14 377 subscribers

Бе-12: анахронизм, стоящий на вооружении

28k full reads
103k story viewUnique page visitors
28k read the story to the endThat's 28% of the total page views
6 minutes — average reading time

Бе-12 «Чайка» — советский турбовинтовой самолёт-амфибия, основным назначением которого был поиск и уничтожение подводных лодок противника. Разработан в Центральном конструкторском бюро морского самолетостроения в Таганроге под руководством Г.М. Бериева. При проектировании Бе-12 использовались элементы конструкции поршневой летающей лодки Бе-6, и данные, полученные при испытаниях реактивных гидросамолётов Р-1 и Бе-10.

Бе-12 оснастили двумя хорошо показавшими себя при эксплуатации турбовинтовыми двигателями АИ-20Д. Для запуска двигателей установили турбогенератор на основе АИ-8. В отличие от предшественников, которые можно было транспортировать по суше лишь на специальных перекатных шасси, Бе-12 получил собственные убираемые стойки, благодаря чему мог совершать взлёты и посадки с обычных аэродромов. Первый полёт самолёт совершил 18 октября 1960 года, взлетев с грунтового заводского аэродрома под управлением экипажа лётчика-испытателя Г.А. Бурьянова. Спустя две недели самолёт впервые взлетел с воды.

Во время испытаний быстро выяснилось, что при волнении порядка двух баллов концы лопастей винтов деформируются при соударении с гребнями волн. Поэтому уже на втором прототипе двигатели подняли на верхнюю часть крыла. Антенну РЛС с нижней части лодки перенесли на нос, а также отказались от палубной пушечной установки. Однако, по основным параметрам мореходности Бе-12 всё равно как минимум в два раза уступал Бе-6.

Второй опытный Бе-12. Фото с сайта airwar.ru
Второй опытный Бе-12. Фото с сайта airwar.ru

От Бе-6 самолёт унаследовал и архаичную схему шасси ‒ с хвостовым колесом вместо передней опоры. Чтобы не скапотировать на взлёте или посадке, пришлось ввести ограничения: прочность грунта не менее 7 кг/см2, начало разбега по полосе при тяге двигателей 0.7 от номинального, запрещалось руление самолёта с отклоненными закрылками. Для изменения схемы шасси пришлось бы переделать весь самолёт, а на это у конструкторов уже не было времени.

Фото Дмитрия Терехова
Фото Дмитрия Терехова

Самолёт Бе-12 был запущен в серию и строился с 1963 по 1973 год на Таганрогском авиационном заводе № 86 им. Г.М. Димитрова. Включая опытные, всего было построено 142 машины, в том числе 15 поисково-спасательных Бе-12ПС и 4 противопожарных Бе-12П. Этот самолёт и сегодня ограниченно состоит на вооружении ВМФ.

Бе-12 на военно-морском параде в Санкт-Петербурге. 2021 год. Фото Андрея Шматко
Бе-12 на военно-морском параде в Санкт-Петербурге. 2021 год. Фото Андрея Шматко

Представленный в Монино Бе-12 с зав.н. 5600302 выпущен в 1965 году. В 1966 году поступил во 2-ю эскадрилью 555 противолодочного смешанного авиаполка 33 Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ, где получил бортовой номер «25-жёлтый». Полк базировался на аэродроме Очаков рядом с городом Николаев (УССР). Полк был учебным, здесь до 1970 года экипажи Бе-6 переучивались на Бе-12.

 1975-1981 год. Фото Николая Якубовича
1975-1981 год. Фото Николая Якубовича

С завода самолёту был установлен ресурс 500 лётных часов, который затем продлили до 600 часов. А всего за время службы Бе-12 налетал 809 часов, совершил 170 взлётов и посадок. На нём летали лётчики: Гузеев, Михайлов, Сухенко, Цехановский, Степанов. Последний полёт выполнил лётчик Цехановский 30 июня 1971 года. 5 июля 1974 года Бе-12 передали в музей ВВС в Монино из в/ч 42933.

Вот одно из первых его фото в музее. Самолёт стоит ещё на свежеуложенных плитах.

1974-1976 год. Фото Николая Якубовича
1974-1976 год. Фото Николая Якубовича

Первое место стоянки самолёта в музее ‒ напротив М-50, где сегодня стоит Ту-22М0.

1974-1976 год. Фото Николая Якубовича
1974-1976 год. Фото Николая Якубовича

К концу 1980-х годов Бе-12 оказался в окружении множества других экспонатов. Справа стояли МиГ-23 и МиГ-29, слева ‒ Ту-22, позади ‒ Ил-12 и Ил-14. Экспозиция носила очевидно хаотический характер, поэтому в 1988 году в музее началась глобальная перестановка экспонатов по авиационным КБ и в хронологическом порядке.

1986-1987 год. Фото неизвестного автора
1986-1987 год. Фото неизвестного автора

Бе-12 покинул своё место одним из последних.

28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева
28 октября 1988 года. Фото Валерия Савельева

Сначала его, по очевидным причинам, поставили рядом с амфибией ВВА-14 (14М1П), позади Ту-114.

1989 год. Фото Виктора Кабанова
1989 год. Фото Виктора Кабанова

Однако, довольно быстро сообразили, что «задвигать» такой красивый самолёт на дальний край поля не надо, и Бе-12 переместили на его нынешнее место, по соседству с высотным самолётом М-17.

20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour
20 мая 1991 года. Фото: Paul Seymour

Примерно в это время с самолёта в неизвестном направлении исчезли оба руля высоты.

