Главные реликвии музея авиации в Монино // Часть 4

20 October 2020
4,1k full reads
4,7k story viewsUnique page visitors
4,1k read the story to the endThat's 86% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 5, Часть 6, Часть 7

Памятник науки и техники (ПНТ) ‒ это материальный объект, прямо или косвенно связанный с основными этапами развития науки и техники, требующий в соответствии со своей социальной и научной значимостью сохранения и использования в общей системе культуры.

В Центральном музее ВВС в Монино по состоянию на 2020 г. представлено 90 ПНТ.

В 2001-2003 гг. к Памятникам науки и техники были причислены следующие экспонаты ЦМ ВВС:

46. Вертолёт Ми-2

Ми-2 с газотурбинным двигателем был разработан в начале 1960-х гг. в ОКБ М.Л. Миля на смену вертолёту Ми-1. В 1965-92 гг. в Польше построено свыше 5400 машин в разных вариантах: транспортном, пассажирском, сельскохозяйственном, учебно-тренировочном и др. Музейный В-2В (зав. № 510309037) построен в июне 1967 г. на заводе PZL-Swidnik в транспортно-санитарном варианте. Эксплуатировался в в/ч и на лётно-испытательной базе Московского вертолётного завода. 20 ноября 1975 г. наземным транспортом перевезён в музей.

Фото: А. Хомич
Фото: А. Хомич
Фото: А. Хомич

47. Двигатель ТР-1

Первый турбореактивный двигатель отечественной конструкции ТР-1 разработан под руководством А.М. Люльки в 1945 г. с использованием трофейных немецких технологий и собственных наработок. Двигатель развивал тягу 1350 кгс при удельном расходе топлива 1.3 кг/кгс·ч. В 1946 г. было построено 36 экз. ТР-1, его ставили на опытных истребителях Су-11, И-211 и бомбардировщике Ил-22. В массовое производство двигатель не поступил из-за крайне низкой надёжности. Музейный экземпляр изготовлен в 1946 г. на московском заводе № 45. Поступил 24 августа 1960 г. из ВВИА им. А.Ф. Можайского в препарированном виде.

Фото из книги «Авиация в музеях России»
Фото из книги «Авиация в музеях России»
Фото из книги «Авиация в музеях России»

48. Пушка ВЯ-23

Пушка ВЯ была создана в 1940 г. в ЦКБ-14 конструкторами А.А. Волковым и С.А. Ярцевым как средство борьбы с защищёнными наземными целями. После успешного прохождения испытаний в 1941 г. пушка была принята на вооружение, всего на заводах №№ 2 и 66 было построено 64 655 экз. Устанавливалась на штурмовики Ил-2 и Ил-10.

Фото: Р. Скоморохов
Фото: Р. Скоморохов
Фото: Р. Скоморохов

49. Самолёт МиГ-15УТИ

Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15УТИ был создан в 1949 г. в ОКБ А.И. Микояна на базе истребителя МиГ-15. В 1950-59 гг. серийно построено 3 433 экз. Хранящийся в Монино МиГ-15УТИ (зав. № 22013) изготовлен в 1954 г. в Харькове на заводе № 135. Использовался Центром боевого применения ВВС для обучения и совершенствования навыков командного состава. В 1960-63 гг. базировался в ГК НИИ ВВС, после передан в Центр подготовки космонавтов. На нём с лётчиками-инструкторами летали будущие космонавты Ю.А. Гагарин, В.И. Севастьянов, Б.В. Волынов, В.В. Терешкова, Г.Т. Береговой, Б.Б. Егоров, К.П. Феоктистов, А.С. Елисеев и др. В 1968 г. самолёт отправили в ХВВАУЛ, где на нём курсантами обучались будущие космонавты А.А. Волков и В.В. Васютин. В мае 1973 г. самолёт наземным транспортом был доставлен в музей из авиачасти № 42072 им. В.С. Серёгина.

Фото: А. Хомич
Фото: А. Хомич
Фото: А. Хомич

50. Двигатель МВ-4

МВ-4 ‒ лицензионная версия французского поршневого авиадвигателя воздушного охлаждения Renault 4Pei мощностью 150 л.с. В опытном порядке устанавливался на некоторые лёгкие самолёты. Однако, выявленные недостатки и начавшаяся война заставили отказаться от массового выпуска отечественной версии. В 1939 г. на воронежском заводе № 16 было выпущено более 180 двигателей МВ-4. Музейный экземпляр (зав. № 41641) получен в 1959 г. из ЦДАиК в препарированном виде.

