма своеобразно.

По этой причине 30 января было принято решение о том, что VK 36.01 изготовят всего 2 штуки. В Кассель отправлялось 4 корпуса и 2 башни, остальное направлялось на склад. Соответственно, на Henschel отправили 2 комплекта узлов и агрегатов. На практике же был построен всего один образец VK 36.01, причем в виде шасси без башни и даже без ее массогабаритного макета. Случилось это в марте 1942 года. Машину, которую предполагали сдать в апреле, не закончили, поскольку уже шли работы по VK 45.01 (H). Далее была идея как-то пристроить 5 корпусов. Таким образом в июне 1942 года появился проект эвакуатора VKz 35.01, который оснащался бы лебедкой Seilwinde 22/40, способную тащить грузы массой до 40 тонн. Предполагалось установить мотор Maybach HL 210, более мощный и унифицированный с VK 45.01(H). Да и сам эвакуатор был нужен в связи с появлением VK 45.01(H). Штатный тягач-эвакуатор Sd.Kfz.9 в одиночку попросту не мог его сдвинуть с места. Выпускался данный эвакуатор силами FAMO в Бреслау. Собственно, на FAMO и предполагалось делать такие конверсии, но запланированные позже 4 VKz 35.01 так и остались в планах. Ну а корпуса легли мертвым грузом.

Макет башни Pz.Kpfw.VI Ausf.H2 с орудием KwK 42 L/70. Оно же предполагалось и для вооружения vK 36.01.
Макет башни Pz.Kpfw.VI Ausf.H2 с орудием KwK 42 L/70. Оно же предполагалось и для вооружения vK 36.01.
Макет башни Pz.Kpfw.VI Ausf.H2 с орудием KwK 42 L/70. Оно же предполагалось и для вооружения vK 36.01.

Существовал еще один вариант трудоустройства танка, связан он оказался с вооружением. Еще во второй половине 1941 года Rheinmetall-Borsig, получив согласие Гитлера, начала работу над 75-мм пушкой, имевшей длину ствола 60 калибров. Согласно расчетам, на дистанции 1400 метров снаряд этого орудия пробил плиту толщиной 100 мм, установленную под углом 30 градусов от вертикали. В феврале 1942 года появилась 70-калиберная версия орудия, обладавшая ещё большим пробитием. Под эту систему Rheinmetall-Borsig разработал и башню, ту самую, что позже планировалось поставить на Pz.Kpfw.Tiger Ausf.H2. Интересна она тем, что ее орудийная установка вполне вписывалась и в башню VK 36.01. В июне 1942 года появилась идея установить это орудие и в башню VK 36.01 (в переписке указывался другой индекс – VK 35.01). Танк с таким орудием должен был называться VK 35.02. Правда, прожил этот проект совсем немного – до середины июля 1942 года. Последняя попытка трудоустроить башни была датирована февралем-мартом 1944 года. Еще в ноябре 1942 года возникла идея поставить башни на линии обороны. Предполагалось, что в башни всё же поставят Waffe 0725, переделанные под боеприпасы от 7,5 cm Pak 41. К данному вопросу возвращались не раз, даже контракт с Krupp подписывали. Но еще летом 1943 года завод в Эссене получил настолько тяжелые повреждения от бомбежек, что стало не до того. Так башни до конца войны и пролежали.

Башни, впрочем, так и остались пылиться на складе Krupp.
Башни, впрочем, так и остались пылиться на складе Krupp.
Башни, впрочем, так и остались пылиться на складе Krupp.

Единственное построенное шасси VK 36.01 было решено использовать как испытательный стенд. По коробке передач и ряду узлов машина была идентична VK 45.01(H), так что хоть как-то, но она пригодилась. Вершиной карьеры стало участие в совместных испытаниях перспективных танков, которые состоялись 8–14 ноября 1942 в районе Бад-Берке. Интересны они тем, что как раз там решалась судьба VK 45.01(H) и VK 30.01(D). Что же касается VK 36.01, то он был направлен как один из "эталонов". Машину весьма подробно снимали, ведь ее водил рейхсминистр вооружения и боеприпасов Альберт Шпеер. Вместе с ним в танке каталась и комиссия, включая и Фердинанда Порше. Поскольку танк был без башни, то заранее оказался в более выгодных условиях. По крайней мере, он оказался легче остальных танков своего класса. Правда, сильно это ему не помогло: начались испытания с того, что VK 36.01 застрял в грязи. Удельное давление на грунт передало пламенный привет. Не особо задались и испытания на преодоления подъемов в сложных условиях. Единственным плюсом стало то, что танк был чуть быстрее остальных машин. Веселые старты для VK 36.01 закончились 11 ноября 1942 года. Танк сломался, больше он в испытаниях участие не принимал. На такой "позитивной" ноте карьера опытной машины и закончилась.

Список источников:

US NARA

Panzer Tracts No. 6 — Schwere-Panzerkampfwagen D.W to E-100, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001

Germany’s Tiger tanks, D.W. to Tiger I: design, production & modifications, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Schiffer Publishing, 2000

Der Panzer-Kampfwagen Tiger und seine Abarten, Walter J. Spielberger Motorbuch verlag, 1987