19,8K подписчиков

Ан-12: старый трудяга на пенсии

11K прочитали

Ан-12 — советский военно-транспортный самолёт, созданный в ОКБ О.К. Антонова одновременно с пассажирским самолётом Ан-10. Первый полёт прототип Ан-12 совершил 16 декабря 1957 года. В 1959 году Ан-12 стали поступать в войска. Всего до 1973 года в СССР было построено 1248 Ан-12 различных модификаций. В Китае с 1981 года и по настоящее время продолжается производство лицензионной версии, Shaanxi Y-8. Ан-12 продолжают находиться на вооружении ВВС России, а также многих других стран и авиакомпаний.

Ан-10 и Ан-12. Фото: Авиару.рф
Ан-10 и Ан-12. Фото: Авиару.рф

Представленный в Центральном музее ВВС в Монино самолёт Ан-12 (зав.н. 8900203) выпущен в марте 1958 года на иркутском заводе № 39. Это самолёт самой первой серийной версии, и самый старый из сохранившихся Ан-12 в мире.

1971-1973 годы. Колоризованное фото Олега Зотова
1971-1973 годы. Колоризованное фото Олега Зотова

В марте 1958 года самолёт передан на лётно-испытательную станцию (ЛИС). Впервые в небо 29 марта его поднял лётчик-испытатель Виталий Васильевич Елифёров. 15 апреля начались приёмо-сдаточные полёты, которые выполнял представитель ВВС лётчик Ширанин. Испытательные полёты продолжались до 13 сентября 1958 года, общий налёт составил 32 часа 44 минуты.

1970 год. Колоризованный кадр из фильма «50 крылатых лет»
1970 год. Колоризованный кадр из фильма «50 крылатых лет»

В сентябре 1958 года Ан-12 принят на службу в ВВС СССР, где получил бортовой номер «04 синий». В грузовом отсеке самолёта было смонтировано десантное оборудование.

1970 год. Колоризованный кадр из фильма «50 крылатых лет»
1970 год. Колоризованный кадр из фильма «50 крылатых лет»

Списан в феврале 1964 года, успев совершить 562 полёта общей продолжительностью 818 часов. Предположительно, самолёт окончил свою службу в ПВО Закавказского военного округа. Фамилии командиров экипажей самолёта: Мурашов, Обадин, Гаврищук, Карликов. Последний «строевой» полёт на самолёте лётчик Мурашов совершил 4 января 1964 года.

1971 год. Колоризованное фото Анатолия Романенко
1971 год. Колоризованное фото Анатолия Романенко

10 января 1964 года Ан-12 перелетел в Монино, чтобы стать учебным пособием Монинской учебной аэродромной базы (МУАБ) ВВИА им. Н.Е. Жуковского.

Маршал авиации С.А. Красовский в окружении сотрудников академии. 1971 год. Колоризованное фото Анатолия Романенко
Маршал авиации С.А. Красовский в окружении сотрудников академии. 1971 год. Колоризованное фото Анатолия Романенко

В 1970 году самолёт попал в кадры документального фильма «50 крылатых лет».

17 июля 1973 года самолёт передан в музей ВВС. Здесь он был установлен позади Ту-114 и М-50.

В музее самолёту на коки винтов нанесли жёлтую краску.

1976 год. Фото Николая Якубовича
1976 год. Фото Николая Якубовича

Примерно в 1977 году в качестве примера полезной нагрузки рядом с самолётом была установлена гаубица Д-30 на парашютной платформе П-7.

1977 год. Фото Николая Якубовича
1977 год. Фото Николая Якубовича

В 1989 году, после расширения территории открытой площадки, Ан-12 был перемещён на новую территорию, где занял своё нынешнее место в секторе пассажирской и транспортной авиации. Коки винтов к тому времени перекрасили в синий. И зачем-то покрасили жёлтым коки Ан-10, который виден позади.

20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour

Там самолёт проводил годы в забвении, постепенно теряя лакокрасочное покрытие и медленно разрушаясь от времени и рук вандалов. Чтобы попадать внутрь, вандалы разбили несколько иллюминаторов.

Гаубица в 1991 году была перемещена вслед за Ан-12.

2018 год. Фото Игоря Колоколова
2018 год. Фото Игоря Колоколова

Летом 2004 года самолёт был покрашен к празднику «Легенды авиации в Монино». При этом цвет номера был заменён на красный.

15 августа 2004 года. Фото: Keith Holden
15 августа 2004 года. Фото: Keith Holden

К сожалению, положенная на голый металл краска оказалась недолговечной, и через несколько лет в верхней части фюзеляжа снова проступила блестящая обшивка.

2018 год. Фото Игоря Колоколова
2018 год. Фото Игоря Колоколова

В кабине Ан-12 установлен штатный ручной насос НР-01. Этим же насосом можно заправить гидросистему АМГ-10. Летом 2014 года бригадой волонтёра Олега Гаврюшенко была отремонтирована и частично оживлена работа бортовой гидросистемы: получилось открыть и закрыть грузовую рампу, створки передней и основных стоек шасси.

Грузовая кабина была оборудована в десантном варианте. Есть несколько стоек для подвеса медицинских носилок. По бортам и по среднему ряду у каждого места оборудована кислородная точка для подключения индивидуальной маски.

Кресла лётчиков защищены бронеспинками. Кабина пострадала от времени и вандалов, но сохранилась в достаточно комплектном состоянии.

Источники и дополнительная информация:

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!