19 июля 1991 года. Фото: Chris Chennell
19 июля 1991 года. Фото: Chris Chennell

Дальше самолётом целенаправленно никто не занимался, он ветшал в окружении МиГов.

Сентябрь 1997 года. Фото: Bob Binman
Сентябрь 1997 года. Фото: Bob Binman

В 2007 году на самолёте обновили краску.

2008 год. Фото Виктора Овчаренко
2008 год. Фото Виктора Овчаренко

Летом 2012 года в музей для восстановления самолётов Бе-12 и Бе-32 прибыла ремонтная бригада из ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева».

Бригада ТАНТК им. Бериева. 5 августа 2012 года. Фото Дмитрия Осминского
Бригада ТАНТК им. Бериева. 5 августа 2012 года. Фото Дмитрия Осминского

Приехали специалисты не с пустыми руками: привезли запчасти. Установили новые рули высоты, заменили колесо на хвостовой стойке.

30 июля 2012 года. Фото Дмитрия Осминского
30 июля 2012 года. Фото Дмитрия Осминского

Оба самолёта заново покрасили. К сожалению, ограничились восстановлением внешнего вида, но и за это им огромное спасибо!

Май 2013 года. Фото Игоря Колоколова
Май 2013 года. Фото Игоря Колоколова

Волонтёры тоже не обходят самолёт вниманием. И дело не ограничилось регулярной уборкой снега для облегчения весовой нагрузки.

17 февраля 2018 года. Фото Виктории Струц
17 февраля 2018 года. Фото Виктории Струц

В декабре волонтёры занялись ремонтом колёс МиГ-31 с б/н 96, стоящего по правую сторону от Бе-12. Выяснилось, что кильшайба амфибии пересекается стабилизатором перехватчика.

15 февраля 2018 года. Фото Виктории Струц
15 февраля 2018 года. Фото Виктории Струц

Поэтому было решено приподнять хвостовую опору шасси Бе-12, попутно заменив пневматик.

Как я упоминал выше, в 2012 году бригада ТАНТК им. Г.М. Бериева заменила колесо на хвостовой стойке. К сожалению, колесо недолго держало давление, поэтому к 2018 году пришло в некондиционное состояние и требовало полноценного ремонта.

Волонтёры нашли в хранилище «родное» колесо, и решили его восстановить. Благо, ПАО «Авиационная корпорация "Рубин"» предоставило музею подходящую покрышку с камерой. 26 мая 2018 года Павел с помощниками заменили резину, а уже 2 июня диск зачистили и покрасили.

10 июня Костя и Денис произвели замену колеса. Теперь под колесо подложили бетонную плиту. А второе колесо тоже отремонтировали и оставили как запасное.

На третьем фото в галерее выше можно заметить, что рули высоты Бе-12 торчат вверх (установлены на кабрирование). Из-за этого зимой на стабилизаторе скапливался снег. 7 июля 2018 года Костя переложил рули на пикирование.

7 июля 2018 года. Фото Виктории Струц
7 июля 2018 года. Фото Виктории Струц

К сожалению, верхняя часть Бе-12 сама по себе хорошо проницаема для атмосферных осадков. Поэтому на экспонате постоянно приходится вести борьбу с протечками. 6 июля 2019 года заменили уплотнитель блистера радиста и в люках кабины лётчиков. Летом 2020 года эта работа продолжилась.

6 июля 2019 года. Фото Виктории Струц
6 июля 2019 года. Фото Виктории Струц

Осенью 2020 года в труднодоступном месте выявили расслаивающую коррозию перегородки грузового отсека, вызванную протечками верхнего люка. К уничтожению этого очага приступили весной 2021 года, и на данный момент она не завершена.

27 января 2018 года музей с целью осмотра Бе-12 посетил Михаэль Манусакис – известный специалист по восстановлению списанной военной техники, автор серии фильмов «Стальные парни» (Steel Buddies).

27 января 2018 года. Фото из группы vk.com/aviarestorermonino
27 января 2018 года. Фото из группы vk.com/aviarestorermonino

Фильм о Бе-12, названный "Was für ein Vogel!" («Какая птица!»), вышел 18 февраля 2020 года.

Напоследок ‒ фотографии интерьера летающей лодки, сделанные 24 апреля 2021 года известным фотографом и частным пилотом Игорем Колоколовым. Самолёт прекрасно сохранился, но довести его до экспозиционного состояния будет нелегко: очень уж во многих местах осыпалась краска.

Статья об устройстве самолёта Бе-12:

Другие статьи об истории экспонатов монинского музея:

Источники и дополнительная информация:

  1. Карточка монинского Бе-12 на RussianPlanes
  2. Фотографии Бе-12 от Игоря Колоколова: 2013 год (снаружи, внутри), 2021 год (снаружи, кабина лётчиков, кабина штурмана, остальное внутри)
  3. Волонтёрские работы с Бе-12
  4. Реставрация самолетов Бе на сайте aviarestorer.ru
  5. Монинский Бе-12 на сайте Константина Попова
  6. Фотографии монинского Бе-12 на Airliners.net
  7. Фотографии монинского Бе-12 на Airfighters.com
  8. Бе-12 Чайка на сайте «Уголок неба»
  9. Бе-12 «Чайка» на Wikipedia
  10. Противолодочный самолет-амфибия Бе-12 «Чайка» на Авиару.рф

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!

#самолёты #музей #монино #история экспонатов монино #Бе-12 #ссср #история #авиация #морская авиация #гидросамолет