Найти в Дзене
Зачем я там была?

Один из наиболее богатых домов предреволюционной Москвы с интерьерами Ф. Шехтеля: приглашаю вас посетить особняк П.П. Смирнова

Кто не слышал о знаменитой водке Смирнов? Таких людей, наверное, не существует. В дореволюционной России водочные магнаты Смирновы были единственными в стране поставщиками алкоголя для императорского двора, в наши же дни Smirnoff - один из самых известных водочных брендов в мире. Сегодня у нас есть возможность приоткрыть дверь в историю этой знаменитой семьи и почувствовать себя гостями Петра Петровича Смирнова, посетив его особняк на Тверском бульваре.

Особняк П. Смирнова на Тверском бульваре, 18. Фото автора
Особняк П. Смирнова на Тверском бульваре, 18. Фото автора

В 1900 году старинный ампирный особняк на Тверском бульваре приобретает П.П. Смирнов, сын водочного короля П. А. Смирнова, а знаменитый архитектор Федор Шехтель превращает его в шедевр модерна.

В книге "Архитектурное наследие Ф. Шехтеля в Москве" об этом особняке даже не упоминают. Да и вообще про него раньше мало писали. Дело в том, что в советские годы здесь располагалась прокуратора, учреждение, которому не требовалось лишнее внимание. Фото автора
В книге "Архитектурное наследие Ф. Шехтеля в Москве" об этом особняке даже не упоминают. Да и вообще про него раньше мало писали. Дело в том, что в советские годы здесь располагалась прокуратора, учреждение, которому не требовалось лишнее внимание. Фото автора
В разных источниках можно прочитать, что особняк на Тверском бульваре Петр Смирнов приобрел для своей любовницы Маруси, и якобы стены этого дома были свидетелями как спиритических сеансов с участием Распутина, так и смерти Маруси. Но ничего общего с реальностью эта история не имеет

К моменту покупки особняка Петр Смирнов жил в счастливом браке с Евгенией Морозовой. Они растили совместных детей, а в новом доме на Тверском бульваре родился их последний ребенок – сын Анатолий.

Особняк покупался для семьи. И семью изначально ни сам дом, ни его интерьеры полностью не устраивали. Для реконструкции был приглашен архитектор Ф. Шехтель.

 По задумке  архитектора балкон плывет как корабль над Тверским бульваром. Фото автора
По задумке архитектора балкон плывет как корабль над Тверским бульваром. Фото автора

Фасад дома был преобразован в стиле модерн (добавлен ажурный балкончик, появилась лепнина в виде цветочных и растительных орнаментов), но внутри здания Шехтель не стал ограничивать себя одним стилем и представил ретроспективу главных направлений в мировом искусстве. Парадная анфилада дома дает возможность посетителям почувствовать себя путешественниками во времени, которые перемещаются от одной исторической эпохи к другой.

Романский зал в особняке Смирнова. Фото автора
Романский зал в особняке Смирнова. Фото автора

Давайте и мы с вами пройдемся по парадным залам особняка Смирнова. Каждый из них уникален и обладает своими отличительными особенностями.

Зайдем внутрь через Северный вестибюль - вход, который предназначался для семьи и близких друзей.

Мраморная лестница в северном вестибюле.  Парадный западный вход, предназначавшийся для гостей,  был оформлен классической мраморной лестницей. Сейчас эта часть дома находится в ведении Пенсионного фонда и попасть  туда затруднительно. Фото автора
Мраморная лестница в северном вестибюле. Парадный западный вход, предназначавшийся для гостей, был оформлен классической мраморной лестницей. Сейчас эта часть дома находится в ведении Пенсионного фонда и попасть туда затруднительно. Фото автора

Здесь гостей встречает лаконичная мраморная лестница, которую можно считать неким прообразом знаменитой лестницы-волны в особняке Рябушинского. Здесь тоже можно четко проследить идею водного потока

Лестница, плавно изгибаясь, вверху разветвляется и ведет в разные помещения. Если мы свернем по ней налево, то попадем в кабинет хозяина.

Кабинет оформлен в темных тонах.  От прежних интерьеров сохранились дубовые потолки. При реставрации их очистили от многих слоев краски, которыми их покрыли в советское время. Мебель в кабинете, как  и во всем доме, современная . Фото автора
Кабинет оформлен в темных тонах. От прежних интерьеров сохранились дубовые потолки. При реставрации их очистили от многих слоев краски, которыми их покрыли в советское время. Мебель в кабинете, как и во всем доме, современная . Фото автора

Рядом с кабинетом находится будуар хозяйки или малая гостиная. Ее отличительные особенности - камин из светло-розового мрамора и украшенные лепниной в виде роз (раньше они были раскрашены) скошенные углы потолка.

