Самолёт Ту-114: улетевший в никуда

7 May 2020
37k full reads
2 min.
44k story viewsUnique page visitors
37k read the story to the endThat's 84% of the total page views
2 minutes — average reading time

Самолёт Ту-114 относится к тем предметам, глядя на которые так и хочется сказать «Даа, вот это была эпоха!..». Сейчас ничего подобного не увидишь ни в одном аэропорту мира. Это был уникальный самолёт.

Одним из названий «проекта 114» было Ту-95П. Грубо говоря, это перепроектированный бомбардировщик Ту-95 с изменённым фюзеляжем и сильно удлинённой носовой стойкой.

Первый полёт Ту-114 совершил в 1957 году. В 1959 году Хрущёв на таком самолёте совершил «визит престижа» в США. Первые регулярные рейсы на Ту-114 в Хабаровск начались 1961 году.

Производство организовали в Куйбышеве и в 1958-1964 годах изготовили 31 самолёт. На сегодняшний день уцелело три: в Ульяновске, Кривом Роге и Монино. Но если в Монино находится самый первый Ту-114, то в Ульяновске ‒ предпоследний.

СССР-76490 выпущен в 1964 году и передан «Аэрофлоту».

В 1967 году в содружестве с японцами самолёт начал выполнять рейсы Москва—Токио. Пассажиров обслуживали совместно японские и советские бортпроводники, снаружи на фюзеляж дополнительно нанесли символику Japan Airlines.

Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru

В 1969 году авиалайнер вернулся на внутренние линии, а в 1973 году был передан в Дальнюю авиацию, в 1006 тбап на авиабазе Узин.

Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru

Наконец, в 1988 году Ту-114 перелетел в Ульяновск, чтобы стать экспонатом. Как и Ту-116, самолёт в музее поставили на грунт, в результате чего он на полметра «врос» в землю колёсами. В 2013 году самолёт установили на плиты.

Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru

Кабина самолёта сохранилась в неплохом состоянии (по крайней мере, на 2003 год).

Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru
Фото aviahistory.ucoz.ru

К сожалению, нельзя этого же сказать о пассажирском салоне. Кресел внутри нет, обивка сильно повреждена от влаги, развивается коррозия.

Фото aviahistory.ucoz.ru. Листайте вправо!

Самолёт срочно нуждается в реставрации, покраске и регулярном проветривании! Нельзя спокойно смотреть на то, как в наше время многие музеи «загнаны в подполье», превращены в филиалы и опущены до выполнения вспомогательных функций. Начальство экономит деньги, а от этого страдают экспонаты, посетители музеев и наша национальная память.

Источники: Уголок неба, Сайт авиационной истории

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!