Как американский самолёт попал в Главный храм Минобороны?

27 April 2020
21k full reads
2,5 min.
34k story viewsUnique page visitors
21k read the story to the endThat's 62% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Пару дней назад все СМИ и соцсети облетели фото мозаик из нового Главного храма Вооружённых сил России в парке патриот. Но я не буду касаться до синевы избитой темы портретов руководителей государства. Мой пост о другой мозаике.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Моё внимание как любителя авиации привлекла одна из мозаик, посвящённых обороне Москвы 1941 года, точнее ‒ известной истории об облёте Москвы самолётом с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы 8 декабря 1941 года по личному приказу Сталина. По всей видимости, это самое первое в истории изображение самолёта в православном храме.

Причём запечатлён американский самолёт! Не верите? Позвольте мне доказать вам это!

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Историю о том, как в декабре 1941 года произошел облёт Москвы чудотворной Тихвинской иконой, написал в своём романе «Рубеж» писатель и священник Николай Блохин. Позже в интервью автор подтвердил, что изложил историю по следам реальных событий, всего лишь записав воспоминания Маршала авиации А.Е. Голованова. В своей книге Блохин прямо пишет, что полёт осуществлялся на Дугласе, то есть на военно-транспортном самолёте семейства DC-3, к которым также относятся американский C-47, и советские лицензионные варианты ПС-84 и Ли-2. На мозаике в храме легко узнаётся самолёт именно этого семейства. Но всё-таки какого конкретно типа? Давайте разбираться!

Мозаика выполнена довольно детально, и позволяет определить самолёт с высокой степенью достоверности. Обратим внимание на четыре детали, которые я отметил на следующей картинке: 1 - воздухозаборник маслорадиатора, 2 - воздухозаборник карбюратора, 3 - антенна, 4 - кок винта.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Может ли оказаться на фреске известный всем самолёт Ли-2 ‒ самый массовый транспортный самолёт в СССР времён войны и первого десятилетия после? Смотрим на деталь, обозначенную на мозаике номером 1 ‒ обтекатель маслорадиатора двигателя. Если он имеет форму «губы» или «полумесяца» то перед нами Ли-2 выпуска после 1947 года. Ведь именно в этом году, начиная с 231-й серии (с самолета № 18423110) маслорадиаторы вывели вниз, к всасывающему патрубку двигателя и подвесили горизонтально, прикрыв общей крышкой-обтекателем. Поэтому на мозаике точно не Ли-2 образца 1947 года. Уже хорошо.

Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.
Изображение из открытых источников.

Но ведь в 1941 году никакого Ли-2 ещё не было, а был ПС-84 ‒ советская лицензионная версия самолёта DC-3. Может, на мозаике ‒ ПС-84?

Снова посмотрим на цифру 1 на мозаике и сравним с картинками ниже. У всех ПС-84 и Ли-2 до 1947 года маслорадиаторы были спрятаны внутри мотогондол, а наружу торчал лишь маленький патрубок воздухозаборника. Эту особенность он унаследовал у прародителя - DC-3.

ПС-84 на Ленинградском фронте, 1942 г. Изображение из открытых источников.

Теперь обратим внимание на цифру 2 на мозаике. У ПС-84 не было и такого крупного воздухазаборника карбюратора, только почти незаметный патрубок.

ПС-84 Полярной авиапочты на лыжном шасси. Изображение из открытых источников.

Все ПС-84 и Ли-2, выпущенные до 1945 года, несли на крыше кабины характерную «шишечку» обтекателя рамочной антенны радиополукомпаса РПК-2. Смотрим на мозаику под цифрой 3, но не видим никакого обтекателя, а лишь намёк на стойку тросовой антенны. Поэтому на мозаике точно не ПС-84.

ПС-84 на Центральном аэродроме им. Фрунзе. Изображение из открытых источников.

Ещё одна деталь: в СССР на многие импортированные самолёты ставили свои коки винтов, как на этот DC-3-196 «Аэрофлота» в 1940 году. На мозаике же коки винтов совсем иной формы (цифра 4). Кстати, именно модификация DC-3-196 и стала прототипом ПС-84.

DC-3-196 в СССР в 1940 году. Изображение из открытых источников.
DC-3-196 в СССР в 1940 году. Изображение из открытых источников.
DC-3-196 в СССР в 1940 году. Изображение из открытых источников.

Итак. Какой самолёт по всем четырём признакам удовлетворяет изображённому на мозаике самолёту? Это один-единственный тип самолёта ‒ Douglas DC-3 Dakota, причём только самолёты не ранее 1939-1940 годов выпуска.

Сравните мозаику с фотографией Douglas DC-3-314A постройки 1939 года, и вы поймёте, что этот самолёт удовлетворяет всем четырём признакам, выделенных мной на мозаике. В галерее есть фото и других DC-3А, но некоторые более поздних выпусков.

DC-3-314A N28AA, Ошкош. Изображение из открытых источников.

Мог ли на мозаике оказаться не DC-3, а, скажем, Douglas C-47 Skytrain? Нет, не мог, ведь первый C-47 был выпущен лишь в 1942 году, а на мозаике ‒ событие 8 декабря 1941 года. В это время даже Ленд-Лиз ещё не начался.

В принципе, ничего удивительного в том, что в легенде, согласно которой А.Е. Голованов облетает Москву с иконой на борту, фигурирует американский самолёт. Генерал авиации Голованов очень любил летать и на DC-3, и на ПС-84, и, впоследствии, на Ли-2 и C-47. Скажем, перевозку высшего командования СССР во главе со Сталиным в Тегеран в 1943 году Маршал авиации Голованов вместе с личным пилотом Берии В.Г. Грачёвым осуществил именно на самолётах C-47. Об этом написал в воспоминаниях С.М. Штеменко, а Голованов не опроверг.

Так что, всё сходится! :)

Ссылки:

  1. Как достраивают главный храм Вооруженных сил России
  2. Мир Авиации, 1999, 04
  3. Ли-2, ПС-84, DC-3 и C-47 в Аэрофлоте

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!