Во времена Смирновых стены будуара были отделаны шелковыми обоями. Из оригинальных интерьеров в будуаре сохранилась дверь с растительным мотивом, оконные рамы с фурнитурой, лепнина на потолке и мраморный камин. Фото автора
Во времена Смирновых стены будуара были отделаны шелковыми обоями. Из оригинальных интерьеров в будуаре сохранилась дверь с растительным мотивом, оконные рамы с фурнитурой, лепнина на потолке и мраморный камин. Фото автора
Дом  Смирнова был с паровым отоплением, поэтому все камины в проекте Шехтеля выполняли декоративную функцию. Фото автора
Дом Смирнова был с паровым отоплением, поэтому все камины в проекте Шехтеля выполняли декоративную функцию. Фото автора
Счастливая семейная жизнь в особняке продолжалась недолго. В 1910 г. Петр Смирнов умирает от осложнений после ангины. Дело мужа продолжила Евгения Смирнова. Она стойко пыталась управлять бизнесом, однако дела шли тяжело, особенно после сухого закона, введенного Николаем 2. В особняке вдова Смирнова с детьми проживала вплоть до 1917 года, хотя была вынуждена сдавать часть помещений клубу Московского русского собрания

Проследуем далее в Романскую гостиную, при входе в которую сложно сдержать возглас восхищения.

Романская гостиная в особняке Смирнова. Фото автора
Романская гостиная в особняке Смирнова. Фото автора

Романская гостиная - это огромное помещение, занимающее в высоту два этажа. Попадая сюда, кажется, что перенесся в сказочный готический замок: обшитые мореным дубом стены, подоконники из зеленого мрамора, исполинских размеров витражное окно, полуцилиндрический потолок, массивный камин с гипсовым барельефом.

На витраже изображена виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором. Фото автора
На витраже изображена виноградную лозу, простенок заполнен растительным узором. Фото автора

В оформлении этого зала архитектор зашифровал большое количество символов.

Принимавший участие в реставрации особняка архитектор Дмитрий Журавлев предложил свою версию их трактовки: "Интерьеры дома насыщены мистикой, не случайно тема путешествия по архитектурным эпохам вызвала у кого-то ассоциацию с картинами прожитой жизни, проходящими перед взором умирающего. Я долго смотрел на этот камин: внизу расположены львы, символы власти. На их спинах стоят колонны, увенчанные изображениями дьяволов. Еще выше фриз со сражающимися рыцарями. Однажды я понял, что в нем не так: нет победителей, нет врагов и нет «наших». Стало быть, получается пирамида из власти, на которой покоится зло, и людей, убивающих друг друга без всякого смысла. А дракон и собака – известный масонский символ противостояния мира реального и мистического, их битвы за человека
Большой камин в гостиной с гипсовым барельефом, изображающим битву средневековых рыцарей. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника: у основания —  лежащие львы, на капителях – маскароны, изображающие фавнов (или дьяволов). Фото автора
Большой камин в гостиной с гипсовым барельефом, изображающим битву средневековых рыцарей. Он покоится на двух колоннах, украшенных фигурами из песчаника: у основания — лежащие львы, на капителях – маскароны, изображающие фавнов (или дьяволов). Фото автора
Дверной проем, ведущий из романской гостиной в следующий зал, украшен еще одним барельефом  с изображением битвы дракона и собаки. Фото автора
Дверной проем, ведущий из романской гостиной в следующий зал, украшен еще одним барельефом с изображением битвы дракона и собаки. Фото автора
Долгое время считалось, что люстра в романской гостиной была привезена из Германии в 1945 году  военным прокурором Москвы. Однако недавно было доказано, что она была здесь всегда и выполнена по эскизам Шехтеля. Фото автора
Долгое время считалось, что люстра в романской гостиной была привезена из Германии в 1945 году военным прокурором Москвы. Однако недавно было доказано, что она была здесь всегда и выполнена по эскизам Шехтеля. Фото автора

Из романской гостиной через аванзал пройдем в следующее помещение – рокайльную гостиную. Изюминкой этой комнаты выступает потолок, украшенный обильной лепниной.

Потолок украшен завитками, среди которых возлежат "декадентские" дамы в туниках. Фото автора
Потолок украшен завитками, среди которых возлежат "декадентские" дамы в туниках. Фото автора

Однако не только лепниной примечателен потолок этой комнаты. Именно здесь Шехтель впервые использовал встроенные светильники и точечное освещение. Зацените внимание архитектора к деталям - электрические лампочки Шехтель сделал в виде распускающихся цветочных бутонов. Как жаль, что сейчас такой щепетильностью не отличаются.

После 1917 году вдова Петра Смирнова, Евгения, бежала из России, выйдя замуж за итальянца Умберто Делла Валле Риччи, друга их семьи. Судьбы детей Смирновых оказались трагичными. Только старшая дочь Татьяна смогла уехать к матери. Алексей и Анатолий пропали без вести и, скорее всего, погибли в годы гражданской войны, Арсений скитался по Средней Азии и умер там в 1950-ых годах, судьба Ольги не известна. Сама же Евгения Смирнова прожила долгую жизнь и умерла в 1961 году

Идем дальше и попадаем в классический зал, в котором Смирновы устраивали балы и официальные приемы.

Оформленный в стиле позднего Ренессанса классический зал - второй по величине зал в парадной анфиладе. Фото автора
Оформленный в стиле позднего Ренессанса классический зал - второй по величине зал в парадной анфиладе. Фото автора

Здесь сохранились потолок и камин из темно-зеленого мрамора. Весь декор посвящен одной теме - водная стихия.

