В полушаге от идеальной американской танковой платформы

1k full reads
1,9k story viewsUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 54% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

История создания Light Tank T2, прямого предшественника Light Tank M2

Американское танкостроение в межвоенный период довольно сильно штормило. Может показаться, что у них новые образцы бронетанковой техники появились, можно сказать, ниоткуда, но это совсем не так. Американское танкостроение развивалось методом проб и ошибок, порой рождая настоящие бронетанковые ужасы. Надо сказать, что американцы тут были совсем не одиноки. Сакраментальное "сон разума рождает чудовищ" можно легко сказать про основную часть бронетанковой техники, которая рождалась в период с начала 20-х и по середину 30-х годов. Как раз к середине 30-х у ряда стран выкристаллизовалась, наконец, общая концепция танкового шасси, которое уже дальше развивалось. В этом плане как раз американцы оказались одними из тех, кто это сделать смог. У многих метания продолжались и дальше, причем рождалось такое, что хоть святых выноси. Естественно, просто так столь впечатляющих результатов достичь было нельзя, путь оказался длинным. Он оказался полон проб и ошибок, но в результате появилась та самая платформа, которая и стала базисом для американского танкостроения на почти десятилетие.

Light Tank T2 вскоре после постройки, апрель 1934 года.
Light Tank T2 вскоре после постройки, апрель 1934 года.
Light Tank T2 вскоре после постройки, апрель 1934 года.

Начиналось всё с Light Tank T1, крайне странной машины, которою сделали еще более необычной американские ученые. Точнее, SAE (Society of Automotive Engineers, Ассоциация Автомобильных Инженеров), чей Комитет по надзору за военными разработками предложил перенести силовую установку вперед. В результате танк классической компоновки превратился в то, что едва не стало основным американским танком начала 30-х годов. Только представьте себе, насколько прекрасным получился Light Tank T1. Длиннющий нос, двигатель в лобовой части корпуса, место механика-водителя сразу за ним, причем несчастному приходилось едва ли не обхватывать мотор ногами. Командир, он же наводчик и заряжающий, сидел верхом на коробке передач, при этом на кочках его болтало вверх-вниз. Тут американским танкистам впору ставить памятник Кристи. Если бы не он со своим "гоночным" танком, американская армия могла купить 250 таких чудо-машин. Ведь Light Tank T1 являлся разработкой Технического Департамента Танкового Корпуса и лично Гарри Нокса. Для американских военных этот неказистый аппарат с тракторной ходовой частью был "своим". Только уже после того, как стало ясно, что в крупную серию Light Tank T1E1 не пойдет, в Департаменте Вооружений начали таки замечать очевидные недостатки конструкции.

Он же на Абердинском полигоне.
Он же на Абердинском полигоне.
Он же на Абердинском полигоне.

Гарри Нокс неоднократно пытался привести Light Tank T1 в чувство. Ему это даже отчасти удалось, по крайней мере, Light Tank T1E4, появившийся в марте 1932 года, уже был похож на танк. Технический Департамент Танкового Корпуса не нашел ничего лучше, как фактически украсть ряд решений с английского танка сопровождения Vickers Mk.E. Причем часть этих решений Нокс даже запатентовал. Вместе с тем, ни Light Tank T1E4, ни его улучшенная версия Light Tank T1E6, не являлись теми танками, у которых имелось будущее. Особенно показательным был случай с Light Tank T1E6, у которого при удельной мощности 26,6 л.с. на тонну максимальная скорость была то ли 32, то ли 37 км/ч. Похоже, что наверху все эти страдания надоели. 4 марта 1933 года Франклин Рузвельт, новый президент США, назначил на пост военного министра Джорджа Дерна. Задачей нового министра стало реформирование армии. Дерн быстро разобрался, что к чему, и уже вскоре последовал циркуляр: теперь боевая масса легких танков не должна была превышать 6804 кг (7,5 коротких тонн). В связи с этим 3 июня 1933 года была подготовлена новая спецификация, направленная на утверждение Комитету по Вооружениям 10 июля. Согласно ей, боевая масса нового танка предполагалась 6350 кг, броневая защита обеспечивалась от пуль винтовочного калибра, максимальная скорость составляла 48 км/ч, а дальность действия 160 км. От пушечного вооружения отказывались: вместо него предполагалось ставить в башню спарку пулеметов калибра 7,62 и 12,7 мм. 9 августа спецификацию утвердили, но за одним исключением: понимая, что масса какая-то уж совсем несеьёзная, ее подняли до 6804 кг. Одновременно запускались работы по двум танкам: "бронемашине" Combat Car T5, а также Light Tank T2.

