Автосцепные устройства вагонов

В предыдущей статье мы рассматривали каким образом сцепляются вагоны на железных дорогах.

В этой статье раскроем тему автосцепных устройств. Какие они бывают и где эксплуатируются.

В разных странах история появления и развития автосцепных устройств отличается. Это во многом зависит от типа обращающегося подвижного состава, массы вагонов и веса поездов. К примеру в Европе до сих пор очень широко развита соединение вагонов ручной винтовой стяжкой (особенно в грузовом движении), так как в связи с сравнительно небольшими объемами грузоперевозок еще используются легкие типы вагонов, в том числе двухосные.

1. СА-3 (Советская Автосцепка 3-й тип), сцепное устройство автоматическое предназначено для автоматического сцепления подвижного состава без участия человека.

Используется в России и всем постсоветском пространстве, а также в Монголии, Иране, Ираке и Финляндии. Причем в трех последних странах она совмещенная с винтовой стяжкой.

Также была спроектирована ее более усовершенствованная версия СА-4. Она позволяет не тольско сцеплять вагоны, но и объединять воздушную магистраль.

Почему то применения она так и не нашла. Видимо конструкция не была доведена до ума.

2. Автосцепное устройство Джаннея - автосцепка созданная и запатентованная в США. Широко применяется на всех типах поездов в старанах Северной Америки, а также в Япониии, у грузовых и частично пассажирских поездов в Китае, странах Латинской Америки, Корее.

Имеет ряд недостатков. При сцеплении необходимо вручную открыть наружу зацепляющий зуб. А при несоосности расположения сцепок у сцепляемых вагонов сцепление вообще не происходит.

3. Автосцепка Шарфенберга - самая продвинутая из существующих. Создана в Германии и используется во всей Европе и в современных поездах других стран.

При сцеплении, помимо механического объединения, происходит соединение электрических цепей и объединение тормозной магистрали. Также она является беззазорной, что позволяет снизить продольные ударно-динамические нагрузки в составе.

В России используется в поездах метрополитена, у электропоездов Сапсан, Ласточка и Аллегро.

4. БСУ - Беззазорное Сцепное Устройство, применяется у новых пассажирских вагонов выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом для поездов постоянного формирования (двухэтажные, дневные экспрессы и т.д.).

Так как сцепка является беззазорной, это позволяет значительно снизить продольные ударно-динамические нагрузки в составе. Но как показал опыт эксплуатации, недоработки все же есть. Это и неудобство сцепления, и ненадежность конструкции. Бывали также случаи саморасцепа в пути следования.

Помимо перечисленных автосцепок в мире существуют и другие типы автосцепных устройств, но они применяются гораздо реже.

Понравилась статья ставьте палец вверх!

Подписывайтесь на канал, чтоб узнать еще много чего интересного ☺