В центре потолка, скорее всего, был расписной плафон, но от него не осталось ни фотографий, ни рисунков. Фото автора
В центре потолка, скорее всего, был расписной плафон, но от него не осталось ни фотографий, ни рисунков. Фото автора
На участках потолочной росписи можно увидеть вензель  Евгении Смирновой – переплетенные буквы С и Е (по дореволюционной традиции дом был записан на жену). Фото автора
На участках потолочной росписи можно увидеть вензель Евгении Смирновой – переплетенные буквы С и Е (по дореволюционной традиции дом был записан на жену). Фото автора

Следующий зал - Греческий - здесь посетители собирались перед балом и отдыхали в перерывах между танцами.

Греческий зал оформлен колоннами с искусственным мрамором. Фото автора
Греческий зал оформлен колоннами с искусственным мрамором. Фото автора
Стены украшает лепной фриз с  античными сюжетами. Фото автора
Стены украшает лепной фриз с античными сюжетами. Фото автора

Египетский зал - единственный, который не является частью анфилады и выходит окнами на внутренний двор, а не на бульвар.

Смирновы использовали этот зал для организации больших приемов и балов, благотворительных выставок. После 1910 г вдова Петра Смирнова сдавала египетский зал в аренду для различных мероприятий.

Когда-то в этом зале пел Ф. Шаляпин. Фото автора
Когда-то в этом зале пел Ф. Шаляпин. Фото автора

В центре потолка расположен восьмиугольный плафон с символическим изображением бога солнца Ра.

Светильник в центре немного опущен, внутри Шехтель скрыл вентиляционное отверстие. Это еще одно техническое решение архитектора: вентиляция в танцевальном зале была необходима, и Шехтель не просто ее спроектировал, но и сделал незаметной. Фото автора
Светильник в центре немного опущен, внутри Шехтель скрыл вентиляционное отверстие. Это еще одно техническое решение архитектора: вентиляция в танцевальном зале была необходима, и Шехтель не просто ее спроектировал, но и сделал незаметной. Фото автора
Стены Египетского расписаны. Изображения воспроизводят росписи египетских храмов. Фото автора
Стены Египетского расписаны. Изображения воспроизводят росписи египетских храмов. Фото автора
В дни Октябрьской революции особняк оказался в центре боев. Дом заняли юнкера, которые обстреливали красноармейцев, штурмующих дом московского градоначальника.
Затем в доме Смирнова заседал Революционный военный трибунал, потом разместилась Военная прокуратура. Судебные заседания проходили в Романской гостиной.
После распада СССР в особняке работали рестораны и клубы (в том числе, и ресторан "Маруся". Вполне возможно, история про любовницу Петра Смирнова была придумана его владельцами). Сейчас в доме Смирнова проводятся иммерсивные спектакли, помещения сдаются под свадьбы, банкеты и фотосессии

На этом посещение дома Смирнова подошло к концу. Надеюсь, вам было интересно☺️

#старинные особняки #москва #московские истории #прогулки по москве #интересные места москвы #тверской бульвар #дореволюционная москва

Что-то пошло не так, и нам не удалось загрузить комментарии. Попробуйте ещё раз
Рекомендуем почитать
Миллиардер из Москвы купил заброшенную усадьбу и сбежал из страны. Что он успел с ней сделать?
Мы часто слышим как многие исторические усадьбы брошены и никому не нужны. Но иногда находятся инвесторы, готовые вложить свои сбережения, чтобы выкупить её. Но цели у новых владельцев всегда разные, одни покупают усадьбу для того, чтобы восстановить её и открыть здесь музей, другие же используют здание в коммерческих целях. Но сегодня я расскажу про миллиардера, который специально бросил московскую квартиру, ради того, чтобы приобрести историческую усадьбу и переехать в неё. Совсем недавно я узнал...
Квартира в знаменитом доме с ротондой — сто метров с балконом и видом на Фонтанку.
Гороховая улица, дом 57 — старинное здание, окутанное множеством легенд. По одним слухам, здесь заседали масоны, по другим — было несколько публичных домов. Первые строения на этом месте были возведены в далеких 1780-х годах, много раз перестраивались и достраивались, пока в 1856 году академик-архитектор Егор Иванович Винтергальтер не объединяет два корпуса по набережной Фонтанки и Гороховой улице с помощью круглой лестницы с верхним освещением — ротондой, давшей наименование этому дому. В 1970-1990-е...
"Нехорошая" квартира в Замоскворечье
На Большой Ордынке, 36 стоит, казалось бы, обычный дом. Когда-то история одной из квартир будоражила умы соседей. Но сначала... Дом был построен в 1861 году. В конце 1890-х гг. несколько домов в Замоскворечье купила Анна Тимофеевна Карпова и поселилась в доме № 36 по Большой Ордынке. В 1911 году по проекту архитектора И.А. Германа произвели реконструкцию: произошло увеличение объема за счет трехэтажной каменной пристройки со стороны двора: Именно в этом доме когда-то произошли загадочные события...
Следующая статья
Документы, вакансии и контакты