С точки зрения конструкции танк был явным шагом вперед.
С точки зрения конструкции танк был явным шагом вперед.
С точки зрения конструкции танк был явным шагом вперед.

Разумеется, при создании нового танка Гарри Нокс использовал наработки по предыдущим проектам. В качестве базиса при создании Light Tank T2 был использован опыт разработки Light Tank T1E4. Также следует сказать и слова в защиту данного конструктора. У Кристи тоже поначалу дела обстояли не очень, а его первый танк забраковали. В случае же с Ноксом первый же танк был не самым плохим. Самое же главное, что конструктор быстро учился на своих ошибках. Посему целый ряд ошибок, допущенных при создании танков семейства T1, удалось избежать. Для начала, было решено отказаться от громоздких рядных моторов водяного охлаждения. По опыту Combat Car T2 использовался авиационный радиальный 7-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Continental R-670. При объеме 10,95 литров он развивал мощность 264 лошадиные силы. Существенным преимуществом Continental R-670 стала его минимальная длина, что позволило сократить моторное отделение. Правда, двигатель получался выше рядных моторов (его диаметр составлял 1080 мм), это заставило поднимать высоту корпуса, но разница оказалась невелика. К тому же и масса мотора (204 кг) являлась большим плюсом. Аналогично Light Tank T1E4, от мотора к коробке передач шел вал через боевое отделение, а также отделение управления. Искать сложных путей авторы Light Tank T2 не стали, так что вал, а также его кожух, торчали довольно высоко.

От Vickers Mk.E здесь осталась только подвеска, да и та, как выяснилось, была скорее сдерживающим фактором.
От Vickers Mk.E здесь осталась только подвеска, да и та, как выяснилось, была скорее сдерживающим фактором.
От Vickers Mk.E здесь осталась только подвеска, да и та, как выяснилось, была скорее сдерживающим фактором.

За счет новой силовой установки длину корпуса удалось сократить до 4077 мм (для Light Tank T1E4 этот показатель составлял 4570 мм). Общее построение корпуса было похоже на T1E4, но теперь помощник механика-водителя был еще и пулеметчиком. Ему поставили шаровую установку пулемета Browning M1919. Отчасти развитием T1E4 оказалась и ходовая часть, хотя и тут была масса нововведений. Это касалось ведущего колеса со съемным венцом, а также ленивца. Новым был и трак, имевший цельнометаллическую конструкцию с резинометаллическим шарниром (он же применялся и на Combat Car T4). Интересно, что на Combat Car T5 Нокс применил совершенно новую подвеску VVSS, а на танке для пехоты она осталась такой же, как у предшественника. Вполне возможно, таким образом проводился эксперимент, какая подвеска получается лучше.

В виду использования радиального мотора корпус получился довольно высоким.
В виду использования радиального мотора корпус получился довольно высоким.
В виду использования радиального мотора корпус получился довольно высоким.

Боевое отделение оказалось изготовлено с нуля. Как уже говорилось выше, от пушечного вооружения было решено отказаться. Шаг вполне осознанный: 37-мм опытные пушки явно имели проблемы, а пробивная способность снарядов 37-мм пушки M1916 оказалась равнозначной крупнокалиберному пулемету Browning M2HB. Он и стал главным калибром, а вместе с ним поставили и спаренный пулемет Browning M1919. Для танка построили цилиндрическую башню сварной конструкции. Для спаренной пулеметной установки сделали большой выступ, что увеличило объем боевого отделения. При необходимости пулемет можно было поставить на зенитный вертлюг. По периметру башни предусмотрели смотровые щели и пистолетные порты. Дополнительный объем боевому отделению придавали развитые надгусеничные полки. Их использовали для размещения боекомплекта.

