Защита для "трешки" с флангов

3,4k full reads
4,4k story viewsUnique page visitors
3,4k read the story to the endThat's 78% of the total page views
6,5 minutes — average reading time

История создания и применения бортовых экранов на Pz.Kpfw.III и их испытания в Советском Союзе.

К началу 1942 года возможности шасси Pz.Kpfw.III для дальнейшей модернизации вооружения и броневой защиты подошли к концу. Наиболее обидным щелчком по носу 6-му отделу департамента Вооружений стал тот факт, что попытка сделать гибрид в виде башни Pz.Kpfw.IV с 75-мм орудием KwK 40 L/43 на шасси Pz.Kpfw.III не состоялся. Внезапно выяснилось, что без существенной переделки шасси такой фокус не получится. Это стало началом конца Pz.Kpfw.III, а Pz.Kpfw.IV, до того находившийся в тени, обрел второе дыхание. В результате то, какой именно танк уйдет на покой, а какой будет выпускаться до конца войны, становилось всё более очевидным. Впрочем, последние танки данного семейства были сданы в августе 1943 года, и некоторое развитие продолжалось. Гримаса судьбы была в том, что последними выпускавшимися Pz.Kpfw.III являлись Pz.Kpfw.III Ausf.N, танки поддержки, то есть уже на подхвате Pz.Kpfw.IV. Танк поддержки для поддержки бывшего танка поддержки, большего унижения для герра Книпкампа и не придумать.

Появившись на фронте осенью 1941 года, годом спустя ПТРД стали для немцев настоящей головной болью.
Появившись на фронте осенью 1941 года, годом спустя ПТРД стали для немцев настоящей головной болью.
Появившись на фронте осенью 1941 года, годом спустя ПТРД стали для немцев настоящей головной болью.

Окончательное формирование облика Pz.Kpfw.III состоялось весной 1942 года, когда на танки стали ставить разнесенную броню для защиты от подкалиберных снарядов. Правда, эти самые подкалиберные снаряды в основном использовали сами немцы, их появление с другой стороны фронта случилось ближе к концу 1942 года. Между тем, немецкие танки ждала новая неприятность. К началу Великой Отечественной войны типовым средством борьбы с танками у Красной Армии были противотанковые пушки. Проблема в была в том, что 45-ка тяжелая, большая, а требовалось что-то более компактное. Посему летом 1941 года в частях Красной Армии появились первые противотанковые ружья. После нескольких попыток ввести ружья под разные калибры патронов, наконец, началось массовое производство двух моделей под патрон 14,5×114 мм - более сложного и совершенного ПТРС, а также более простого и массового ПТРД. Первое применение этих ружей датировано ноябрем 1941 года, но поначалу немцев они не так сильно беспокоили. Ситуация изменилась в 1942 году. За этот год Красная Армия получила почти 185 тысяч ПТРД и чуть больше 63 тысяч ПТРС, и вот тут немцы противотанковые ружья более чем заметили. В лобовую часть корпуса советские ПТР-ы немецкие танки уже не пробивали, но борта, с дистанции в несколько сотен метров, они прошибали без особых проблем. И вот тут возникла реальная проблема. До 50 мм уже борта усиливать было бесполезно, хотя в начале 1943 года 6-й отдел Департамента Вооружений поднял вопрос о том, что борта корпуса и башни требуется усилить до 45 мм и сделать их наклонными.

Pz.Kpfw.III Ausf.N с полным набором экранов. Данная версия стала единственной "трешкой", имевшей экраны при сходе с конвейера.
Pz.Kpfw.III Ausf.N с полным набором экранов. Данная версия стала единственной "трешкой", имевшей экраны при сходе с конвейера.
Pz.Kpfw.III Ausf.N с полным набором экранов. Данная версия стала единственной "трешкой", имевшей экраны при сходе с конвейера.

