Главные реликвии музея авиации в Монино // Часть 1

1 October 2020
27k full reads
4,5 min.
32k story viewsUnique page visitors
27k read the story to the endThat's 86% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7

Памятник науки и техники (ПНТ) ‒ это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.

В Центральном музее ВВС в Монино по состоянию на 2020 г. представлено 90 ПНТ.

В 1995 г. к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

1. Транспортный вертолёт В-12

Вертолёт В-12 разработан в конструкторском бюро М.Л. Миля для перевозки крупногабаритных грузов (прежде всего ‒ баллистических ракет). Первый полёт состоялся 27 июня 1967 г., лётчик-испытатель В.П. Колошенко. На В-12 было установлено 7 мировых рекордов, в том числе рекорд грузоподъёмности, который до сих пор не побит. Перелетел в Монино с опытного завода ОКБ М.Л. Миля 28 августа 1975 г.

2. Разведчик-бомбардировщик «Вуазен LAS»

Самолёты братьев Габриэля и Шарля Вуазен выпускали в России в 1914-1917 гг., было построено более 700 экз. «Вуазены» широко применялись на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. Разведчик и лёгкий бомбардировщик Voisin LAS получен из ЦДАиК в феврале 1959 г.

3. Истребитель «Сопвич-триплан»

Sopwith Triplane серийно производился в Великобритании в 1916-1917 гг., было выпущено 147 машин. Представленный образец привезён в Россию летом 1917 года для ознакомления и изучения возможности его серийного производства. Участвовал в Гражданской войне. Передан в Монино из ЦДАиК 28 февраля 1959 г.

Фото: moscowalk.ru
Фото: moscowalk.ru
Фото: moscowalk.ru

4. Разведчик Р-5

Самолёт Р-5 создан в ОКБ Н.Н. Поликарпова в 1928 г. Принимал участие в боях на Халхин-Голе, в Испании, советско-финляндской войне, в начальном периоде Великой Отечественной войны. Представленный в музее разведчик Р-5 воссоздан из частей разбившегося в 1940-х гг. в горах Памира транспортного варианта П-5, который выпускали в 1936-1937 гг. Остатки самолёта в 1985 поду были спущены альпинистами до высоты 4300 метров, откуда вертолётом их доставили в Душанбе. Самолёт был кропотливо воссоздан в мастерских Душанбинского объединённого авиаотряда. В 1992 году доставлен в музей.

Фото: moscowalk.ru
Фото: moscowalk.ru
Фото: moscowalk.ru

5. Самолёт АНТ-2

Первый в СССР цельнометаллический самолёт, созданный в ЦАГИ под руководством А.Н. Туполева в 1924 г. Серийно не строился, но сыграл важную роль в развитии самолётостроения СССР. Передан из ЦДАиК 11 октября 1960 г.

Фото: moscowalk.ru
Фото: moscowalk.ru
Фото: moscowalk.ru

6. Дальний бомбардировщик ДБ-3

ДБ-3 (ЦКБ-30) разработан в Центральном конструкторском бюро, в бригаде, возглавляемой С.В. Ильюшиным, в 1936 г. Самолёт находился на вооружении, участвовал в боевых действиях, было выпущено более 1500 машин этой марки. С 1941 г. ДБ-3 начали заменять бомбардировщиками ДБ-ЗФ (Ил-4). Представленный в музее ДБ-3 (зав. № 391311) изготовлен в 1938 г. на заводе № 39 в Москве, во время перелёта из Комсомольска-на-Амуре в Хабаровск в 1942 г. из-за остановки двигателя произвёл вынужденную посадку на болото. Был обнаружен в 1980-е гг., восстановлен на Иркутском авиазаводе. 21 декабря 1989 г. передан в музей.

