Трофейная тара для Тридцатьчетверки

3,2k full reads
4,1k story viewUnique page visitors
3,2k read the story to the endThat's 78% of the total page views
4 minutes — average reading time

Использование трофейных канистр и других трофейных ёмкостей в качестве импровизированных запасных баков на Т-34 и Т-34-85.

Как показывает практика, в ходе маршей запаса штатных топливных баков нередко не хватало. Особенно это было критично для танков, которые совершали длительные марш-броски в отрыве от частей снабжения. Такая ситуация имела место еще в межвоенный период, в Советском Союзе это оказалось наиболее актуально в случае с "быстроходными" танками БТ. По этой причине еще до войны для БТ-7 начали выпускать штатные дополнительные топливные баки емкостью 33,5 литра каждый. Всего их возилось 4 штуки, на гусеничном ходу они крепились на крыльях сверху, а при движении на колесах, согласно инструкции по эксплуатации, их следовало крепить под крыльями. Это были первые в мире специализированные дополнительные топливные баки, которые разработали для бронетанковой техники. Эти же баки позже перекочевали и на Т-34. Теперь они крепились уже не на крыльях, а на верхних бортах корпуса. Как и в случае с БТ-7, баки использовались только на марше, перед боем их снимали, впрочем, такое происходило не всегда.

Т-34-85 с креплениями канистр, разработка БТРЗ №1 апреля 1944 года.
Т-34-85 с креплениями канистр, разработка БТРЗ №1 апреля 1944 года.
Т-34-85 с креплениями канистр, разработка БТРЗ №1 апреля 1944 года.

В других странах с проблемой нехватки топлива столкнулись уже после начала Второй мировой войны. До того столь значительные расстояния, да еще и с отрывом от частей, снабжавших топливом, танковые войска не преодолевали. Поэтому довольно быстро начались импровизации, причем как с немецкой стороны, так и по другую сторону фронта. Особенно активно это стало наблюдаться после начала войны в Северной Африке. Специальные крепления под канистры с топливом использовали англичане (случилось это в 1940 году), но это были совсем не те канистры, к которым все привыкли. Задолго до появления привычных канистр использовались изделия совсем другого типа, более известные как "флимси" (flimsy). Это была коробчатая конструкция с ручкой и крышкой под специальный ключ, выпускавшаяся в трех основных типах - 1 имперский галлон (4,5 литра), 2 галлона (9 литров) и 4 галлона (18 литров). Конструкция "флимси" была не слишком удобной и довольно сложной, тем не менее, англичане использовали их до самого конца войны. А на танках штатно вводили крепления под канистры, причем наибольшей популярностью пользовались "флимси" на 2 галлона, как сочетающие наиболее крепкую конструкцию с удобством носки и объемом.

С правого борта крепилось 8 канистр.
С правого борта крепилось 8 канистр.
С правого борта крепилось 8 канистр.

Впрочем, по-настоящему канистры обрели популярность после того, как их стали применять немцы. Там вопросом использования канистр озаботились еще в середине 30-х годов, причем основной целью стал наиболее крупный объем - 20 литров. Она должна была сменить треугольную 20-литровую канистру, которая получилась неудобной, хотя ее можно встретить на некоторых видах техники (например, на бронемашинах). В результате с 1937 года началось производство канистры, разработанной фирмой Müller. Это был настоящий прорыв: канистра получилась очень удобной, в случае необходимости ее могли нести два человека, она была удобной для использования, кроме того, плоская форма делала 20-литровую канистру компактной. Таких можно было набить в грузовик целую кучу, используя в качестве альтернативы 200-литровым бочкам, типовой таре вермахта. Официально 20-литровая немецкая канистра именовалась как Wehrmacht-Einheitskanister, то есть единая канистра вермахта, но с легкой руки англичан ее привычным названием стало Jerrycan, то есть немецкая канистра (Jerry - английское прозвище немцев во время войны). Уже в 1940 году немцы стали мастерить на танках крепления для канистр, а расцвет такого творчества пришелся на 1941-42 годы. Вместе с тем, именно как штатное оснащение на немецких танках канистры так и нет прижились. Одно дело части, которые делали, чего хотели а другое - штатная комплектация.

С левого борта предусматривалось крепление 7 канистр.
С левого борта предусматривалось крепление 7 канистр.
С левого борта предусматривалось крепление 7 канистр.

Совсем иначе дела обстояли у нас и у англичан. "Флимси" входили в штатное оснащение, которое утверждалось Военным Министерством, а в Красной Армии на части танков использовались дополнительные бачки специальной разработки. В 1941 году таковые появились и на КВ-1. Первыми их стали делать на Кировском заводе в Ленинграде, правда, увидеть их можно нечасто. Более привычным явлением стала конструкция, которую осенью 1941 года разработали на Челябинском Тракторном Заводе. Была ли это местная разработка, или же ее создали эвакуированные в Челябинск конструкторы Кировского завода, история умалчивает, но уже осенью 1941 года можно увидеть конструкцию (чертеж КВ-сб85-810), которая позже станет классикой. Это была цилиндрическая конструкция объемом 100 литров, имевшая ручки по торцам. Естественно, такой бак намного тяжелее канистры, но и занимает куда меньше места. Крепился он на крыльях. Этот бак пережил КВ - его же ставили на тяжелые танки и САУ семейства ИС/ИСУ, а также на самоходные артиллерийские установки семейства СУ-122. А вот на Т-34 такие баки появились далеко не сразу. Сначала появились коробчатые баки, которые крепились на корме корпуса, просуществовали они до 1943 года. И лишь в 1943 году цилиндрические баки, наконец, прописались на Т-34 и других машинах данного семейства. При этом объем таких баков сократился до 90 литров.