В ходе ходовых испытаний. Они оказались недолгими - машина прошла меньше 100 километров.
В ходе ходовых испытаний. Они оказались недолгими - машина прошла меньше 100 километров.
В ходе ходовых испытаний. Они оказались недолгими - машина прошла меньше 100 километров.

Опытный образец танка был готов в апреле 1934 года. Его масса составила всего 5763 кг, правда, это без вооружения, экипажа, боезапаса и топлива. Вооружение данный образец так и не получил, прочем, главным на тот момент было другое - понять, какие у машины характеристики. Для этого 13 апреля 1934 года Light Tank T2, вместе с опытным образцом Combat Car T5, направили на Абердинский полигон. Направили его туда после всего 11 километров заводского пробега. Вероятнее всего, спешка оказалась связана с тем, что к тому моменту на полигоне вовсю обкатывался Combat Car T4. Эта машина являлась прямым конкурентом Combat Car T5, а заодно представляла угрозу и Light Tank T2. Как показали дальнейшие события, спешка едва не закончилась для T2 катастрофой.

Больше всего претензий предъявили подвеске.
Больше всего претензий предъявили подвеске.
Больше всего претензий предъявили подвеске.

Испытания Light Tank T2 закончились спустя всего 96 километров. Выявившиеся дефекты заставили испытания прекратить и отправить машину обратно на арсенал Рок-Айленд, где ее и построили. В иных случаях это могло означать прекращение работ, скорее тут ситуацию спасло наличие "напарника". Дело в том, что Combat Car T5 показал более обнадеживающие результаты. Что же касается Light Tank T2, то даже кратковременные испытания показали - в текущем виде танк не годится. Особенно это касалось подвески. Блокированная подвеска оказалась явно не адекватной остальным узлам машины. Танк попросту не мог в полной мере воспользоваться внушительной удельной мощностью (в существующей конфигурации она была в районе 40 л.с. на тонну). Максимальная скорость составила 43 км/ч, что существенно ниже требований, да и при такой удельной мощности по этому поводу возникала масса неудобных вопросов. Плохо вела себя подвеска и на пересеченной местности, это не считая того, что короткая база машины приводила к продольным раскачкам. Собственно говоря, именно подвеске была посвящена значительная часть претензий испытателей.

Не порадовал и высокий тоннель для вала от мотора к коробке передач.
Не порадовал и высокий тоннель для вала от мотора к коробке передач.
Не порадовал и высокий тоннель для вала от мотора к коробке передач.

Надо сказать, что Light Tank T2 не очень хорош приняли и по другим параметрам. Для начала, критике подвергся высокий тоннель для вала от мотора к коробке передач. Расчету башни пришлось прыгать через него. Также приходилось мириться с тем, что короткий корпус, в сочетании с мощным двигателем стал причиной заносов на высоких скоростях. Внутри танк оказался очень шумным, что мешало переговорам команды. На тот момент казалось, что будущее за колесно-гусеничными танками, но... Первые испытания Combat Car T5 показали, что не всё так плохо. С иной подвеской танк получился значительно быстрее, так что было решено дать Light Tank T2 второй шанс. Как выяснилось позже, решение оказалось абсолютно верным.

Список источников:

US NARA

Stuart: A History of the American Light Tank Volume I, R.P. Hunnicutt, Presidio, 1992

Другие статьи по американским легким танкам:

История создания Light Tank T1-T1E5, первого американского легкого танка полностью собственной разработки

Light Tank T1E4 и T1E6, ненавязчивое копирование Vickers Mk.E с патентованием украденного

Combat Car T2, самый уродливый и бесполезный американский танк, официально именовавший броневиком

История колесно-гусеничного кавалерийского танка Combat Car T4, официально бронемашины

Американский легкий легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте

Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным