Средний литой резервист по-американски

970 full reads
2,6k story viewsUnique page visitors
970 read the story to the endThat's 37% of the total page views
6 minutes — average reading time

История Medium Tank M3A1, который выпускался крупной серией, но на фронт так и не попал

К началу Второй мировой войны американская танковая промышленность смогла, наконец, создать тот средний танк, который выглядел вполне приличной боевой единицей. Речь идет о Medium Tank T5, принятый на вооружение в июне 1938 года как Medium Tank M2. Машина была, скажем так, не без странностей. В начале 30-х годов американские военные стали бредить идеей концепции "огненного ежа" с кучей пулеметов по периметру боевого отделения. Реализовали они эту идею на Convertible Medium Tank T4E1, получилось так себе, но дальше они ее совместили с башенной схемой. В результате получился танк с высоким силуэтом и пулеметными установками по периметру боевого отделения. Идея оказалась лишена перспектив, но американские военные были упорными. Так что кучу пулеметов по периметру вытравливали очень долго. С другой стороны, Medium Tank M2 даже при таких странностях получился вполне удачной боевой машиной. Он имел ничуть не худшую, чем у других средних танков того периода, подвижность, вполне приличную броневую защиту, да и вооружение как минимум не уступало аналогам. Больше того, у тех же англичан запуск средних (крейсерских) танков в серию состоялся во всё том же 1939 году. Самое же главное, что собственное шасси Medium Tank T5 получилось удачным и имеющим большие перспективы для развития.

Опытный литой верх корпуса Medium Tank M3, сентябрь 1940 года. Как можно заметить, пока еще пулеметные установки по периметру корпуса есть.
Опытный литой верх корпуса Medium Tank M3, сентябрь 1940 года. Как можно заметить, пока еще пулеметные установки по периметру корпуса есть.
Опытный литой верх корпуса Medium Tank M3, сентябрь 1940 года. Как можно заметить, пока еще пулеметные установки по периметру корпуса есть.

Американцы внимательно следили за тем, как развивается танкостроение за рубежом, а заодно и смотрели за происходящим в Европе. Первым результатом осмысления зарубежного опыта стал Medium Tank M2A1, который получил ряд улучшений, включая и более толстую броню. Вместе с тем, к концу мая 1940 года выяснилось, что даже M2A1 уже не совсем соответствует современному поля боя. Несмотря на то, что сами немцы считали лучшим своим танком Pz.Kpfw.III, из войск наилучшие отзывы шли о Pz.Kpfw.IV. Вот и американцы решили, что необходим танк с 75-мм орудием, правда, более длинноствольным. 11 июля 1940 года Комитет по Вооружениям утвердил новый танк - Medium Tank M3. Базировался он на шасси M2, но получал 75-мм орудие. Поскольку тогда американская промышленность не могла освоить башни с 75-мм орудиями, главный калибр поставили в корпус. Решение хоть и странное, но не уникальное, да и рассказчикам про плохой американский танк лучше помолчать. На лето 1941 года, когда Medium Tank M3 пошел в серию, это был один из лучших средних танков. Да, с главным калибром казематного размещения, но вполне подвижный и с 2 дюймами брони во лбу. Самое главное, что еще и массовый, и вот с этим напрямую связано многообразие Medium Tank M3.

Аналогично SOMUA S 35, изначально верхняя часть корпуса крепилась к нижней на болтах. Вскоре от этой идеи отказались.
Аналогично SOMUA S 35, изначально верхняя часть корпуса крепилась к нижней на болтах. Вскоре от этой идеи отказались.
Аналогично SOMUA S 35, изначально верхняя часть корпуса крепилась к нижней на болтах. Вскоре от этой идеи отказались.

