Ан-2: «секретный» самолёт монинского музея ВВС

4,5k full reads
7,2k story viewsUnique page visitors
4,5k read the story to the endThat's 62% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Ан-2 — лёгкий многоцелевой самолёт, разработанный в 1940-е годы в ОКБ-153 под руководством О.К. Антонова. Прототип Ан-2 под названием СХА совершил первый полёт 31 августа 1947 года. Самолёт представляет собой поршневой однодвигательный биплан с расчалочным крылом и неубирающимся шасси. Оборудован двигателем АШ-62ИР конструкции А.Д. Швецова. Всего до 2002 года в СССР, Польше и КНР выпущено более 18 тысяч Ан-2 самых разных модификаций.

Автор: Михаил Гепнер
Автор: Михаил Гепнер
Автор: Михаил Гепнер

Пассажирский самолёт Ан-2П СССР-70992 (зав.н. 111847301) был выпущен в 1959 году на авиационном заводе № 473 в Киеве. Он имел звукоизолированный пассажирский салон на 10 мягких кресел. С 8 мая 1959 года самолёт эксплуатировался в Псковском 320 лётном отряде Северного (позже Ленинградского) УГА Аэрофлота. Списан 19 мая 1984 года по причине отработки более 15 тысяч часов.

После списания самолёт прошёл капитальный ремонт на 421 АРЗ (г. Винница) и перегнан своим ходом в музей ВВС в Монино, где был установлен позади вертолёта В-12, рядом с Ан-8. Экипаж самолёта в последнем полёте: командир 3 АЭ 320 ЛО Валерий Иванович Егоров, 2-й пилот Александр Васильевич Иванов, штурман 3 АЭ Алексей Алексеевич Купцов, инженер АТБ Владимир Михайлович Петров.

1987 год. Фото Николая Ганшина
1987 год. Фото Николая Ганшина
1987 год. Фото Николая Ганшина

В 1988 году в музее началась реэкспозиция в связи с расширением территории. Площадка за В-12 была выделена под размещение самолётов ОКБ Сухого, поэтому Ан-2 и Ан-8 были переставлены на противоположную сторону от дорожки, ближе к М-50.

28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева
28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева
28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева

По итогам перестановок лёгкие гражданские самолёты были собраны в углу музея, за ангаром № 8.

1991 год. Фото: omega1108
1991 год. Фото: omega1108
1991 год. Фото: omega1108

Компанию Ан-2 на этой площадке составили Ан-14А «Пчёлка», Бериев Бе-32 и WSK-Mielec M-15 Belphegor.

9 мая 1991 года. Фото Валерия Савельева
9 мая 1991 года. Фото Валерия Савельева
9 мая 1991 года. Фото Валерия Савельева

Сохранилось всего несколько фотографий Ан-2 на этом месте стоянки. Последнее из них датировано 19 июля 1991 года.

9 апреля 1991 года. Фото: Dave Richardson

По всей видимости, в 1991 году ради лучшей сохранности самолёт был убран под крышу в ангар № 7, где в то время размещалась экспозиция «Учебные и спортивные самолёты». Там он находится и поныне, недоступный для посетителей музея.

25 марта 2014 года. Фото Сергея Рябцева

Летом 2016 года фюзеляж самолёта был покрашен бригадой маляров ЛИК ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» на спонсорские средства, выделенные Рособоронэкспортом.

2016 год. Фото Юлия Кудрявцева
2016 год. Фото Юлия Кудрявцева
2016 год. Фото Юлия Кудрявцева

Но в ангаре биплан находится с отстыкованными крыльями. Их демонтировали ещё в 1991 году, по всей видимости, для ремонта перкалевой обшивки. Где же они сейчас? Консоли нижнего крыла, киль, стабилизатор, рули, элероны и закрылки хранились в ангаре рядом с самолётом.

25 марта 2014 года. Фото Сергея Рябцева
25 марта 2014 года. Фото Сергея Рябцева
25 марта 2014 года. Фото Сергея Рябцева

А вот с верхним крылом вышла беда. Ещё в 1990-е годы его складировали на улице, в результате обе плоскости сильно пострадали. Правая консоль повреждена огнём, видимо, от горящей травы. Левая, напротив, повреждена зимой: говорят, по ней проехался трактор во время уборки снега. В феврале 2016 года волонтёры вывезли консоли верхнего крыла Ан-2 с заднего двора музея на территорию открытой стоянки. Их подняли с земли и на руках пронесли через калитку в заборе.

21 февраля 2016 года. Фото Виктории Струц

Затем консоли погрузили на телегу и автомобилем ГАЗ-66 отбуксировали на открытую стоянку.

21 февраля 2016 года. Фото Виктории Струц

Пока решался вопрос с ремонтом и перетяжкой консолей, волонтёры на протяжении 2017 года ремонтировали пробоины в уже перетянутых перкалью элеронах Ан-2.

4 ноября 2017 года. Фото Виктории Струц

К сожалению, состояние консолей оказалось настолько плачевным, что было решено искать для самолёта новые крылья. Наконец, в 2019 году они были найдены на территории московского аэропорта Остафьево. Рассказывает волонтёр Илья Аксарин:

Мы постоянно следим, где списывается или готовится к утилизации что-нибудь авиационное. Так на аэродроме Остафьево были обнаружены чудом сохранившиеся, точнее, некогда притащенные кем-то рачительным с местной свалки плоскости от давно порезанного Ан-2, и нам согласились их передать в обмен на некоторые парково-хозяйственные работы. За лето мы их выполнили. А в минувший субботник забрали плоскости в ЦМ ВВС – для восстановления Ан-2П СССР-70992, который волею судеб остался без своих крыльев. За помощь в проведении операции выражаем огромную благодарность командованию и личному составу 8АДОН и 7050-й гвардейской авиационной базы Северного флота!
12 октября 2019 года. Фото Антонины Аксариной

Сейчас крылья лежат между вертолётами Ми-2 и Ка-25ПЛ, ожидая решения своей судьбы.

24 апреля 2021 года. Фото Эрнеста Катаева
24 апреля 2021 года. Фото Эрнеста Катаева
24 апреля 2021 года. Фото Эрнеста Катаева

А в июне 2021 года кабина Ан-2 была доукомплектована недостающим оборудованием и проведена проверка электросети.

11 июня 2021 года. Фото автора
11 июня 2021 года. Фото автора
11 июня 2021 года. Фото автора

Заработали ультрафиолетовые лампы в кабине и подсветка подкабинного пространства. После ремонта крыльев экспонат Ан-2 имеет высокий потенциал для «оживления» и демонстрации посетителям ввиду его хорошей сохранности.

11 июня 2021 года. Фото автора
11 июня 2021 года. Фото автора
11 июня 2021 года. Фото автора

Источники и дополнительная информация:

  1. Волонтёрские работы на Ан-2
  2. Карточка монинского Ан-2 на RussianPlanes
  3. Ан-2 на Wikipedia
  4. Лёгкий транспортно-пассажирский самолёт Ан-2 на Авиару.рф
  5. Антонов Ан-2 на сайте «Уголок неба»

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!