Фото: A. Wilson
Фото: A. Wilson
Фото: A. Wilson

8. Штурмовик Ил-2

«Летающий танк» Ил-2 создан в ОКБ-240 С.В. Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тыс. экз. Представленный в музее двухместный Ил-2 (зав. № 301060) был выпущен заводом № 30 в Москве. В октябре 1942 г. он был принят лётчиком 243-й шад 6-й ВА сержантом М.А. Федотовым. В декабре того же года при возвращении с задания самолёт был подбит вражескими истребителями, произвёл вынужденную посадку на болото Невний Мох в Новгородской обл. и был найден через 35 лет. Планер восстановлен в ОКБ С. В. Ильюшина, а мотор AM-38 ‒ на заводе «Салют». 15 августа 1980 г. передан Музею ВВС.

Фото: Е. Барабанова
Фото: Е. Барабанова
Фото: Е. Барабанова

8. Штурмовик Ил-10М

Штурмовик Ил-10 разработан в КБ С.В. Ильюшина на основе проекта двухместного бронированного истребителя Ил-1 с мотором АМ-42. Первый полёт состоялся 18 апреля 1944 г. Модификация Ил-10М появилась в 1951 г. Музейный Ил-10М получен в разобранном виде с одного из авиапредприятий в июне 1959 г. Собран и восстановлен бригадой авиамехаников музея.

Фото М. Кох
Фото М. Кох
Фото М. Кох

10. Истребитель Ла-7

Фронтовой истребитель Ла-7 С.А. Лавочкина представляет собой модификацию истребителя Ла-5ФН. На фронт Ла-7 начали поступать летом 1944 г. Представленный в музее самолёт (зав. № 3811727) выпущен заводом № 381 в 1944 г. На нём в 1945 г. летал и сбил 17 самолётов противника, в том числе реактивный немецкий истребитель, прославленный ас, трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. После войны Ла-7 был передан в качестве учебного пособия в ВВИА им. Н. Е. Жуковского. В 1947 г. поступил в ЦДАиК, откуда в июле 1960 г. передан в Музей ВВС.

Фото: Е. Барабанова
Фото: Е. Барабанова
Фото: Е. Барабанова

9. Истребитель Ла-11

Истребитель дальнего сопровождения Ла-11 разработан ОКБ-301 С.А. Лавочкина. Совершил первый полёт в мае 1947 г. Строился серийно в 1947-1951 гг. на авиазаводе № 21 в Горьком, всего было произведено 1182 экз. Музейный Ла-11 в 1992 г. был передан для реставрации и восстановления до лётного состояния компании «Интер Авиа», которая в марте 1993 г. по доп.соглашению передала их английскому частному музею. В мае 2001 г. двигатель от Ла-11 вернулся в Монино, но самолёт по сей день находится в Англии.

Фото: Н. Якубович
Фото: Н. Якубович
Фото: Н. Якубович

11. Бомбардировщик М-50

Стратегический ракетоносец М-50 создан в ОКБ В.М. Мясищева в 1959 г. В общей сложности, самолёт совершил 19 полётов, одним из последних стало участие в воздушном параде в Тушино 9 июля 1961 г. Работы были остановлены в связи с несоответствием реальных характеристик самолёта проектным, а также из-за очевидных успехов в развитии ракетных средств доставки ЯО. М-50 был получен музеем 30 октября 1968 г. без двигателей, систем и оборудования. Отдельно были переданы три двигателя ВД-7Б.

Фото: И. Колоколов
Фото: И. Колоколов
Фото: И. Колоколов

12. Разведчик МиГ-25Р

Самолёт МиГ-25, созданный в ОКБ А.И. Микояна в 1964 г., ознаменовал собой достижение наивысшей скорости, возможной для атмосферных ЛА. В 1965-1978 гг. на МиГ-25 установлены 25 мировых рекордов скорости, высоты и скороподъёмности. Машину выпускали в вариантах разведчика, ударного самолёта и перехватчика, построено более 1100 экз. В музее представлен опытный образец разведчика (Е-155Р-3), выпущенный 31 декабря 1966 г. на Горьковском авиационном заводе (зав. № 0200001). Общий налёт машины составил 197 ч. 23 августа 1973 г. самолёт передали учебной базе ВВИА им. Н.Е. Жуковского, а в сентябре 1979 г. ‒ Музею ВВС.

