Ан-8: забытый родоначальник великого семейства транспортников Антонова

4,7k full reads
7,2k story viewsUnique page visitors
4,7k read the story to the endThat's 65% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Разработкой первого специализированного военно-транспортного самолёта с турбовинтовыми двигателями в ОКБ О.К. Антонова занялись в начале 1954 года. За основу взяли чертежи поршневого транспортного самолёта Т-117, разработанного в 1944-1948 годах легендарным авиаконструктором Р.Л. Бартини. В частности, использовали конструктивные решения Т-117 при проектировании пола грузовой кабины.

Проект транспортного самолёта Т-117. Изображение с сайта Wikireading.ru
Проект транспортного самолёта Т-117. Изображение с сайта Wikireading.ru
Проект транспортного самолёта Т-117. Изображение с сайта Wikireading.ru

Ведущим конструктором по проекту Ан-8 был А. Я. Белолипецкий. 11 февраля 1956 года лётчики-испытатели Я.И. Верников и В.П. Васин впервые подняли в воздух Ан-8 с двигателями ТВ-2Т.

Первый опытный Ан-8 с двигателями ТВ-2Т. 1956 год. Фото с сайта авиару.рф
Первый опытный Ан-8 с двигателями ТВ-2Т. 1956 год. Фото с сайта авиару.рф
Первый опытный Ан-8 с двигателями ТВ-2Т. 1956 год. Фото с сайта авиару.рф

Пользуясь опытом создания самолёта Ан-8, в 1955 году ОКБ Антонова приступило к созданию самолётов Ан-10 и Ан-12. А серийное производство Ан-8 с двигателями АИ-20Д стартовало в конце 1957 года на ташкентском авиационном заводе № 84. За годы серийного производства (1958-1961) было выпущено 149 самолётов. Ан-8 состояли на службе ВТА вплоть до 1970 года.

Ан-8 заходит на посадку. 1990 год. Фото Сергея Григорьева
Ан-8 заходит на посадку. 1990 год. Фото Сергея Григорьева
Ан-8 заходит на посадку. 1990 год. Фото Сергея Григорьева

Представленный в Центральном музее ВВС в Монино Ан-8 (зав.н. 9340504), выпущен в 1 сентября 1959 года в Ташкенте на заводе № 84. Самолёт проходил службу в разных частях, последней из которых была 193 ОСАЭ («Королевская эскадрилья»), базировавшаяся в Новоалексеевке (Тбилиси) и находившаяся в подчинении 34 воздушной армии ВВС КЗакВО. Во время эксплуатации самолёт с бортовым номером «10 красный» выполнил 3450 полётов общей длительностью 3350 часов 34 минуты.

Возможно, монинский Ан-8 в 1959-1976 годах. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Возможно, монинский Ан-8 в 1959-1976 годах. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru
Возможно, монинский Ан-8 в 1959-1976 годах. Фото с сайта vta81vtap.narod.ru

20 мая 1976 года самолёт прилетел в Монино. Перегонял его в музей командир эскадрильи, Василий Петрович Герасименко. Вот первое фото самолёта в музее примерно на том месте, где сегодня стоит беспилотник Ту-141.

1976 год. Фото Николая Якубовича
1976 год. Фото Николая Якубовича
1976 год. Фото Николая Якубовича

В 1977 году Ан-8 прокатили вперёд, поближе к хвосту В-12, поскольку потребовалось место для трёх прилетевших Ли-2, которые видно позади на следующем снимке.

1977 год. Фото Г.И. Бондарева
1977 год. Фото Г.И. Бондарева
1977 год. Фото Г.И. Бондарева

Дальше самолёт катить не стали, а просто развернули хвостом к молодой берёзовой роще, да так и оставили. Это примерно то место, где в наше время в музее стоит самолёт Су-15.

1984 год. Фото из архива ТАСС
1984 год. Фото из архива ТАСС
1984 год. Фото из архива ТАСС

Там Ан-8 простоял до 1988 года. Его «соседями» были вертолёт В-12 и самолёты Ан-24, М-15 и Ан-2.

Май 1988 года. Фото Андрея Горы
Май 1988 года. Фото Андрея Горы
Май 1988 года. Фото Андрея Горы

Осенью того же года в связи с перестановками в музее Ан-8 оказался на противоположной стороне дорожки. Примерно там, где сейчас стоит Ил-28. В тот момент на короткое время в музее образовалась «аллея Анов», про которую я писал ранее.

28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева
28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева
28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева

Затем Ан-8 отогнали на самый дальний край новоприсоединённой территории музея. Получилось, что вдоль забора, слева от Ан-22, друг за другом стояли Ан-12, Ан-10 и Ан-8.

1989-1991 год. Фото из архива Нижегородского авиамузея
1989-1991 год. Фото из архива Нижегородского авиамузея
1989-1991 год. Фото из архива Нижегородского авиамузея

На этом месте самолёт простоял до весны 1991 года.

9 апреля 1991 года. Фото: Bob Holland
9 апреля 1991 года. Фото: Bob Holland
9 апреля 1991 года. Фото: Bob Holland

В мае того же года самолёт запечатлён на своём нынешнем месте, между хвостами Ан-22 и Ту-114. Кстати, в музее бортовой номер самолёта из красного стал зелёным.

20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour

С тех пор самолёт не знал ни ремонта, ни обслуживания, ни покраски. Волонтёры по мере сил ухаживали за ним, но целенаправленно его восстановлением никогда не занимались.

Очистка Ан-8 от снега. 2 февраля 2019 года. Фото Виктории Струц

Из-за негерметичности амортизатора правой основной стойки шасси самолёт постепенно кренится на правый борт.

2018 год. Фото Игоря Колоколова
2018 год. Фото Игоря Колоколова
2018 год. Фото Игоря Колоколова

Впервые на фотографиях крен стал заметен ещё в 1996 году.

Май 1996 года. Фото: Colin W. Prentice
Май 1996 года. Фото: Colin W. Prentice
Май 1996 года. Фото: Colin W. Prentice

Силовые элементы планера Ан-8 довольно сильно поражены коррозией, а интерьер повреждён вандалами и мародёрами. Самолёт нуждается в реставрации и покраске. Будем надеяться и верить, что Ан-8 всё-таки их дождётся.

2018 год. Фото Игоря Колоколова
2018 год. Фото Игоря Колоколова
2018 год. Фото Игоря Колоколова
Кабина Ан-8. Фото с сайта aviarestorer.ru
Кабина Ан-8. Фото с сайта aviarestorer.ru
Кабина Ан-8. Фото с сайта aviarestorer.ru
Грузовой отсек. Фото Виктории Струц
Грузовой отсек. Фото Виктории Струц
Грузовой отсек. Фото Виктории Струц
Проход в кабину стрелка Ан-8. Фото автора

Источники и дополнительная информация:

  1. Карточка монинского Ан-8 на сайте RussianPlanes
  2. Фотографии монинского Ан-8 от Игоря Колоколова
  3. Ан-8 на Wikipedia
  4. Многоцелевой транспортный самолет Ан-8 на Авиару.рф
  5. Антонов Ан-8 на сайте «Уголок неба»

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!