Т-40с, которого не было

2 October 2020

Разбор истории появления обозначения индекса Т-40с, который является ныне каноничным, но на самом деле появившегося уже после войны.

Так исторически сложилось, что в истории советского танкостроения существует не только определенное число белых пятен, но и целый ряд заблуждений, а порой и откровенный подлог. Такие вещи, чаще всего, происходят не по злому умыслу, а в результате существенного недостатка информации. Дырок таких особенно много по начальному периоду Великой Отечественной войны (1941-42 годы), ибо нередко даже глубокое рытьё в архивах не даёт полной информации. Чтобы докопаться до истины, порой приходится устраивать ну очень глубокое бурение в архивах, а заодно заниматься изучением и того, что сохранилось до наших дней в металле. При этом истина может обнаружиться лет эдак через 10 после начала копания темы.

Погрузка Т-30 из состава 42-й танковой бригады, Наро-Фоминск, конец сентября 1941 года. Видно, что у танка есть ниша, но нет гребного винта и рулей.
Погрузка Т-30 из состава 42-й танковой бригады, Наро-Фоминск, конец сентября 1941 года. Видно, что у танка есть ниша, но нет гребного винта и рулей.

Одной из таких тем, которая относится к бронетанковым заблуждениям начального периода Великой Отечественной войны, является малый танк Т-40с. Известен он стал благодаря публикациям историка Евгения Прочко, а далее была книга "Советские малые и лёгкие танки 1941-45 гг." за авторством А. Г. Солянкина, М.В. Павлова, И.В. Павлова и И.Г. Желтова. Из этого списка авторов фактически по Т-40с (у них в публикации Т-40С) писали Михаил и Иван Павловы. Согласно изложенной информации, Т-40С, так называемый сухопутный вариант Т-40, выпускался с июля по сентябрь 1941 года, построили 136 танков. Отличался он от Т-40 отсутствием водоходного оборудования. А далее есть и вот такой пассаж:

"С января 1942 г. на танках Т-40С, поступавших в ремонт, вместо пулемёта ДШК устанавливалась 20-мм автоматическая пушка ТНШ. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -7 до +25o. При стрельбе использовался телескопический прицел ТМФП-1. Техническая скорострельность пушки составляла 600 выстрелов в минуту. Механизмы наводки и спуска остались без изменений. В боекомплект танка входили 750 выстрелов к пушке и 1512 патронов к пулемёту ДТ (24 диска)."

Документ про 25 корпусов, который и были использованы для создания "сухопутных" танков.
Документ про 25 корпусов, который и были использованы для создания "сухопутных" танков.

Действительно, на фотографиях осени 1941 года попадаются Т-40, не имеющие водоходного оборудования, но при этом с нишами под гребные винты и рулевое управление. Но, во-первых, попадаются они вместе с обычными Т-40, которые имеют водоходное оборудование, во-вторых, как основание для теории про перевооружение Т-40С на ТНШ обычно указывается танк из Кубинки (ныне экспонат музейного сектора парка "Патриот"). Его же и считают Т-40С, о чем указывается в информационной табличке. Но это, мягко говоря, лукавство. Для начала, водоходное оборудование с танка банально срезано, а так тяги и прочие детали внутри присутствуют. Далее, этот танк имеет ТНШ по банальной причине - именно на нем испытывали опытный образец пушки, которая позже была названа ТНШ. Наконец, машина выпуска даже не начала 1941 года, как я предполагал. Выяснилось, что на табличке снаружи указан номер корпуса (726), а на самом деле танк выпущен в декабре 1940 года. То есть он еще дальше по выпуску, чем предполагалось. Таким образом, даже минимального шанса приписать его к Т-40С попросту нет. И это только начало несуразностей, которые окружают данную машину.

Т-30 из состава 1-й танковой бригады, одна из машин имеет корпус без водоходного оборудования.
Т-30 из состава 1-й танковой бригады, одна из машин имеет корпус без водоходного оборудования.

17 июля 1941 года Молотов подписал постановление ГКО (Государственного Комитета Обороны) №179сс «О Производстве лёгких танков Т-60 на заводе №37 Наркомсредмаша». Так вот, указанный в постановлении Т-60 - это на самом деле не тот танк, о котором все подумали. Это машина, которая позже будет названа Т-30. Но ей чертовски не везло всю жизнь. В войсках ее называли то Т-40, то Т-60, а индекс Т-30 утвердился только в 1942 году. Не менее интересные эволюции происходили и с Т-40, который, несмотря на постановление ГКО №179сс, никуда уходить не собирался. И в июле, и в августе, и даже в сентябре 1941 года продолжался выпуск машины, полностью соответствующей обычному Т-40. С той разницей, что Подольский завод им. Серго Орджоникидзе, выпускавший корпуса и башни для танков, получил разрешение изготовлять их из гомогенной брони, поскольку был большой процент брака по броне с поверхностной закалкой. С августа 1941 года точно шли корпуса и башни из гомогенной брони, которую увеличили с 13 до 15 мм. Но не о каком сухопутном варианте речи и не шло. Чтобы сохранить плавучесть, было решено убрать моторную перегородку и ряд деталей, не являющихся критически важными. Конечно, какие-то внешние детали чуть изменились, но в целом, как уже было сказано, выпускался всё тот же, плавающий Т-40.

С другого ракурса. В документах бригады машины именуются как Т-40.
С другого ракурса. В документах бригады машины именуются как Т-40.