Первыми мерами по улучшению ситуации с огнем противотанковых ружей стала ликвидация смотровых лючков с бортов башни. Впрочем, особо это не решало проблему, да и обзорность по сторонам снизилась. Самое интересное, что даже наличие столь существенной проблемы немцев как-то не особо ускорила. Только в феврале 1943 года, с подачи Гитлера (который, по мнению немецких мемуаристов, был дурак и предлагал только дурные идеи), началась, наконец, какая-то активность по данной теме. Поскольку лимит нагрузки шасси уже подошел к концу, задача оказалась крайне непростой. Требовалось довольно легкое, а главное эффективное решение проблемы. Задача усложнялась тем, что требовалось защитить борта корпуса и башни, имевшие большую площадь.

Вид сбоку, экраны с корпуса сняты.
Вид сбоку, экраны с корпуса сняты.
Вид сбоку, экраны с корпуса сняты.

В качестве исполнителя работ выступила Daimler-Benz. Там разработали крайне интересную,а заодно и вполне эффективную конструкцию. К бортам подбашенной коробки крепились специальные крепления, которые соединялись друг с другом планкой-уголком. Дополнительные крепления монтировались на боковинах крыльев. К этой конструкции крепилось 4 экрана толщиной 5 мм. Каждый из экранов крепился на трех точках, в случае необходимости секция менялась или снималась. На башне также ставилось 7 креплений (6 на самой башне и 1 на забашенном ящике, к которым жестко крепились секции экранов толщиной 10 мм. Всего было 3 секции - 2 боковых и задняя (из двух половинок). Между ними делались "дверки", дабы можно было вылезать или залезать через боковые башенные люки.

С этого ракурса видно, что задняя часть башенного экрана собиралась из двух половинок.
С этого ракурса видно, что задняя часть башенного экрана собиралась из двух половинок.
С этого ракурса видно, что задняя часть башенного экрана собиралась из двух половинок.

В общей сложности данная конструкция весила около полтонны. Экраны почти полностью прикрыли борта корпуса и башни, вне их осталась командирская башенка, ведущие колеса и ленивцы. Проведенные испытания показали, что на дистанции в 100 метров экраны пробиваются из ПТРД, но при этом в основной броне оставались только отметины. Также экраны позволили защитить от осколочно-фугасных снарядов среднего калибра. Собственно говоря, именно от таких боеприпасов и планировалось защищаться. Всё, что вскрылось дальше, стало не более чем "бонусом" к изначальным требованиям.

Pz.Kpfw.III Ausf.G с экранами. Здесь видна конструкция их креплений.
Pz.Kpfw.III Ausf.G с экранами. Здесь видна конструкция их креплений.
Pz.Kpfw.III Ausf.G с экранами. Здесь видна конструкция их креплений.

Несмотря на то, что испытания прошли успешно, экраны появились далеко не сразу. Только в мае 1943 года экраны, наконец, стали ставить на танки. Они ставились на Pz.Kpfw.III Ausf.N, которые еще находились в производстве (с мая по август 1943 года сдали 64 танка), одновременно в части пошли комплекты для установки. К началу операции "Цитадель" довольно большой объем танков более раннего выпуска получил данные экраны. Больше того, позже бортовые экраны получили также часть танков более раннего типа (Ausf.F-H). Вместе с тем, налицо была ситуация, когда экраны ставились либо только на корпус, либо, что чаще, только на башню.

Дебют Pz.Kpfw.III с бортовыми экранами состоялся в июле 1943 года на Курской дуге.
Дебют Pz.Kpfw.III с бортовыми экранами состоялся в июле 1943 года на Курской дуге.
Дебют Pz.Kpfw.III с бортовыми экранами состоялся в июле 1943 года на Курской дуге.

В целом экраны показали себя неплохо, хотя не без нюансов. Часто можно видеть танки, которые изначально имели полный комплект экранов, но в дальнейшем корпусные экраны с них сняли. Такое, чаще всего, происходило потому, что экраны цепляли за землю, кустарник, деревья и другие препятствия. Поэтому либо их срывало, либо сами экипажи их демонтировали. Естественно, это повышало риск поражения в борт корпуса, но риск зацепиться, в самый ответственный момент, тоже не сулил ничего хорошего. К тому же, бортовые экраны - это лишняя масса. Особенно это было актуально для Pz.Kpfw.III Ausf.N, которые и так были самыми тяжелыми в семействе. Кроме того, бортовые экраны снижали и так постепенно снижавшийся обзор. Если на башне уже бортовые смотровые лючки убрали, то на подбашенной коробке еще нет.

