13 528 subscribers

АНТ-25: загадочный макет, который у всех на виду

8,2k full reads
15k story viewsUnique page visitors
8,2k read the story to the endThat's 52% of the total page views
5,5 minutes — average reading time

АНТ-25 ‒ специальный самолёт для установления рекордов по дальности перелётов (второе его название РД — «рекорд дальности»). Проект самолёта был разработан в 1931-1932 годах в ЦАГИ бригадой П.О. Сухого под руководством А.Н. Туполева по указанию комиссии при Реввоенсовете СССР. Самолёт представлял собой цельнометаллический свободнонесущий низкоплан с большим удлинением крыла, оборудованный двигателем М-34 разработки А.А. Микулина. Первый полёт АНТ-25-1 (РД-1) совершил 22 июня 1933 года под управлением М.М. Громова.

АНТ-25-1 (РД-1). Фото с сайта airwar.ru
АНТ-25-1 (РД-1). Фото с сайта airwar.ru
АНТ-25-1 (РД-1). Фото с сайта airwar.ru

После доработок были подготовлены два самолёта АНТ-25. Первый рекордный полёт 10-12 сентября 1934 года по маршруту Москва—Тула—Харьков—Рязань—Москва (12  411 км, 75 часов, командир М.М. Громов) не был официально зарегистрирован международной ассоциацией. 20 июля 1936 года состоялся перелёт из Москвы на Дальний Восток (командир В.П. Чкалов, второй пилот Г.Ф. Байдуков, штурман А.В. Беляков) протяжённостью 9 375 км и длительностью 56 часов.

Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов и А.В. Беляков. 1937 год
Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов и А.В. Беляков. 1937 год
Г.Ф. Байдуков, В.П. Чкалов и А.В. Беляков. 1937 год

18 июня 1937 года первый АНТ-25 взлетел с Щёлковского (ныне Чкаловского) аэродрома и совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва—Северный полюс—Ванкувер (экипаж Чкалов, Байдуков, Беляков). 12 июля 1937 года второй самолёт совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва—Северный полюс—Сан-Джасинто, штат Калифорния (экипаж Громов, Юмашев, Данилин). При выполнении второго перелёта установлены мировой рекорд дальности по прямой линии (10  148 км) и мировой рекорд дальности по ломаной линии (11  500 км).

Открытка из серии «Блестящая победа советской авиации»
Открытка из серии «Блестящая победа советской авиации»
Открытка из серии «Блестящая победа советской авиации»

В 1933 году на основе АНТ-25 бригадой П.О. Сухого был разработан дальний бомбардировщик АНТ-36 (ДБ-1). С бомбовой нагрузкой в 1000 кг он мог действовать в радиусе 2000 км, летая со скоростью 200 км/ч. Завод № 18 успел выпустить 18 самолётов АНТ-36, из которых 10 были переданы в эксплуатацию. Однако, военные сделали выбор в пользу ДБ-3 разработки С.В. Ильюшина, и в 1937 году ДБ-1 были законсервированы. В дальнейшем все они были использованы в качестве мишеней на полигоне.

ДБ-1 (АНТ-36) на стоянке. Фото с сайта авиару.рф
ДБ-1 (АНТ-36) на стоянке. Фото с сайта авиару.рф
ДБ-1 (АНТ-36) на стоянке. Фото с сайта авиару.рф

АНТ-25 чкаловского экипажа в 1937 году в разобранном виде водным путём переправили обратно в Ленинград. В 1939 году самолёт вывозили на выставку «Завтрашний день» в Нью-Йорке, а затем через Владивосток вернули в Москву. Так или иначе, в 1942 году самолёт на четырёх железнодорожных платформах был отправлен с завода № 30 (ныне Московское авиационное производственное объединение «МиГ») на станцию Правдинск. С тех пор АНТ-25-2 является экспонатом мемориального музея В.П. Чкалова в Чкаловске Нижегородской области.

А самолёту громовского экипажа не повезло. Его тоже вернули в СССР, но вместе с АНТ-36 превратили в мишень на полигоне.

Самолёт АНТ-25-2 в Чкаловске. Фото: Игорь
Самолёт АНТ-25-2 в Чкаловске. Фото: Игорь
Самолёт АНТ-25-2 в Чкаловске. Фото: Игорь

Родина В.П. Чкалова ‒ бывшая Василёва Слобода расположена достаточно далеко не только от Москвы, но и вообще вдалеке от крупных городов и транспортных магистралей. Поэтому на Московском машиностроительном заводе «Опыт» был построен полноразмерный деревянный макет АНТ-25, который 1 декабря 1989 года был безвозмездно передан в Музей ВВС СССР в посёлке Монино. Однако, это был не первый макет АНТ-25, появившийся в Монино, из-за чего возникла некоторая путаница.

Монинский макет АНТ-25. 26 августа 2002 года. Фото: Mike Kell
Монинский макет АНТ-25. 26 августа 2002 года. Фото: Mike Kell
Монинский макет АНТ-25. 26 августа 2002 года. Фото: Mike Kell

Дело в том, что в 1979 году на экспериментальном заводе спортивной авиации в Пренае (Литва) при участии студентов и преподавателей РКИИГА для съёмок фильма «Поэма о крыльях» был построен макет АНТ-25. Внутри стоял мотоциклетный двигатель, приводивший в движение воздушный винт.