Т-34-85 с Д-5Т сам по себе редкое явление, а тут еще и такая необычная переделка.
Т-34-85 с Д-5Т сам по себе редкое явление, а тут еще и такая необычная переделка.
Т-34-85 с Д-5Т сам по себе редкое явление, а тут еще и такая необычная переделка.

Надо сказать, что на отечественной бронетанковой технике немецкие канистры особо не прижились. О них впервые узнали еще летом 1941 года, в разведывательных сводках указывалось о наличии у немцев канистр, которые часто использовались вместо бочек, даже приводились схемы их размещения в грузовиках. Вместе с тем, по ряду причин на танках немецкая новинка не использовалась. В отличие от американцев и англичан, которые довольно быстро канистры скопировали (причем американцы создали собственную конструкцию, а англичане "срисовали" их один в один), у нас первое время особого внимания к этому способу перевозки топлива не уделялось. Хотя трофеи, естественно, использовались. Особенно это стало видно после поражения немцев в Сталинграде, когда трофейные команды массово собирали оставшееся после немцев снаряжение. Тем не менее, на тех же Т-34 немецкие канистры встречались крайне редко, хотя имелись и исключения. Как раз про него и пойдет речь.

Была ли такая система серийной, неизвестно. Против инициативы ГБТУ КА и БТРЗ №1 выступило ремонтное управление.
Была ли такая система серийной, неизвестно. Против инициативы ГБТУ КА и БТРЗ №1 выступило ремонтное управление.
Была ли такая система серийной, неизвестно. Против инициативы ГБТУ КА и БТРЗ №1 выступило ремонтное управление.

В Советском Союзе имелась развитая система ремонтных заводов. БТРЗ №1 располагался в Москве, в районе нынешней станции метро "Октябрьское поле" (ныне на том месте можно увидеть танк Т-34-85). Помимо непосредственно ремонта танков, на БТРЗ №1 занимались и переделкой некоторых машин в тягачи. Таковые делались на базе ремонтных Т-34 и КВ-1/КВ-1с. Полноценного конструкторского бюро у завода, естественно, не было, но кое-какой опыт конструирования, а также технический отдел, имелся. Так вот, в апреле 1944 года технический отдел проработал вопрос установки на Т-34 и Т-34-85 "дополнительных трофейных бачков". Судя по всему, появилось такое решение неспроста. С одной стороны, завод испытывал дефицит штатных дополнительных баков-"бочек". С другой стороны, набралось большое количество трофеев, которое и решили реализовать. Как опытный образец был взят Т-34-85 завода №112, оснащенный орудием Д-5Т. Вообще у него должны были стоять штатные баки, но по неизвестной причине он оказался без них. Вместо штатных дополнительных баков были установлены коробчатые конструкции, в которых размещалось 7 канистр с левого борта и 8 с правого. Таким образом, получилось даже чуть больше запасного топлива, сколько в трех штатных бачках. Конструкция получилась довольно громоздкой, зато такие "баки" было проще заливать, всё же таскать 20 литров, и 90 - это две большие разницы.

Крепление трофейных немецких бочек на Т-34, Львовско-Сандомирская операция.
Крепление трофейных немецких бочек на Т-34, Львовско-Сандомирская операция.
Крепление трофейных немецких бочек на Т-34, Львовско-Сандомирская операция.

Следует отметить, что данная работа не являлась инициативой БТРЗ №1. Инициатором стал начальник ТУ ГБТУ КА генерал-майор С.А. Афонин. Как следует из переписки, именно он дал указание о разработке альтернативного варианта запасных баков. Вместе с тем, совсем не факт, что данная конструкция была серийной. В Управлении Ремонта посчитали данную конструкцию нецелесообразной, аргументируя тем, что трофейных канистр якобы мало (что сомнительно), промышленность их не делала, а на танки следует ставить штатные баки. Посему, с определенной долей вероятности, данная переделка так и осталась опытной. Вместе с тем, идея Афонина не родилась на пустом месте. Часто на танках дополнительные баки отсутствовали, а в условиях наступательных операций необходимость в них была высокой. Так что на фронте выкручивались, как могли. Некоторые командиры закрывали глаза на переделки, в результате довольно частым явлением были танки и САУ, на которых крепились немецкие 200-литровые бочки. В 1944-45 годах это было частым явлением.

Источники

ЦАМО РФ

РГАКФД