Фото: Р. Скоморохов
Фото: Р. Скоморохов
Фото: Р. Скоморохов

51. Высотомер барометрический наколенный

Барометрический наколенный высотомер, изготовленный в 1906 г. французской фирмой Naudet & Co, характеризует начало развития приборов для измерения высоты полета. Он имеет две шкалы: неподвижную для статического давления, и подвижную для высоты. Прибор размещён в кожаном футляре с ремнём для крепления на бедре левой ноги. В 1977 г. барометрический наколенный высотомер был передан в дар Музею ВВС родственниками лётчика А.Н. Демидова, летавшего с ним на французских самолетах типа Farman и Morane Type G во время Гражданской войны.

Фото: Политехнический музей
Фото: Политехнический музей
Фото: Политехнический музей

52. Уклономер авиационный

53. Крылатый снаряд КС

Первая советская авиационная противокорабельная крылатая ракета КС-1 «Комета» разработана в 1949-1951 гг. М.И. Гуревичем в ОКБ-155. С 1952 г. серийно производилась в Иваньково на заводе № 256. Носителями являлись самолёты Ту-4 и Ту-16. К концу 1960-х гг. «Кометы» были полностью вытеснены более совершенными образцами ПКР.

Фото: С. Рябцев
Фото: С. Рябцев
Фото: С. Рябцев

54. Двигатель М-11ФР

Поршневой пятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения M-11 создан в КБ авиазавода № 4. Это первый серийный советский двигатель собственной разработки. Выпускался в 1929-52 гг. в многочисленных модификациях. Форсированная модификация М-11ФР разработана в 1946 г., выпускалась в 1948-52 гг. Музейный экземпляр (зав. № А54012429) выпущен в 1951 г. В 1959 г. поступил в музей.

Фото: авиару.рф
Фото: авиару.рф
Фото: авиару.рф

55. Двигатель М-103

12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель водяного охлаждения М-103 создан В.Я. Климовым в 1936 г. на базе М-100 ‒ лицензионной копии французской Hispano-Suiza 12Y. В 1938-42 гг. на заводе № 26 в Рыбинске было выпущено 11 681 экз. Эти двигатели устанавливали на скоростных бомбардировщиках СБ. М-103 выпуска 1938 г. (зав. № 913-842) поступил в музей из ВВА им. Ю.А. Гагарина в 1984 г.

Фото из книги «Авиация в музеях России»
Фото из книги «Авиация в музеях России»
Фото из книги «Авиация в музеях России»

56. Двигатель АШ-82ФН

Двухрядный звездообразный двигатель воздушного охлаждения АШ-82 создан в 1943 г. под руководством А.Д. Швецова. Всего было произведено более 70 000 таких двигателей. АШ-82ФН является развитием АШ-82Ф и отличается от него устройством непосредственного впрыска топлива в цилиндры вместо карбюратора и усиленной конструкцией некоторых деталей и узлов. АШ-82ФН устанавливался на бомбардировщики Пе-8, Ту-2, истребители Ла-5ФН, Ла-7, Ла-9 и Ла-11. Выпещенный в 1943 г. АШ-82ФН зав. № 5844 получен музеем 22 февраля 1959 г. из ЦДАиК в препарированном виде.

Фото: авиару.рф
Фото: авиару.рф
Фото: авиару.рф

57. Двигатель АМ-3

Одновальный одноконтурный турбореактивный двигатель АМ-3 разработан в 1949 г. в ОКБ-300 под руководством А.А. Микулина. На тот момент это был самый мощный в мире ТРД. Первые двигатели имели ресурс 100 ч. В 1953-64 гг. выпустили более 7 тыс. таких двигателей. Он устанавливался на самолётах Ту-16, Ту-104, М-4. Экспонат АМ-3 (зав. № 2506225) построен на Казанском моторостроительном заводе № 216 в 1952 г. Получен музеем 20 ноября 1961 г. из ВВА в препарированном виде.

58. Пулемёт ШКАС

Первый советский скорострельный синхронный авиационный пулемёт калибра 7.62 мм разработан Б.Г. Шпитальным и И.А. Комарицким в 1930 г. За годы серийного производства в 1932-45 гг. выпущено порядка 150 000 экз. ШКАС устанавливался на всех советских боевых самолётах, выпущенных в 1934-1941 гг. В музее ШКАС представлен на турельной установке от бомбардировщика СБ. Турельный вариант ШКАС разработан в 1934 г. Н.Ф. Токаревым.

Фото: Р. Скоморохов
Фото: Р. Скоморохов
Фото: Р. Скоморохов

Часть текста взята из книги «Авиация в музеях России», 2017

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!