Танки-штурмовики для генерала фон Браухича

2,7k full reads
4k story viewsUnique page visitors
2,7k read the story to the endThat's 68% of the total page views
4 minutes — average reading time

Немецкие штурмовые танки Pz.Kpfw.I Ausf.F, Pz.Kpfw.II Ausf.J и VK 65.01, которые разрабатывались для штурма укрепленных линий обороны.

В межвоенный период развитие немецкой бронетанковой техники шло по вполне понятному и разумному пути. Первоначально предполагалось иметь легкий и средний танк, с противопульной броней и скоростью передвижения до 40 км/ч. Вполне разумная концепция, правда, 20-е годы были временем проб и ошибок, посему они не миновали и немцев. Первое поколение немецких межвоенных танков, Großtraktor и Leichttraktor, оказались неудачными, впрочем, от такого тогда не был застрахован никто. Второе поколение, которое началось с легкого танка сопровождения пехоты Kleinetraktor (позже переименован в Landwirtschaftliche Schlepper, или La.S., а более известен как Pz.Kpfw.I), было сформировано по новой концепции шасси. Согласно концепции, которую немцы "подрезали" у англичан с Vickers-Amrstrongs, танк имел кормовое расположение моторного отделения, а трансмиссию разместили впереди. На шасси, при помощи болтовых соединений, крепились подбашенная коробка и верх моторного отделения. Данная концепция далее транслировалась на другие танки. Легкий танк Leichttraktor эволюционировал в средний танк Z.W. (Zugführerwagen, более известен как Pz.Kpfw.III), а Großtraktor - в средний танк поддержки B.W. (Begleitwagen, более известен как Pz.Kpfw.IV). Поскольку на La.S. не удалось поставить 20-мм автоматическую пушку, был создан легкий танк La.S.100, более известный как Pz.Kpfw.II. Наконец, с начала 1937 года началась разработка B.W. (verstärkt), то есть "усиленного танка поддержки". Вскоре его переименовали в I.W. (Infanteriewagen, то есть "пехотный танк"), а 28 апреля произошло переименование в D.W. (Durchbruchswagen, то есть "танк прорыва"). Так начиналась история создания немецких тяжелых танков.

Вальтер фон Браухич, один из идеологов создания средств штурма эшелонированных линий обороны. Танки-штурмовики были одними из составляющих "стального кулака" для штурма Линии Мажино.
Вальтер фон Браухич, один из идеологов создания средств штурма эшелонированных линий обороны. Танки-штурмовики были одними из составляющих "стального кулака" для штурма Линии Мажино.
Вальтер фон Браухич, один из идеологов создания средств штурма эшелонированных линий обороны. Танки-штурмовики были одними из составляющих "стального кулака" для штурма Линии Мажино.

В целом планы 6-го отдела Департамента Вооружений совпадали со взглядами Освальда Лутца, фактического создателя немецких бронетанковых сил. Развитие бронетанковой техники шло по типовому сценарию. Сначала немцы обкатали производство легких танков Pz.Kpw.I, далее начался выпуск Pz.Kpfw.II, основным же танком должен был стать Pz.Kpfw.III. Правда, с ним дела не задались, посему, к началу Второй мировой войны, сложилась ситуация, когда танков поддержки Pz.Kpfw.IV оказалось в несколько раз больше, чем "основных" танков Pz.Kpfw.III. Но тут вопросы скорее не к Лутцу, а к 6-му отделу Департамента Вооружений, а именно к Генриху Книпкампу, который с 1936 года полностью подмял под себя разработку танковых шасси. Из лучших побуждений Книпкамп начал работы по "скоростным" танкам, как раз Z.W.38, новый вариант Pz.Kpfw.IIIс торсионной подвеской и новым мотором, стал первой ласточкой. Вот только 70 км/ч как-то не очень получилось, то есть танк их развивать мог, но недолго. Ибо начиналось разрушение опорных катков. Также плохо кончилась идея с 10-скоростной полуавтоматической коробкой передач Maybach Variorex 328 145. Одним словом, вышедший в 1938 году на испытания опытный образец Z.W.38 стал причиной большой головной боли. Причем инициатором создания столь шустрых танков был сам Книпкамп, зачем, он после войны так объяснить и не смог. Впрочем, проблемы с Z.W.38 стали не единственным потрясением немецкого танкостроения 1938 года. В январе 1938 года с должности главнокомандующего OHK был снят генерал Вернер фон Фрич, далее, 28 февраля, был со своей должности снят Лутц. Место Лутца занял Гейнц Гудериан, которого часто и называют отцом немецких танковых войск, что слегка не соответствует действительности. А на должность фон Фрича пришел генерал-полковник Вальтер фон Браухич. Главнокомандующим стал Гитлер, у которого теперь были окончательно развязаны руки.

 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8), изначально истребитель ДОТ-ов, но по факту истребитель танков.
8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8), изначально истребитель ДОТ-ов, но по факту истребитель танков.
8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz. 8), изначально истребитель ДОТ-ов, но по факту истребитель танков.

