Скоростной истребитель из танка-разведчика

2,5k full reads
3,9k story viewsUnique page visitors
2,5k read the story to the endThat's 65% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

История создания Pz.Sfl.Ic, скоростного истребителя танков на шасси легкого танка Pz.Kpfw.II Ausf.G

В 1936 году Генрих Книпкамп из 6-го отдела Департамента Вооружений получил фактически монополию на разработку новых типов танковых шасси. Следует отметить, что и до того он уже 10 лет как имел большое влияние на разработку танковых шасси, но теперь руки оказались полностью развязаны. В результате с начала 1937 года начала реализовываться его идея о скоростных танках. Следует отметить, что изначально In 6 (Inspekteur für Heeresmotorisierung, Инспекция моторизованных войск) к данным машинам отношения не имела. Мысль Книпкампа была примерно такой: инженер знает лучше, что надо делать, поэтому он сначала сам что-то разработает, уже потом это уйдет в OHK, а там решат, надо это,или нет. Причем теперь "главный по танкам" в 6-м отделе Департамента Вооружений прямо навязывал свою концепцию компаниям-разработчикам. Отчасти поэтому потом и Daimler-Benz взбрыкнула, и Танковая комиссия появилась, но тем не менее, общие позиции Книпкампа оказались непоколебимы до конца войны. Так вот, в начале 1937 года появился первый проект с индексом VK (Vollketten, то есть гусеничный). Им стал VK 3 t (гусеничный, 3-тонный весовой класс), потенциальный сменщик Pz.Kpfw.I, со скоростью 80 км/ч. Скоростными были и La.S.138 (Pz.Kpfw.II Ausf.D/Ausf.E) и Z.W.38 (Pz.Kpfw.III Ausf.E и далее). Зачем были нужны такие скоростные танки, после войны Книпкамп и сам объяснить не смог. Тем не менее, он активно продвигал танки с идеями, которые реализовал на полугусеничных тягачах. И чем дальше шли работы, тем больше были видны "уши" этих самых полугусов.

Легкий "скоростной" танк Pz.Kpfw.I Ausf.G, летом 1940 года он стал рассматриваться как база для легкого истребителя танков.
Легкий "скоростной" танк Pz.Kpfw.I Ausf.G, летом 1940 года он стал рассматриваться как база для легкого истребителя танков.
Легкий "скоростной" танк Pz.Kpfw.I Ausf.G, летом 1940 года он стал рассматриваться как база для легкого истребителя танков.

В полной мере это относилось и к VK 9.01 (гусеничный, 9-тонный весовой индекс, первый тип), разработка которого началась в июне 1938 года. Следует отметить, что в In 6 концепцию Книпкампа оценили, что во многом объясняет его сильные позиции. Видимо, он смог убедить, что "автострадные" танки немецким танковым частям нужны. А спецификация VK 9.01 выглядела многообещающе. При той же концепции, что и La.S.138 (двое человек в отделении управления и один в башне) и аналогичной броне (30 мм во лбу и 14,5 мм по бортам), танк получал вооружение в установке с вертикальной стабилизацией. Максимальная скорость должна была достигать 67 км/ч, при этом MAN принимал роль Книпкампа как "первой скрипки". Это означало, что MAN, в лице Пауля Вибике, действовал в кильваторе проекта VK 3 t, быстро превратившегося в VK 5 t, а затем в VK 6. Но это стало также причиной затягивания работ. Первый деревянный макет VK 9.01 был готов еще 11 октября 1938 года, но сроки постройки первого опытного шасси, а также запуска в серию, постоянно сдвигались. В ноябре 1940 года был составлен план, по которому с мая по сентябрь 1941 года от MAN ожидалось получить 45 шасси VK 9.01. Также появился улучшенный вариант танка - VK 9.03. Согласно утвержденной 30 мая 1941 года программе развития танкового вооружения, ожидалось изготовить 2592 VK 9.03 для нужд танковых частей. И это лишь часть заказа: вторая "волна" VK 9.03 должна была составить 8111 штук. Но это всё планы, а по факту VK 9.03 так и не родился. Что же касается VK 9.01, то у него всё складывалось плохо с точки зрения коробок передач. К середине августа 1941 года было построено 15 шасси этих танков, но по итогам испытаний на полигоне в Куммерсдорфе 2 КПП Maybach OG 20417 и 5 ZF SMG 50 сломались. Все эти пертурбации привели к тому, что VK 9.03 в конце марта 1942 года прикрыли, а VK 9.01 превратился в Pz.Kpfw.II Ausf.G. Машину быструю, но малочисленную. Всего построили 45 и изначальных 75 заказанных танков.

