Ан-14: судьба простой советской «Пчёлки»

22k full reads
37k story viewsUnique page visitors
22k read the story to the endThat's 60% of the total page views
3 minutes — average reading time

Ан-14 «Пчёлка» — советский лёгкий транспортный самолёт, разработанный в ОКБ-153 О.К. Антонова для замены Ан-2. Первый полёт совершил 14 марта 1958 года. Самолёт имел возможность короткого взлёта и посадки, и был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. В 1965-1972 годах было построено 340 таких самолётов.

Первый опытный Ан-14. Фото с сайта airwar.ru
Первый опытный Ан-14. Фото с сайта airwar.ru
Первый опытный Ан-14. Фото с сайта airwar.ru

Ан-14А ‒ первая серийная версия, выпускавшаяся в 1965-1970 годах.

Ан-14А под крылом Ан-22. Фото с сайта Авиару.рф
Ан-14А под крылом Ан-22. Фото с сайта Авиару.рф
Ан-14А под крылом Ан-22. Фото с сайта Авиару.рф

Находящийся в Монино грузопассажирский Ан-14А (зав.н. 500303) с двумя двигателями АИ-14РФ изготовлен в ноябре 1965 года на арсеньевском заводе «Прогресс» и передан на испытания в ГосНИИ МГА. 8 марта 1967 года самолёт поступил в Смоленский ОАО (287 ЛО) МУ СПиМВЛ. 29 августа 1967 года зарегистрирован, как СССР-81553.

1971 год. Луганск. Фото Олега Гаврюшенко
1971 год. Луганск. Фото Олега Гаврюшенко
1971 год. Луганск. Фото Олега Гаврюшенко

В начале 1971 года согласно Приказу МГА №067 от 14 декабря 1970 года передан в Ворошиловградское ВВАУШ, где эксплуатировался под номером «01 красный» и в цветовой схеме ВВС.

20 мая 1991 года. Монино. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Монино. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Монино. Фото: Paul Seymour

За время эксплуатации самолёт налетал 703 часа, в т.ч. 477 часов после последнего ремонта, произвёл 677 посадок. 21 января 1977 года совершил свой последний полёт в Монино (лётчик Литвинчев).

1983-1988 годы. Фото Николая Якубовича
1983-1988 годы. Фото Николая Якубовича
1983-1988 годы. Фото Николая Якубовича

В музее самолёт был установлен на открытой площадке позади Ту-114, между Ан-10 и Ан-12.

1987 год. Фото Николая Ганшина
1987 год. Фото Николая Ганшина
1987 год. Фото Николая Ганшина

В 1989 году Ан-14 вместе с Ан-2, Бе-32 и М-15 был перемещён в угол за ангаром № 8, где находится и поныне.

1989-1991 годы. Фото неизвестного автора
1989-1991 годы. Фото неизвестного автора
1989-1991 годы. Фото неизвестного автора

В 1990-е экспонат пострадал от рук вандалов. Если полистать галерею ниже, то будет видно, как с годами самолёт терял иллюминаторы. Повезло, что вандалы не тронули блистеры кабины. Их восстановить было бы гораздо сложнее, чем плоские иллюминаторы.

1989 год. Фото Альберта Набиулина

В 1992 году с самолёта сняли на перетяжку рули, закрылки и элероны, но так и не вернули их на место. Они до сих пор лежат и ждут восстановления.

Август 1994 года. Фото: Eric Bannwarth
Август 1994 года. Фото: Eric Bannwarth
Август 1994 года. Фото: Eric Bannwarth

Впервые волонтёры занялись Ан-14 осенью 2013 года, когда отмыли салон от многолетней пыли. 12 апреля 2014 года поставили новый замок на входные створки. На этом работы прервались на годы.

Осень 2013 года. Фото: Tatiana

24 ноября 2018 года волонтёры подняли самолёт с грунта и подложили под колёса небольшие бетонные плиты.

24 ноября 2018 года. Фото Виктории Струц

С весны 2019 года самолётом занимается бригада Максима Лаптева. Ведётся ремонт обшивки крыла, декоративных панелей салона, герметизация, борьба с коррозией.

31 августа 2019 года. Фото из группы vk.com/aviarestorermonino

Слово волонтёру Олег Гаврюшенко:

Давно уже наша «Пчёлка» стояла с помутневшим боковым остеклением кабины. И помутнело оно не от времени или влияния ультрафиолета и других природных факторов. Как-то давно приходили в Музей некие люди, желающие снять матрицу с этих элементов остекления для изготовления новых. Возможно, это мероприятие им удалось, и сейчас кто-то имеет новые боковые стёкла.Но эти люди, видимо, не учли тот факт, что используемое ими средство в качестве «разделителя» так сильно окажет влияние на поверхность остекления «Пчёлки». В итоге, у нас и родные стёкла пришли в ужасное состояние, и новых не появилось.

В марте 2020 года Олег наждачной бумагой отполировал боковые стёкла кабины. Было/стало:

Март 2020 года. Фото Олега Гаврюшенко
Март 2020 года. Фото Олега Гаврюшенко
Март 2020 года. Фото Олега Гаврюшенко

22 августа 2020 года в связи с открытием кедровой «Аллеи лётчиков-Героев» самолёт вручную развернули на 90°.

22 августа 2020 года. Фото Виктории Струц

Самолёт был выполнен в грузопассажирском варианте, поэтому для пассажиров в салоне предусмотрены только откидные сидушки по бортам.

3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова
3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова
3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова

Кабина сохранилась в неплохом состоянии. В правой части приборной панели установлен бортовой рентгенметр ДП-3Б, предназначенный для ведения радиационной разведки.

3 апреля 2021 года. Фото Игоря Колоколова

Будем надеяться, что в скором времени мы увидим монинскую «Пчёлку» возрождённой!

Источники и дополнительная информация:

  1. Карточка монинского Ан-14 на RussianPlanes
  2. Волонтёрские работы на Ан-14
  3. Монинский Ан-14 на фотографиях Игоря Колоколова
  4. Монинский Ан-14 на сайте Константина Попова
  5. Ан-14 на Wikipedia
  6. Лёгкий многоцелевой транспортный самолёт Ан-14 на Авиару.рф
  7. Антонов Ан-14 на сайте «Уголок неба»

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!