У фон Браухича, генерала артиллерии, были свои взгляды на то, как необходимо использовать танки. Резкого изменения концепции немецких танковых войск не произошло, но 24 ноября 1938 года случилось событие, которое породило целое семейство - тяжелые штурмовые танки. Согласно новой концепции, в каждую танковую бригаду теперь предполагалось включить роту тяжелых танков. Задачей тяжелых танков становилась борьба с вражескими линиями обороны, коих на территории Европы тогда хватало. Это Линия Бенеша в Чехословакии, Линия Мажино во Франции, линия Диль в Бельгии и оборонительные сооружения в Польше. К штурму этих линий фон Браухич готовился основательно. Для борьбы с линиями обороны началась разработка целой серии гусеничных и полугусеничных истребителей ДОТ-ов, более известных под обозначением Bunkerknacker. Тогда же 88-мм зенитные орудия Flak 18 перевели в разряд систем двойного назначения, теперь они работали еще и по земле. Одним словом, фон Браухич готовился к тяжелым боям на оборонительных линиях.

VK 65.01, единственная боевая машина из семейства "штурмовиков фон Браухича", которая могла представлять хоть какую-то угрозу линиям обороны противника.
VK 65.01, единственная боевая машина из семейства "штурмовиков фон Браухича", которая могла представлять хоть какую-то угрозу линиям обороны противника.
VK 65.01, единственная боевая машина из семейства "штурмовиков фон Браухича", которая могла представлять хоть какую-то угрозу линиям обороны противника.

Правда жизни оказалась в том, что и немцы, и их визави явно переоценили эшелонированные линии обороны, в которые было вбухано столько средств. По большому счету, единственной оборонительной линией, которая действительно "отбила" вложенные в нее средства, стала финская Линия Маннергейма. В случае же с противниками немцев оборонительные линии не оказали существенного влияния. В случае с Линией Бенеша и вовсе лучшими истребителями ДОТ-ов стали французский премьер Эдуар Деладье и британский премьер Невилл Чемберлен. Они попросту сдали Судеты немцам, вместе с Линией Бенеша. Далее, в феврале 1939 года, немецкий генеральный штаб от идеи тяжелых танковых рот отказался, но процесс создания штурмовых танков пошел. Общая концепция была такова, что требовались два типа легких танков, а также аналог D.W. Разница заключалась в том, что эти боевые машины должны были иметь мощную броневую защиту - толщиной 80 мм. Это была защита от создававшейся в то время 50-мм противотанковой пушки Pak38. И если на более поздних боевых машинах 80 мм был в лобовой части корпуса, то тут требовалась защита аналогичного типа и по бортам.

Полноразмерный макет VK 18.01
Полноразмерный макет VK 18.01
Полноразмерный макет VK 18.01

Работы пошли по четырем направлениям. Первым стало создание Pz.Kpfw.I на стероидах. Изучение вопроса показало, что предельной массой танка с такими параметрами броневой защиты была 18 тонн, дальше исчерпывался лимит немецкого понтонного парка. Машина получила обозначение VK 18.01. Задание на данную машину получила Krauss-Maffei. Следующим стал аналог Pz.Kpfw.II с аналогичной броневой защитой. Данная машина получила обозначение VK 16.01, подрядчиком выступил MAN. А вот еще две машины обычно выпадают из этого ряда, причем по одной сохранился лишь текст. Собственно говоря, как раз они первыми "засветились" в переписке. В январе 1939 года 6-й отдел Департамента Вооружений упомянул тот факт, что занимается танком боевой массой 65 тонн, который был аналогичен по назначению B.W./D.W. Изначально на нем предполагалось то же самое вооружение, что на упомянутых танках - 7,5 cm KwK L/24. Впрочем, во всё том же январе 1939 года появились альтернативные варианты вооружения - 75-мм орудие с длиной ствола 40 калибров, а также 105-мм орудие с длиной ствола 20 калибров. По итогам, впрочем, данный танк, получивший обозначение VK 65.01, получил то самое орудие, которое и планировалось изначально.

Опытный образец VK 16.01 с массогабаритным макетом башни.
Опытный образец VK 16.01 с массогабаритным макетом башни.
Опытный образец VK 16.01 с массогабаритным макетом башни.