Макет АНТ-25 в Литве. Конец 1970-х годов. Фото Юрия с сайта aviaforum.ru
Макет АНТ-25 в Литве. Конец 1970-х годов. Фото Юрия с сайта aviaforum.ru
Макет АНТ-25 в Литве. Конец 1970-х годов. Фото Юрия с сайта aviaforum.ru

Макет снялся в нескольких сценах «Поэмы о крыльях», в том числе и в Монино, где он вместе с макетом АНТ-1 был установлен среди реальных экспонатов музея. Подходя к АНТ-25, играющий Туполева актёр Владислав Стржельчик говорит «Вот он!», снимает шапку и кланяется самолёту. Затем распрямляется и произносит, указывая на АНТ-25: «Самое дерзкое, что мне удалось».

Кадр из фильма «Поэма о крыльях» с сайта aviahistory.ucoz.ru
Кадр из фильма «Поэма о крыльях» с сайта aviahistory.ucoz.ru
Кадр из фильма «Поэма о крыльях» с сайта aviahistory.ucoz.ru

Долгое время бытовала версия, что именно этот макет впоследствии и попал в музей. Косвенным её подтверждением служит тот факт, что сделанный для «Поэмы о крыльях» макет бомбардировщика «Илья Муромец» в 1986 году действительно был передан в монинский музей, где и хранится поныне, в ангаре № 8 рядом с макетом АНТ-25. Однако, одного взгляда (на галерею ниже) достаточно, чтобы понять, что это абсолютно разные макеты.

Макет АНТ-25 в Литве. Конец 1970-х годов. Фото Юрия с сайта aviaforum.ru

Находящийся в Монино макет АНТ-25 был построен на опытном заводе ОКБ А.Н. Туполева, видимо, специально для музея. В начале 1990 года его запечатлел на своём фото известный пилот и фотограф Игорь Колоколов. Это первое известное фото макета, его ещё даже не успели загородить от посетителей.

Макет АНТ-25. 1990 год. Фото Игоря Колоколова
Макет АНТ-25. 1990 год. Фото Игоря Колоколова
Макет АНТ-25. 1990 год. Фото Игоря Колоколова

Спустя пару лет Валерий Савельев сделал подробную фотосессию макета, с которой можно ознакомиться по ссылке.

Макет АНТ-25. 1991 год. Фото Валерия Савельева
Макет АНТ-25. 1991 год. Фото Валерия Савельева
Макет АНТ-25. 1991 год. Фото Валерия Савельева

В 2010 году правый стабилизатор макета был повреждён упавшим фрагментом деревянной крыши ангара, когда её демонтировали для замены профлистом. Позже повреждение устранили.

Повреждение стабилизатора макета АНТ-25 (обведено кружком). 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Повреждение стабилизатора макета АНТ-25 (обведено кружком). 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Повреждение стабилизатора макета АНТ-25 (обведено кружком). 2010 год. Фото Игоря Колоколова

Макет АНТ-25 представляет собой стальной каркас, обшитый фанерой. Некоторые элементы, например воздушный винт, выполнены из пластмассы.

Макета АНТ-25. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Макета АНТ-25. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Макета АНТ-25. 2010 год. Фото Игоря Колоколова

Стойки шасси ‒ металлические.

Шасси макета АНТ-25. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Шасси макета АНТ-25. 2010 год. Фото Игоря Колоколова
Шасси макета АНТ-25. 2010 год. Фото Игоря Колоколова

Внутри полностью воссоздан интерьер самолёта. Впереди расположено рабочее место первого летчика под прозрачным откидным фонарём.

Кабина первого лётчика в макете АНТ-25. 2021 год. Фото автора
Кабина первого лётчика в макете АНТ-25. 2021 год. Фото автора
Кабина первого лётчика в макете АНТ-25. 2021 год. Фото автора

На борту АНТ-25 было установлено наиболее совершенное на тот момент пилотажное и навигационное оборудование: авиагоризонт, гиромагнитный компас, гиро- и радиополукомпас, авиационный секстант и солнечный указатель курса. Приборы в основном представлены макетами, у пары из них отклеились циферблаты (лежат тут же). Установлены настоящие часы. К сожалению, с оригинальной приборной доской макет имеет мало общего.

За креслом пилота на верхней крышке резервного маслобака располагалось спальное место лётчиков.

АНТ-25: загадочный макет, который у всех на виду

Далее ‒ рабочее место штурмана с радиосвязным и радионавигационным оборудованием, астролюком на верхней части фюзеляжа. Бортовая радиостанция с фиксированными длинами радиоволн обеспечивала дальность передачи сообщений с самолета до 5000 км и позволяла пеленговать самолет с земли на удалении до 2000 км.

В конце располагалось рабочее место второго лётчика с дублирующими органами управления самолётом, с обзором окружающего пространства через боковые фюзеляжные окна и с застекленной верхней откидывающейся крышкой люка.

АНТ-25: загадочный макет, который у всех на виду

Макет АНТ-25 выполнен качественно и с большим вниманием к деталям, а благодаря ангарному хранению сохранился в хорошем экспозиционном состоянии. Нуждается в мелком ремонте и покраске.

Макета АНТ-25. 2018 год. Фото: moscowalk.ru
Макета АНТ-25. 2018 год. Фото: moscowalk.ru
Макета АНТ-25. 2018 год. Фото: moscowalk.ru

Источники и дополнительная информация:

  1. Макет АНТ-25 в 1991 году на фотографиях Валерия Савельева
  2. Макет АНТ-25 в 2010 году на фотографиях Игоря Колоколова
  3. Фотографии монинского АНТ-25 на RussianPlanes
  4. АНТ-25 на Wikipedia
  5. Туполев АНТ-25 на сайте «Уголок неба»
  6. Многоцелевой самолёт АНТ-25 на Авиару.рф
  7. Рассказы об оружии. АНТ-25/36 на сайте Военное обозрение

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #ант-25 #туполев #ссср #история #авиация