Откуда же растут ноги у так называемого Т-40с? Дело в том, что в конце августа 1941 года Подольский завод им. Серго Орджоникидзе изготовил партию из 25 корпусов, не предусматривающих водоходное оборудования. Ниша есть, а дырок нет. Кстати говоря, завод уже должен был начать выпуск корпусов Т-30, с утолщением стенок лба до 20 мм, а также без ниши в корме, но ни в августе, ни в сентябре 1941 года этого не сделал. В связи с наращиванием плана по выпуску танков появился новый подрядчик по корпусам и башням Т-30 - Коломенский тепловозостроительный завод им. Куйбышева. Он с самого начала выпускал утолщенные корпуса и башни, без ниши, но первые из них прибыли на завод №37 только в конце сентября 1941 года. Так что танк, известный как Т-30, реально пошел в серию только к началу октября 1941 года, да и то, с ДШК. По крайней мере тот Т-30, который все знают.

А так они называются в документах завода №37. 5-я танковая бригада - это та, что потом называлась 42-й.
А так они называются в документах завода №37. 5-я танковая бригада - это та, что потом называлась 42-й.

На самом деле всё было веселее. Индекс Т-40 поменяли на Т-30 с 31 августа 1941 года, уже сентябрьские машины именуются в сводках завода как Т-30. И никаких упоминаний про индекс Т-40С нет от слова совсем. То же самое касается и тех танков, что получили корпуса и башни без водоходного оборудования. Получила их и часть танков, которые попали в состав 1-й танковой бригады. В документах бригады данные машины именуются как Т-40, ну а на заводе... на заводе вы сами видите.

Так сказать, для закрепления результата. Партия машин для 1-й ТБр.
Так сказать, для закрепления результата. Партия машин для 1-й ТБр.

Дальше всё еще интереснее. Помните, я упоминал данные про 136 выпущенных Т-40С? Так вот, есть все основания говорить о том, что это не более чем попытка натянуть авторами бронетанковую сову на глобус. Кроме как 25 комплектов корпусов без водоходного оборудования, более никаких данных про "сухопутные" танки нет. А знаете, что это означает? Да, совершенно верно - под индексом Т-30 продолжали выпускать по сути Т-40, с гомогенной броней толщиной до 15 мм, с водоходным оборудованием, и не лишившийся возможности плавать. Вот в таком виде танки продолжали выпускаться вплоть до конца сентября 1941 года, когда, наконец, в дело не пошли утолщенные корпуса без ниши.

Машина из состава 17-й ТБр. По конфигурации Т-40, по документам бригады тоже Т-40, по документам завода №37 - Т-30. Выпущена к началу октября 1942 года.
Машина из состава 17-й ТБр. По конфигурации Т-40, по документам бригады тоже Т-40, по документам завода №37 - Т-30. Выпущена к началу октября 1942 года.

Тонкость момента в том, что и танки без водоходным оборудованием, и с утолщенными корпусами, шли разнобоем с плавающими машинами. Таковой разнобой был у 17-й танковой бригады, у которой часть Т-30 выглядела как Т-40, и обладала полным функционалом данного танка. А часть была уже с утолщенными корпусами. Еще интереснее выглядела матчасть 42-й танковой бригады. Именно погрузка ее матчасти в Наро-Фоминске является наиболее известным фотоисточником по тому, что именуют как Т-40с. Первоначально она именовалась как 5-я танковая бригада, а дальшее переименовали в 42-ю. Можно смело говорить о том, что 25 танков с нишами, но без водоходного оборудования распределили между заводом "Комппрессор", куда ушло несколько шасси, 1-й, 42-й, а также, возможно, 9-й танковыми бригадами. И да, еще раз обращаю внимание: завод именует машины как Т-30, а в войсках их называют как Т-40. Даже в актах на списание 17-й танковой бригады эти танки называют как Т-40.

Ералаш  в 42-й танковой бригаде. Часть машин с водоходным оборудованием, часть нет.
Ералаш в 42-й танковой бригаде. Часть машин с водоходным оборудованием, часть нет.

Ну а теперь главный вопрос - "кто это сделал?!", то есть кто же автор индекса Т-40с/Т-40С, которого нет вообще нигде? Казалось бы, виновные очевидны - Прочко, Павловы и так далее. Но нет, их совесть чиста. А вот в архиве Евгения Прочко, который оказался в руках историка Владимира Киреева, есть ответ. Как знают те, кто историей советской военной техники занимается уже давно, более-менее открытыми архивы стали только в начале 2000-х, да и то, процесс этот был небыстрым. А вот историкам вроде Прочко приходилось пользоваться тем небольшим объемом материалов, который был доступен. Часто это оказывались и вовсе справочники. Так вот, в одном из этих справочников, который имелся в коллекции Прочко, нашелся Т-40с. Авторами индекса являются веселые люди с НИБТ Полигона. Они знали, что некоторое число Т-40 было с нишей, но без водоходного оборудования, да и тот самый танк, что оказался на полигоне в 1945 году, был без оного. Вот они и придумали индекс. Ну а дальше начался испорченный телефон. Так что ежели вам кто будет рассказывать про Т-40с, можете его гнать и насмехаться. Ибо по документам это либо Т-30, либо Т-40, безо всяких дополнительных боковок.

Источники:

ЦАМО РФ

фотоархив автора

ГРАКФД