Когда покупатель не должен платить за разбитый товар

1,2k full reads
1,7k story viewsUnique page visitors
1,2k read the story to the endThat's 72% of the total page views
2 minutes — average reading time

Даже самый осторожный покупатель, пробирающийся вдоль стеллажей торгового зала супермаркета, может случайно разбить бутылку вина или банку огурцов. На звуки бьющегося стекла поспешат сотрудники магазина, и не всегда только за тем, чтобы устранить последствия.

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Как правило, они предъявляют претензии неловкому посетителю, требуя оплатить причиненный ущерб. Кто-то сразу достанет кошелек, кто-то начнет скандалить, а кто-то постарается прибегнуть к помощи закона.

Разбить – значит купить

В подобной ситуации стоит обратиться к статье 211 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с ней, переход риска случайной гибели вещи от собственника к покупателю происходит после того, как стороны исполнят обязательства по договору купли-продажи. В данном случае, это выдача кассового чека. До этого момента магазин является владельцем разбитого товара, а не посетитель.

Но не следует считать, что можно разгромить полки с товаром и не понести за это никакой ответственности. Часть 1 статьи 1064 ГК РФ гласит, что если лицо причинило вред имуществу организации, то оно обязано полностью его возместить. Освобождение от ответственности возможно только в том случае, если гражданин докажет, что в причинении ущерба нет его вины (ч. 2 той же статьи).

Всегда ли прав покупатель

Обычно у людей нет умысла на повреждение товара. Проходы в магазинах чаще всего узкие, заставлены коробками. Лавируя с тележкой, люди пытаются объехать препятствия и задевают неустойчиво размещенные товары.

Хорошо, если это картонные упаковки. В случае со стеклянной тарой ущерб может быть значительным. Но такая организация торговых зон, скользкие и мокрые полы, неустойчивые пирамиды товаров относятся к вине сотрудников магазина. Покупатель в подобной ситуации не виноват и не должен оплачивать ущерб.

Для защиты своих прав посетителям магазинов следует знать, что существуют определенные правила при расстановке стеллажей с товарами (п. 6.28 СП 118.13330.2012).

В соответствии с ними регламентируется минимальное расстояние проходов:

● 1,4 м для торговой площади до 100 кв.м.;
● 1,6 м для торговой площади до 150 кв.м.;
● 1,8 м для торговой площади до 400 кв.м.;
● 2,2 м для торговой площади от 400 кв.м.

Если проходы между стеллажами меньше, вина за разбитый товар однозначно будет возложена на магазин.

Случаи, когда будет прав магазин

Бывают ситуации, когда покупателю все-таки придется оплатить разбитый товар:

  1. неосторожность (взял стеклянную бутылку в руки и не удержал);
  2. некорректное поведение (зашел в магазин в нетрезвом состоянии, не удержался на ногах и упал вместе с полкой);
  3. намеренное причинение вреда из хулиганских или других побуждений.

Но прежде чем доставать кошелек, следует внимательно разобраться в случившемся.

Алгоритм действий

Разберем по шагам, что следует делать при повреждении товара на крупную сумму. Ведь последствия могут быть значительны, если разбить дорогостоящий сервиз, бутылку элитного коньяка, целый стеллаж с алкоголем или духами.

Алгоритм действий должен быть таков:

● вызвать администратора или заведующего магазином;
● объяснить ситуацию пошагово, с подробным описанием всех обстоятельств, обосновывая вину магазина;
● не отказываться от составления акта, предоставить свои паспортные данные, сделать там отметку, что считаете себя невиновным;
● сообщить должностным лицам магазина, что не намерены возмещать ущерб без решения суда;
● оставить запись в книге отзывов и предложений о нарушениях в магазине – узких проходах, мокрых полах и т.п. (далее можно обратиться по этому поводу в Роспотребнадзор);
● покинуть магазин;
● если охрана не будет выпускать – напомнить об ответственности за превышение полномочий (ст.203 УК РФ) и вызвать сотрудников полиции.

Оплачивать ущерб должен тот, кто виновен в нем – неважно, покупатель он или сотрудник магазина.

Уважаемые читатели, не забудьте оценить публикацию лайком, если она полезна для вас. Спасибо!