Первоначально Medium Tank M3 создавался исключительно для американской армии, но уже вскоре ситуация поменялась. Англичане, потерявшие много танков во Франции, изначально хотели наладить выпуск своих танков в США, но получили отказ. Решение справедливое, поскольку Infantry Tank Mk.II выглядел хуже, чем перспективный американский танк. По этой причине в октябре-ноябре 1940 года англичане заключили с несколькими заводами договора по выпуску английской версии танка, позже известной как Grant. Также постепенно рос и американский заказ. В результате к моменту, когда танк пошел в крупную серию, уже появились предпосылки к разрастанию Medium Tank M3 на модификации. Речь шла об альтернативных силовых установках, поскольку возможности выпуска Continental R975 были ограничены. Одновременно поднимался вопрос и об альтернативных способах сборки корпусов танков. 19 июня 1941 года Комитет по Вооружениям утвердил работы по организации выпуска танка с литой верхней частью корпуса. 9 октября того же года такой вариант утвердили как Medium Tank M3A1.

По злой иронии судьбы, Medium Tank M3 с литым корпусом появился позже, чем Medium Tank T6. Тот самый, что позже станет Medium Tank M4A1.
По злой иронии судьбы, Medium Tank M3 с литым корпусом появился позже, чем Medium Tank T6. Тот самый, что позже станет Medium Tank M4A1.
По злой иронии судьбы, Medium Tank M3 с литым корпусом появился позже, чем Medium Tank T6. Тот самый, что позже станет Medium Tank M4A1.

Впервые литые детали для средних танков американцы опробовали еще на втором опытном образце Medium Tank T5, но в случае с корпусами литьё имело зарубежное происхождение. Если быть более точным, французское. Летом 1940 года в Канаде оказался французский инженер Мартин Преваль, имевший прямое отношение к SOMUA S 35. Идея с крупногабаритными литыми деталями заинтересовала и англичан, и американцев. В случае с англичанами уже имелся опыт сборки Matilda, где танк отчасти имел литой корпус, но идея Преваля выглядела более интересной. В результате англичане, имевшие планы по выпуску танков силами канадцев, стали вынашивать идею о канадской версии Meidum Tank M3, с литой верхней частью корпуса и 2-фунтовым орудием в башне. Правда, тут без американцев было никак, поскольку крупногабаритным литьём занималась General Steel Castings Corporation. Она являлась дочерним предприятием Baldwin Locomotive Works, которое позже занималось танкостроением.

Танк с литым корпусом получился тяжелее, причем весьма существенно.
Танк с литым корпусом получился тяжелее, причем весьма существенно.
Танк с литым корпусом получился тяжелее, причем весьма существенно.

Активность англичан не прошла мимо, поэтому уже вскоре появилась идея создания крупноразмерных литых деталей для Medium Tank M3. В сентябре 1940 года General Steel изготовила опытную отливку верхней части корпуса Medium Tank M3. Как и в случае с SOMUA S 35, исходная концепция предполагала крепление литой конструкции на болтах, но теперь подбашенная коробка и надмоторная плита были единым целым. Еще одним интересным моментом было то, что опытная отливка отражала текущую конфигурацию Medium Tank M3. Она несколько отличалась от более поздних макетов и тем более танка, изготовленного в металле. Изначально корпус танка больше напоминал M2A1, причем те самые пулеметы по периметру сохранялись. С правой стороны, естественно, стояла орудийная установка, поэтому с левой стороны было два пулемета. Сторонники "огненного ежа" упирались до последнего.

С точки зрения технологичности литьё признали удачным решением. Особенно если сравнивать с клепаными соединениями.
С точки зрения технологичности литьё признали удачным решением. Особенно если сравнивать с клепаными соединениями.
С точки зрения технологичности литьё признали удачным решением. Особенно если сравнивать с клепаными соединениями.

По ряду причин на некоторое время работы по литым корпусам затихли, но из повестки они никуда не девались. Перспективный Medium Tank T6 изначально создавался с литой верхней частью корпуса, а на General Steel работали по корпусу для будущего крейсерского танка Ram. Успехи в программе создания будущего Ram и стали причиной, по которой в июне 1941 года программу литого корпуса для Medium Tank M3 реанимировали. Кроме того, встал вопрос расширении производства. Комичность ситуации в том, что будущий Medium Tank M3A1 стал отнюдь не первым американским средним танком с литой верхней частью корпуса. Таковым оказался Medium Tank T6, который был готов к сентябрю 1941 года. Что же касается M3A1, то он появился на Абердинском полигоне только к декабрю 1941 года, да и то, речь шла о пилотной машине, которая потом пошла в общий зачет как серийный экземпляр.

