Этот хитро спроектированный самолёт Ил-62

9 May 2020
87k full reads
3,5 min.
101k story viewsUnique page visitors
87k read the story to the endThat's 86% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Ровно 33 года назад произошла крупнейшая катастрофа с участием Ил-62 ‒ у самолёта LOT - Польских Авиалиний, выполнявшего рейс Варшава‒Нью Йорк, спустя примерно 30 минут после взлёта разрушился второй двигатель, вызвавший повреждение первого двигателя и пожар в грузовом отсеке. Погибло 183 человека. Вечная память погибшим!

Когда первый флагман «Аэрофлота» Ту-114 одряхлел и сошёл с дистанции, на дальних трассах его заменил самолёт Ил-62. разработанный в КБ С.В. Ильюшина в 1963 году. В 1966-1993 годах было построено 289 таких самолётов.

Ил-62 оснащён большим стреловидным крылом, которое имеет существенный недостаток: слабая поперечная управляемость, особенно на больших углах атаки.

Чтобы преодолеть эту проблему, конструкторы Ил-62 сделали на передней кромке крыла особый наплыв в виде «клыка» на котором при больших углах атаки возникает вихревой жгут, выполняющий роль аэродинамической перегородки. На крейсерских же режимах наплыв почти не ухудшает характеристик крыла.

У самолёта очень необычная компоновка ‒ все четыре двухконтурных реактивных двигателя НК-8-4 расположены в хвосте. Это позволило получить «чистое» крыло с высоким аэродинамическим качеством и свободной механизацией. Пилон двигателей имеет значительную площадь и частично работает как стабилизатор. Двигатели расположены близко, отказ любого из них не сильно усложняет управление самолётом.

Однако, при такой компоновке центр тяжести пустого самолёта расположен очень близко к хвосту. Если для равновесия расположить там же основные стойки шасси, то загруженный пассажирами и багажом самолёт едва ли сможет оторвать нос на взлёте. Чтобы преодолеть предельно переднюю центровку, пришлось бы значительно увеличить площадь стабилизаторов, руля высоты, установить бустеры (усилители управляющего воздействия). Тем самым ещё больше увеличив вес хвостовой части. Замкнутый круг!

Поэтому конструкторы Ил-62 разместили основные опоры шасси под крылом, впереди от центра тяжести пустого самолёта.

А чтобы пустой самолёт не опрокидывался на хвост, его оборудовали длинной четвёртой опорой, расположенной под хвостом. Она выдвигается на стоянке и убирается, когда самолёт загружен. Это простое решение позволило расположить ВСУ и всё основное оборудование вблизи двигателей, уменьшить площадь рулей и обойтись совсем без бустеров, а также значительно упростить технику взлёта.

Но что делать, если нужно перегнать пустой самолёт? Он же не сможет взлететь с выдвинутой стойкой, она сломается при пробеге по ВПП. На этот случай в носовой части Ил-62 предусмотрели балластный водяной бак на 3700 литров. Однако, зимой бак можно заполнять только при прогретом салоне, а после прилёта воду надо немедленно слить, пока она не замёрзла и не разорвала обшивку бака.

В 1969 году началась работа по модернизации Ил-62. Ильюшинцы решили заменить двигатели на более мощные и экономичные ‒ Д-30КУ конструкции П.А. Соловьёва. Этот двигатель имел степень двухконтурности 2.33, вместо 1 у НК-8-4, и новое, более эффективное реверсивное устройство. Из-за увеличения диаметра двигателей пришлось изменить форму гондол, но заодно усовершенствовали их аэродинамическую форму. В киле установили дополнительный топливный бак на 5000 литров, что значительно увеличило дальность полета. Так получился самолёт Ил-62М.

В 1978 году спроектирован вариант Ил-62МК вместимостью до 196 пассажиров для линий средней протяжённости и эксплуатации с взлётно-посадочных полос длиной 2300-2600 м с невысоким качеством покрытия. Для этого было сделано дополнительное усиление конструкции крыла, повышающее ресурс самолета. Увеличена колея шасси, установлены шины с пониженным давлением, более мощные тормоза, дополнительный автоматический воздушный тормоз на крыле. Также создан новый интерьер пассажирских кабин, отвечающий возросшим требованиям эксплуатации на международных линиях. Этот вариант не стал массовым, в 1978-1988 годах было выпущено всего 39 самолётов модификации «МК». Один из них представлен на фото ниже.

Источники: Уголок неба, Википедия

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!