Наиболее туманная история с самым тяжелым танком в данном семействе. Именовался он A.W. (Artilleriewagen, то есть "артиллерийский танк"). Толщина брони данной боевой машины составляла 100 мм, при этом боевая масса оценивалась более чем в 80 тонн. В качестве вооружения предполагалось использовать 105-мм орудия. Изначально вопрос стоял об орудии с длиной ствола 20 калибров, далее появилась 105-мм гаубица с баллистикой leFH 18, а в октябре 1939 года был создан третий вариант - 105-мм орудие с длиной ствола 25 калибров. Про эту машину мало известно, но, судя по всему, A.W., как и VK65.01, создавался Henschel. Там понимали, что имеющийся железнодорожный транспорт не позволит нормально перевозить подобные чудовища, поэтому VK 65.01 предполагалось разделать на 3 части. A.W., скорее всего, имел бы примерно такую же концепцию. Известно, что VK 65.01 должен был приводиться в движение 600-сильным мотором Maybach HL 224, при этом максимальная скорость не превышала бы 20 км/ч. Одним словом, если кто еще задавался вопросом, какие визави предполагались у французских мега-танков вроде FCM F1, то вот они перед вами. И надо сказать, что на фоне их французы уже не выглядят столь бредово (а скорее даже более разумными). Даже идея с разделением шасси на половинки (такое предполагалось на ARL Tracteur C) оказалась навязчивой. Больше всего возникает вопросов по вооружению. Просто интересно, что именно немцы собирались поражать такими "плевательницами". Для сравнения, французы на своих собирались ставить орудия калибра 90-105 мм.

Вместо Линии Мажино танкам-штурмовикам пришлось штурмовать синявинские болота.
Вместо Линии Мажино танкам-штурмовикам пришлось штурмовать синявинские болота.
Вместо Линии Мажино танкам-штурмовикам пришлось штурмовать синявинские болота.

A.W. и VK 65.01 умерли в октябре 1940 года. Польские, бельгийские и французские линии обороны удалось взять безо всяких мега-танков и мега-САУ, "истребители ДОТ-ов" и вовсе применялись как истребители танков. Ну а опыт французской кампании показал, что танки массой больше 30 тонн не нужны. Посему работы по тяжелым танкам массой выше 30 тонн прикрыли. Но тут сыграла свою роль немецкая бюрократия и орднунг. Поскольку VK 16.01 и VK 18.01 имели массу меньше 30 тонн, их разработку никто не остановил. К 17 июня 1940 года на Krauss-Maffei собрали первый опытный VK 18.01, а работа по VK 16.01 затянулась. Тем не менее, оба танка стали серийными, причем имелась унификация по некоторым компонентам, прежде всего ходовой части. В 1942 году Krauss-Maffei собрал 30 Pz.Kpfw.I n.A., которые более известны как Pz.Kpfw.I Ausf.F. Оперативнее со своим карманным монстром справились на MAN: в 1941 году сдали 8 танков, изначально имевших обозначение Pz.Kpw.II n.A., а всего сдали те же 30 машин, известных как Pz.Kpfw.II Ausf.J.

Пригодились "штурмовики фон Браухича" только для борьбы против партизан.
Пригодились "штурмовики фон Браухича" только для борьбы против партизан.
Пригодились "штурмовики фон Браухича" только для борьбы против партизан.

Французское танкостроение принято, отчасти справедливо, критиковать за танки, созданные непонятно зачем, особенно что касается всевозможных бронированных монстров вроде супер-танков. Но на фоне "штурмовиков фон Браухича" они выглядят куда более разумно. Особенно это касается Pz.Kpfw.I Ausf.F и Pz.Kpfw.II Ausf.J. Периодически любят составлять рейтинги самых бесполезных танков, но эту парочку обычно не вспоминают. И совершенно зря. Особенно Pz.Kpfw.I Ausf.F. Делать танк с вооружением из двух пулеметов и броней толщиной 80 мм - это серьёзная заявка на успех. Попытки применять эти танки на фронте закончились провалом. В первой же атаке 66-го танкового батальона под Тортолово его командир был смертельно ранен, ну а дальше "штурмовые" машины были скорее статистами. Причем толстая броня им не особо помогла. Единственная роль, которая была успешной, заключалась в использовании как противопартизанские танки. В этой роли они использовались до лета 1944 года включительно. Естественно, можно вспомнить Infantry Tank Mk.I, но это всё же пришелец из концепции первой половины 30-х годов, тем более что их выпуск прекратили уже в 1940 году, тогда же состоялось первое и последнее боевое применение. Немцы же откровенно бредовую идею целенаправленно довели до серийного выпуска, а потом 2 года упорно искали, куда же этих кадавров приткнуть. В этом смысле фон Браухич французов превзошел, те, в конце 30-х годов, подобные ужасы ваять не пытались.

Источники:

US NARA

ЦАМО РФ

Panzer Tracts No.1–2 Panzerkampfwagen 1 (Kl.Pz.Bef.Wg. to VK 18.01), Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, Darlington Publication, 2002

Panzer Tracts No. 2–2 — Panzerkampwagen II Ausf.G, H, J, L, and M development and production from 1938 to 1943, Thomas L. Jentz, Hilary Louis Doyle, 2007

Panzer Tracts No. 20–1 – Paper Panzers, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2001

Предыдущие материалы по немецким легким танкам:

Экранировка для Pz.Kpfw.II

Schulfahrzeug и Umsetz-Fahrzeug, учебные модификации Pz.Kpfw.I Ausf.B, которые внезапно для себя оказались боевыми.