Пролом после попадания гранаты РПГ-6. Основную броню пробить не удалось.
Пролом после попадания гранаты РПГ-6. Основную броню пробить не удалось.
Пролом после попадания гранаты РПГ-6. Основную броню пробить не удалось.

Естественно, для ГБТУ КА появление у немцев экранов не осталось незамеченным. Так сложилось, что как раз на Курской Дуге были использованы советские экраны, но они были более массивными, тяжелыми да и танки попали под огонь 88-мм противотанковых пушек Pak 43/41, которые эти экраны и не заметили. Кстати говоря, по большей части немецкие танки с бортовыми экранами также отхватывали, в основном, отнюдь не от противотанковых ружей. Так или иначе, но немецкой новинкой заинтересовались. К сентябрю на НИБТ Полигон в Кубинку было доставлено как минимум пара Pz.Kpfw.III Ausf.N, оснащенных бортовыми экранами.

Разница от попаданий без экранов и с ними. РЕС смогло пробить борт только со 100 метров.
Разница от попаданий без экранов и с ними. РЕС смогло пробить борт только со 100 метров.
Разница от попаданий без экранов и с ними. РЕС смогло пробить борт только со 100 метров.

Согласно программе испытаний, экраны обстреливали из двух типов противотанковых ружей (Блюма 15-П-2 и РЕС), орудиями калибра 45, 57, 75 и 76 мм, а также "гранатой направленного действия НИИ-6" (РПГ-6). Первой испытали как раз гранату. Выяснилось, что она проламывает экран, но бортовая броня остается целой. Не у дел оказалось и противотанковое ружье Блюма 15-П-2. Оно пробивало борт Pz.Kpfw.III на дистанции в 400 метров, но при стрельбе по экранам на дистанции 100 метров оставались только отметины. У РЕС ситуация оказалась получше - на дистанции 100 метров удалось пробить и экран, и борт. С учетом того, каких габаритов было это ружье, и что оно имелось в крайне малой серии, можно сказать, что немцы своего результата добились.

Для бронебойных снарядов экраны остались незамеченными.
Для бронебойных снарядов экраны остались незамеченными.
Для бронебойных снарядов экраны остались незамеченными.

Совсем иной оказалась ситуация со стрельбой из танковых орудий. 45-мм танковая пушка вела огонь сначала бронебойными снарядами, которые пробивали и экран, и борт на дистанции в 900 метров. При стрельбе подкалиберными снарядами дистанция пробития снизилась до 600 метров. Для остальных орудий, которые вели огонь бронебойными снарядами, экраны не являлись какой-то проблемой. Причем испытатели отмечали - дистанция 900 метров не была предельной.

Как выяснилось, экраны "тормозят" не только осколочно-фугасные, но и кумулятивные снаряды.
Как выяснилось, экраны "тормозят" не только осколочно-фугасные, но и кумулятивные снаряды.
Как выяснилось, экраны "тормозят" не только осколочно-фугасные, но и кумулятивные снаряды.

Интересные результаты были получены при стрельбе кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Подтвердилось то, что было получено немцами в ходе испытаний. При попадании в экран осколочно-фугасный снаряд его разносил, но броня борта оставалась целой. Похожие результаты были получены и при стрельбе кумулятивными снарядами. Последнее было скорее приятным сюрпризом для немцев (и неприятным для их противников). О том, что экраны хорошо работают против кумулятивов, немцы узнали уже позже.

Экраны и Pz.Kpfw.III Ausf.N после испытаний обстрелом.
Экраны и Pz.Kpfw.III Ausf.N после испытаний обстрелом.
Экраны и Pz.Kpfw.III Ausf.N после испытаний обстрелом.

Напоследок стоит отметить, что в случае с Pz.Kpfw.III, в отличие от Pz.Kpfw.IV, разнообразия экранов не наблюдалась. Причина прозаичная - выпуск танков кончился, а к концу 1943 года эти машины постепенно уходили во вторую линию. Разве что у Pz.Kpfw.III Ausf.N попадались вариации с 5 секциями бортовых экранов (добавили еще одну секцию впереди).

Источники:

ЦАМО РФ

Фотоархив автора

РГАКФД