Pz.Slf.Ic в финальной конфигурации. До недавнего времени была известная всего одна фотография этой машины.
Pz.Slf.Ic в финальной конфигурации. До недавнего времени была известная всего одна фотография этой машины.
Pz.Slf.Ic в финальной конфигурации. До недавнего времени была известная всего одна фотография этой машины.

В середине 1940 года шасси VK 9.01 стало рассматриваться как база для истребителя танков. Разработка данной машины была инициирована 5 июля 1940 года. Согласно заказу шт In 6, предполагалось получить легкий истребитель танков для танковых и моторизованных дивизий. Это стало результатом оценки боевого применения во Франции истребителей танков Panzerjäger I, которыми успели укомплектовать 4 дивизиона. Поэтому в In 6 спустили вниз задание срочно создать аналогичные машины, но уже с немецкими орудиями. Ими были 50-мм противотанковые системы Pak 38, которые во Францию не успели. Еще одной причиной заказа стало то, что 5 cm Pak 38 была заметно тяжелее 3,7 cm Pak, так что мехтяга являлась крайне желательной. Так была запущена работа по серии самоходных шасси Pz.Sfl.I. На самом деле VK 9.01 был лишь одним из "кандидатов". Для понимание, индекс Pz.Sfl.Ia ушел вообще другому шасси - подвозчику боеприпасов VK 3.02. В обоих случаях непосредственным разработчиком орудийной установки был Alkett, подразделение оружейного гиганта Rheinmetall-Borsig. Надо сказать, что именно с разработкой танка ну Rheinmetall как-то не задалось, зато с самоходками всё оказалось очень даже неплохо.

Обе машины в составе 559-го дивизиона истребителей танков, июнь 1942 года. Собственно говоря, перед нами матчасть 3-й батареи, весьма разношерстной по составу.
Обе машины в составе 559-го дивизиона истребителей танков, июнь 1942 года. Собственно говоря, перед нами матчасть 3-й батареи, весьма разношерстной по составу.
Обе машины в составе 559-го дивизиона истребителей танков, июнь 1942 года. Собственно говоря, перед нами матчасть 3-й батареи, весьма разношерстной по составу.

Работы по машине, получившей обозначение Pz.Slf.Ic, сильно мешали события вокруг семейства VK 9. Наверху никак не могли определиться, какой вариант машины пойдет в серию, а это влияло на разработку истребителя. Тем не менее, общая концепция выглядела весьма интересно. Сильно мучиться на Alkett не стали и создали машину, концептуально здорово похожую на Panzerjäger I. Это означало, что с танка снимали башню и ставили рубку.Ее основная часть была неподвижной, а впереди монтировалась орудийная система, к которой крепилась развитая подвижная бронировка. Даже это скорее не бронировка, а развитый орудийный щит, прикрывавший боевое отделение спереди, с боков и сверху. Вооружение состояло из весьма специфичной помеси 5 cm Pak 38 и танкового орудия 5 cm KwK 38. Были использованы части и от одной, и от другой системы, в результате получилась весьма компактная конструкция. Внутри боевого отделения размещался наводчик и заряжающий, а на своих штатных местах оставались механик-водитель и радист. Как и предшественник, Pz.Slf.Ic не отличался комфортом боевого отделения. С другой стороны, такая концепция позволяла быстро запустить данные машины в серию. Вот только описанные проблемы по шасси тормозили весь процесс. При этом даже с шасси VK 9.01 дела по подвижности обстояли очень неплохо. Истребитель танков с боевой массой 10,5 тонн мог разгоняться до скорости не менее 60 км/ч.

