Узкоколейка Боровичского комбината

31.07.2018

В советское время узкоколейные железные дороги имели огромную протяженность в виду своей простоты в строительстве и эксплуатации. Для вывоза леса и торфа, для подвоза сыпучих грузов из карьеров на предприятия переработки они были просто незаменимы.

В современной России узкоколеек осталось не так уж и много, а стабильно работающих вообще единицы.

Сегодня поговорим о небольшой узкоколейной железной дороге работающей на Боровичском комбинате строительных материалов, что располагается на восточной окраине города Боровичи Новгородской области.

Построена узкоколейка была в 1954 году. Она соединила карьер по добыче глины и песка с производственными корпусами комбината. Протяженность дороги всего навсего 2 километра. Но данная линия имеет электрификацию, что очень редко для узкоколеек.

Перевозка инертных грузов производится в самоопрокидывающихся вагонетках.

А перемещают их узкоколейные двухосные шахтные электровозы серии К10 (Контактный серии 10). Питается электровоз постоянным током напряжением 250В.

На данной узкоколейке необычно все, от конструкции пути до организации перевозок.

Конструкция контактной сети очень оригинальная, напоминает самодел. Точнее это и есть самодел.

На деревянных опорах закреплены металлические уголки. К концам уголков подвешены керамические изоляторы и к ним обычной проволокой крепится контактный провод.

Контактная подвеска не цепная и не имеет грузокомпенсации температурных расширений. Поэтому провод болтается как попало. Стрела провеса летом в сильную жару достигает таких пределов, что провод касается опущенного токоприемника.

Токосъем осуществляется через самодельный бугельный токоприемник. Поднимается токоприемник за счет пружин, опускается за счет ручной силы.

Опускание токоприемника
Опускание токоприемника

Поднятие токоприемника
Поднятие токоприемника

Так как контактный провод крепится к изоляторам без возможности прохода по нему токоприемника, машинист при подъезде к каждой опоре вынужден опускать его, чтобы не допустить повреждение.

В месте погрузки контактной сети нет, так как она мешала бы самому процессу. Для перемещения в карьере к опущенному токоприемнику цепляется питающий кабель, который обеспечивает электричеством электровоз.

Окончание контактной сети перед карьером
Окончание контактной сети перед карьером

После погрузки и выезде с карьера машинист на ходу отцепляет кабель, бросает его на землю, поднимает токоприемник и продолжает движение питаясь от контактной сети.

Данная узкоколейка хоть и выглядит неухоженной и запущенной, но все же продолжает стабильно работать и снабжать сырьем комбинат.

Понравилась статья, ставьте лайк!

Подписывайтесь на канал, чтоб не пропускать новые интересные публикации ☺

Читайте также:

Локомобиль

Шпалы из бутылок

Ползуны на колесах, причины возникновения

Монзенская ж.д. | часть 2

Норильск железнодорожный (марсианские виды заброшенной ж.д. техники)