Танк получился "обтекаемой" формы, впрочем, с боевой точки зрения особой разницы не имелось.
Танк получился "обтекаемой" формы, впрочем, с боевой точки зрения особой разницы не имелось.
Танк получился "обтекаемой" формы, впрочем, с боевой точки зрения особой разницы не имелось.

То, какой танк стал отправной точкой при изготовлении литой верхней детали корпуса M3A1, догадаться несложно. Даже боковые люки у Ram I и M3A1 были одинаковыми. Литьё позволило сделать корпус танка более "обтекаемым", но не без нюансов. Особенность литья в том, что оно получается более толстым, нежели катаные листы, а это сильно влияет на массу. В результате взвешивания танка с серийным номером 1962 выяснилось, что боевая масса выросла до 28975 кг, что на тонну больше Medium Tank M3. Нет, это не американцы промахнулись, у всех так получалось. Еще одно отличие от M3 было внутри. Дело в том, что американцы не оставляли попыток оснастить свои средние танки дизельными моторами. В результате M3A1 получил 350-сильный дизельный мотор Guiberson T-1400–2. Причины появления этого радиального мотора со стартом при помощи пиропатрона прозаичны - экономичность. Мотор Continental R975 жрал топливо как не в себя, поэтому дальность действия танков была не особо высокой.

Примечательно, что танк на фото - это единственный M3A1, доживший до наших дней.
Примечательно, что танк на фото - это единственный M3A1, доживший до наших дней.
Примечательно, что танк на фото - это единственный M3A1, доживший до наших дней.

В случае с Guiberson T-1400–2 ситуация была несколько иной. Испытания, проходившие в несколько этапов, показали целый ряд преимуществ дизельного двигателя. Во-первых, скорость чуть выросла (до 40 км/ч), причем в реальности надо смотреть на немного другое. С крутящим моментом у дизеля дела оказались лучше, так что реально машина стала быстрее на иных режимах, чем гонки на максимальную скорость. Во-вторых, вырос запас хода, причем существенно - до 400 километров. Казалось бы, вот он, выбор. Но американские военные были реалистами и смотрели на все параметры. А вот с точки зрения эксплуатации у Guiberson T-1400–2 дела обстояли не очень. В итоге 28 дизельных M3A1 всё же выпустили, но на этом всё. Спарка дизельных моторов General Motors 6046 оказалась лучше. Что же касается танка №1962, на котором тестировали мотор Guiberson T-1400–2, то он дожил до наших дней. Это, кстати говоря, единственный сохранившийся Medium Tank M3A1.

Medium Tank M3A1E1, оснащенный мотором Lycoming T1300.
Medium Tank M3A1E1, оснащенный мотором Lycoming T1300.
Medium Tank M3A1E1, оснащенный мотором Lycoming T1300.

На этом использование Medium Tank M3A1 как лаборатории не кончилось. В феврале 1942 серийный M3A1 с номером 1986 переоборудовали под новый мотор. Речь шла о Lycoming T1300, настоящем чудовище, представлявшем собой строенный авиационный мотор воздушного охлаждения. На фоне Chrysler A57 Multibank, это который 30-цилиндровая звезда из 5 автомобильных моторов, не такое уж и техническое извращение.

Чтобы мотор влез, пришлось городить "хвостик".
Чтобы мотор влез, пришлось городить "хвостик".
Чтобы мотор влез, пришлось городить "хвостик".

Американские инженеры в тот момент пробовали разные варианты, и Lycoming T1300 был вполне рядовым событием. При столь жуткой схеме мотор подкупал мощностью - 560 лошадиных сил. Поэтому в Департаменте Вооружений всё же решили рискнуть. Да, мотор не просто большой, а чересчур большой, зато отработанный в производстве. Это давало определенные надежды, что Lycoming T1300 "взлетит".

Мотор получился "быстрым", но в серию его пускать не решились.
Мотор получился "быстрым", но в серию его пускать не решились.
Мотор получился "быстрым", но в серию его пускать не решились.