13. Самолёт МиГ-9

МиГ-9 ‒ первый советский реактивный истребитель, поднявшийся в воздух. В 1946-1948 гг. построено 602 самолёта. Представленный в музее экземпляр (зав. № 114010) выпущен заводом № 1 МАП в ноябре 1947 г. Налёт составил 133 ч. В музей МиГ-9 поступил 12 мая 1960 г. из в/ч 64353 в г. Куйбышев. В начале 1960-х самолёт восстановили на фирме «МиГ» до лётного состояния для съёмок художественного фильма «Им покоряется небо».

14. Самолёт Пе-2

Пе-2 разрабатывался под руководством В.М. Петлякова в 1939 г. сначала как истребитель-перехватчик, а с 1940 г. ‒ как пикирующий бомбардировщик. Самый массовый бомбардировщик советского производства, всего было выпущено 11 425 машин разных модификаций. Выставленный в музее Пе-2 собран из остатков трёх самолётов, служивших мишенями на Красноармейском артиллерийском полигоне. Доставлен в музей 14 июля 1959 г.

Фото: И. Колоколов
Фото: И. Колоколов
Фото: И. Колоколов

15. Самолёт По-2

По-2 (У-2) разработан в ОКБ Н.Н. Поликарпова в 1928 г. Применялся как учебный самолёт, ночной бомбардировщик, разведчик, санитарный, связной и др. Было построено около 40 тыс. этих машин. Выпущенный 2 августа 1945 г. По-2 (зав. № 642749) получен музеем 21 ноября 1958 г. из 1-го Московского городского аэроклуба.

Фото: И. Колоколов
Фото: И. Колоколов
Фото: И. Колоколов

16. Скоростной бомбардировщик Самолёт СБ

СБ (АНТ-40) был разработан в ОКБ А.Н. Туполева в 1934 г. Серийный выпуск начался в 1936 г. Всего было построено 6830 самолётов разных модификаций. СБ участвовали в боевых действиях в небе Испании и Китая, на Халхин-Голе, в Советско-Финской и Великой Отечественной войнах. В музее представлен самолёт в варианте CБ 2M-100A (зав. № 4/129), выпущенный в 1937 г. Зимой 1939 г. его экипаж в сложных метеоусловиях произвёл вынужденную посадку на берег реки Укшум в Забайкалье. Самолёт был обнаружен в 1969 г. и спустя 10 лет доставлен на ММЗ «Опыт». 14 августа 1982 г. восстановленный самолёт был передан в музей.

Фото: В. Савельев
Фото: В. Савельев
Фото: В. Савельев

14. Пассажирский самолёт Ту-114

Ту-114 спроектирован в ОКБ А.Н. Туполева на основе бомбардировщика Ту-95. В Монино представлен первый опытный образец, получивший б/н СССР-Л5611 и собственное имя «Россия». Он был построен в середине 1957 г. на опытном заводе № 156 в Москве. Первый полёт совершил 15 ноября 1957 г. В 1958 г. самолёт совершил демонстрационный перелёт по странам Европы, получил Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, а 15 сентября 1959 г. использован главой СССР Н.С. Хрущёвым для официального визита в США. 16 марта 1972 г. лётчик-испытатель И.М. Сухомлин перегнал самолёт в музей.

18. Реплика самолёта УТ-2

Учебно-тренировочный самолёт УТ-2 разработан под руководством А.С. Яковлева. Серийно производился в 1938-1948 гг. Всего выпущено 7243 экз. Реплика УТ-2 с мотором М-11 была передана в музей в 1978 г.

Фото: В. Савельев
Фото: В. Савельев
Фото: В. Савельев

19. Самолёт Як-36

Первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 с двумя подъёмно-маршевыми двигателями Р-27-300 разработан в ОКБ А.С. Яковлева. Первый испытательный полёт состоялся 27 июля 1964 г. Всего было совершено 270 полётов с налётом 23 ч. С 1967 г. «изделие В-0» хранилось в музее ОКБ, откуда в январе 1981 г. по решению А.С. Яковлева передан в Музей ВВС.

Часть текста взята из книги «Авиация в музеях России», 2017

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!