В ходе боев осенью 1942 года.
В ходе боев осенью 1942 года.
В ходе боев осенью 1942 года.

О том, какие планы по Pz.Slf.Ic были у немцев, красноречиво говорят цифры из "Танковой программы 41" от 30 мая 1941 года. Для комплектования дивизионов истребителей танков, предназначенных танковым дивизиям, предполагалось получить 1200 таких машин. Еще 828 предназначалась подразделениям моторизованной пехоты и для усиления разведывательных батальонов. Это еще скромные цифры - Pz.Slf.Ia с более простым шасси хотели изготовить 3144 штук, менее подвижная машина шла в пехотные дивизии. Но подобные планы стали не более чем мечтой, тем более что Pz.Slf.Ic собирались выпускать на шасси VK 9.03. А по факту оно было только на бумаге. Поэтому итоговым вариантом стало немного измененной шасси VK 9.01. Финальная версия шасси имела ряд отличий по подбашенной коробке. Она стала шире, а механик-водитель получил более широкий боковой смотровой прибор. Радист, в свою очередь, смотрового прибора в лобовой части подбашенной коробки лишился (вспоминается "зато он нюхает и слышит хорошо"). В таком виде машину и запустили в серию. Ну как сказать серию - построили аж две машины, случилось это в конце 1941 года. На этом история серийного выпуска Pz.Slf.Ic и прекратилась. Во-первых, имелись огромные проблемы с базовым шасси, а во-вторых, 5 cm Pak 38 оказалась не так хороша, как это предполагалось. Особенно это касалось борьбы с КВ-1. Поэтому в декабре 1941 года была запущена программа по разработке истребителей танков с 75-мм орудиями Pak 40. Ну а легкий скоростной истребитель танков оказался попросту не нужен. Та же судьба, кстати говоря, ждала и Pz.Slf.Ia - тоже выпустили 2 штуки.

Единственная известная сейчас фото данной машины с правого борта. Сфотографировали ее летом 1943 года, в ходе отправки на капремонт.
Единственная известная сейчас фото данной машины с правого борта. Сфотографировали ее летом 1943 года, в ходе отправки на капремонт.
Единственная известная сейчас фото данной машины с правого борта. Сфотографировали ее летом 1943 года, в ходе отправки на капремонт.

Несмотря на такой финал, машины всё же повоевали. По доброй традиции, OKH отправила очередную тупиковую ветвь развития немецкого танкостроения в один из дивизионов истребителей танков. На сей раз "повезло" 559-му дивизиону истребителей танков. Тонкость момента была в том, что 3-я батарея данного дивизиона имела на вооружении полугусеничные истребители танков 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8). Так вот, легкие истребители попали как замещение потерь батареи. Попали они в состав дивизиона в июне 1942 года и достаточно долго провоевали. При этом основой матчасти 559-го дивизиона были тоже Pz.Slf.I, только немного другие - Pz.Sfl.1 für 7,62 cm Pak 36 (Sd.Kfz.131), их туда отправили 11 штук. То есть в одном дивизионе было два типа "самоходных лафетов" на шасси Pz.Kpfw.II, по иронии судьбы второй тип был тем, которым предполагалось заменить первый. В такой веселой компании Pz.Slf.Ic провоевали до июля 1943 года. При этом минимум одна машина выжила, ее отправили в Германию на ремонт. Но дальше ее следы теряются. Напоследок стоит отметить, что Pz.Slf.Ic оказалась весьма загадочной машиной. Дело в том, что даже ее внешний вид является объектом спекуляций. Ну а по поводу подробных характеристик и говорить не приходится. Некоторое время ее даже упоминали как Luchs 5 cm, что слегка не так. Одним словом, машина-загадка.

Источники:

Panzer Tracts No. 2–2: Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007

Panzer Tracts 7–1: Panzerjaeger 3.7cm Tak to Pz.Sfl.Ic development and employment from 1927 to 1941, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2004

eBay

Другие статьи по немецким САУ:

История создания Rheinmetall Leichttraktor Selbstfahrlafette

История создания немецкого истребителя танков 7,5 cm Stu.Kan. auf Pz.Kpfw.38(t)

Дополнительное бронирование StuG 40