Испытания, которые провели на полигоне General Motors, показали, что неофициально танк, получивший индекс M3A1E1, стал одной из самых быстрых машин в своём классе. Танк развил впечатляющую скорость 64 км/ч. Другой вопрос, чего это стоило. Полностью мотор не поместился, поэтому створки заднего люка доступа к мотору переделали. По итогам испытаний, которые продолжались до весны-лета 1942 года, было решено от такого мотора отказаться. Тем более что появились более вменяемые моторы General Motors 6046 и Ford GAA.

Танк стал серийным, но на фронт не попал.
Танк стал серийным, но на фронт не попал.
Танк стал серийным, но на фронт не попал.

Официальное производство Medium Tank M3A1 началось в феврале 1942 года, хотя реально первые такие танки сдали куда раньше. Выпуск танков организовали на American Locomotive Company (ALCo), которая уже была задействована в выпуске M3. Всего силами ALCo было выпущено 300 таких танков, причем последние из них сдали в августе 1942 года. Кстати говоря, филиалом ALCo была та самая Montreal Locomotive Works, где выпускали Ram. В ходе производства M3A1 претерпевали те же самые изменения, что и другие машины семейства Medium Tank M3. Поскольку боковые люки признали уязвимыми к вражескому огню, по ходу серийного производства их стали заваривать, а под конец они и вовсе исчезли. Также, в ходе производства, на танки стали ставить орудия, оснащенные вертикальным гироскопическим стабилизатором. Ставились ли на M3A1 длинноствольные орудия M3, вопрос.

Машины поздних серий лишились боковых люков. Сначала их стали заваривать, а затем просто убрали.
Машины поздних серий лишились боковых люков. Сначала их стали заваривать, а затем просто убрали.
Машины поздних серий лишились боковых люков. Сначала их стали заваривать, а затем просто убрали.

Medium Tank M3A1 во многом разделил судьбу других "альтернативных" версий Medium Tank M3. Дело в том, что одновременно с первыми серийными M3A1 началась сдача первых Medium Tank M4A1. Естественно, M4A1 был куда более удачной боевой машиной, посему M3A1 путь на фронт был заказан. Их даже не поставляли союзникам, из них не строили инженерных машин, использовались они только как учебные танки. Это и стало причиной их бесславной кончины. Кроме танка с Абердинского полигона, более ни одного M3A1 не сохранилось. Вполне рядовая судьба для боевых машин, чья карьера ограничивалась учебными функциями.

Список источников:

US NARA

Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994

Фотоархив автора

Другие материалы по американским средним танкам:

История американского среднего танка Medium Tank M1921/T1, самого большого американского долгостроя межвоенного периода

Christie M1919 Medium Tank, первый в мире колесно-гусеничный танк, он же первый американский средний танк

История Christie M1921 Medium Tank, колесно-гусеничного танка, который стал причиной разлада отношений Кристи и американских военных

M1940 Christie Tank в Советском Союзе

Рассказ о том, почему танк Кристи оказался на обочине американской танковой программы

История колесно-гусеничного танка Convertible Medium Tank T3E2, созданной производителем пожарной техники American LaFrance

Convertible Medium Tank T4/M1, самый массовый американский колесно-гусеничный танк

Американский опытный средний танк Medium Tank T5, прямой предшественник Medium Tank M2

История Medium Tank M2, первого серийного американского среднего танка на платформе Medium Tank T5

История Medium Tank M2A1, среднего танка, который планировали строить крупной серией, чего так и не случилось

К годовщине принятия на вооружение американской армии Medium Tank M3, которого на тот момент еще не существовало

Объективный взгляд на Medium Tank M3, который принято только ругать, хотя с ним далеко не всё однозначно

История появления Medium Tank T20, первой попытки заменить Medium Tank M4

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T20E3

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T22E1

Сварная башня E6194, изначально создававшаяся для Medium Tank T20, но испытывавшаяся на Medium Tank T23

К 75-летию образования "Совета Стилуэлла"

История создания американского опытного среднего танка Medium Tank T42