7,2K подписчиков

Что писал Марко Поло о татарах 13 века

14K прочитали

В настоящее время классическая история убедительно не отвечает на следующие вопросы: внешность татар начала 13 века, их принадлежность к тюркским или монгольским народам, на каком языке они говорили, где находится родина Чингисхана, истинное местоположение Каракорума. Лучшим способом определить истину является исследование книг, написанных в 13 веке, когда татары неожиданного появились в поле зрения Запада и практически захватили весь мир. В каждой отдельной статье рассматривается новая летопись на предмет поставленных выше вопросов. Если в прошлой статье приводились любопытные факты из книги Вильгельма Рубрука "О путешествии в Татарию и восточные страны", то в этой разбирается "Книга о разнообразии мира" Марко Поло.

Марко Поло на гравюре
Марко Поло на гравюре

В 1298 году Марко Поло, сидя в генуэзской темнице, записал историю о своих путешествиях будучи на службе у татарского хана Кублая. В его работе перечислены ряд городов Китая, Японии, Индонезии, Индии, Африки, Средней Азии, которые посетил Марко. По каждому из них автор летописи сделал заметки: язык и вероисповедание жителей, какому правителю они подчиняются, что в нем выращивается, добывается или изготавливается. Поэтому данный труд не понравится любителям художественной литературы, но служит дополнительным источником информации для исследования вышеуказанных вопросов.

Отец Марко - Николай Поло, венецианский купец, находясь по своим торговым делам в Бухаре, встретил послов Кублая, которые пригласили итальянца посетить великого хана, правившего в Канбалу (современный Пекин). Прибыв к Кублаю и пожив у него некоторое время, Николай Поло взялся выполнить поручение великого хана, для чего вернулся в Европу и через несколько лет снова отправился к императору татар, но уже вместе с Марко, которому на тот момент было около 17 лет. Марко быстро научился татарской речи и 4 письменностям. Благодаря своей внимательности великий хан взял его к себе на службу послом. Более того, порядка 3 лет Поло управлял одним из китайских городов.

Памятник Марко Поло в Улан-Баторе, Монголия
Памятник Марко Поло в Улан-Баторе, Монголия

По свидетельству Марко Поло татары в те времена уже не имели одного центра власти, как это было при Чингисхане. Звание императора всех татар сохранилось, но оно стало номинальным. А империя раздробилась на отдельные государства, воющие между собой. Так в Болгаре и Сарае правил царь западных татар Барка, в северном и восточном Причерноморье - Ногай, в средней Азии или Великой Турции - Кайду, на Ближнем востоке - Абага, сын царя восточных татар Алау, завоевавшего Персию, Багдад и малую Азию, на севере Средней Азии - Канчи, царь северных татар, в Китае, Тибете, Бирме - император Кублай-хан. Все указанные правители являлись многочисленными потомками Чингисхана.

В настоящее время классическая история убедительно не отвечает на следующие вопросы: внешность татар начала 13 века, их принадлежность к тюркским или монгольским народам, на каком языке они говорили,-3

Что касается внешности ранних татар, то вот как описывает Кублая автор летописи:

Великий государь царей Кублай-хан с виду вот каков: роста хорошего, не мал и не велик, среднего роста; толст в меру и сложен хорошо; лицом бел и как роза румян; глаза черные, славные, и нос хорош, как следует.

Единственной отличительной особенностью татар от катайцев согласно Марко выступает борода:

И положено было в назначенный день по данному огнем знаку перебить всех бородатых, подать такой же знак другим городам и там то же сделать. А перебить бородатых хотели потому, что катайцы по природе без бород, татары же, сарацины и христиане носят бороды.

Для сравнения приведем, что говорил Поло о русских:

...народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры...

Таким образом, загадка с внешностью татар пока не разрешена.

В настоящее время классическая история убедительно не отвечает на следующие вопросы: внешность татар начала 13 века, их принадлежность к тюркским или монгольским народам, на каком языке они говорили,-4

С родиной Чингисхана дела обстоят не лучше. Во что, автор книги пишет о ней:

...Татары, нужно знать, жили на севере, в Чиорчие...

К сожалению, информация о Чиорчие в книге Марко Поло не приводится. Упоминается лишь область с похожим названием Чиарчин - современный поселок Черчен в одном из оазисе пустыни Такла-Макан на территории Таримской впадины, но это не север и ее описание не сходится с другими источниками :

Чиарчиан — область в Великой Турции, на северо-восток и восток. Народ — мусульмане. Городов, городков тут много. Есть здесь река, где водятся яшма и халцедон; возят их в Катай, и много от них прибыли. Камней тут много, и все отличные. Страна песчаная; пески между Хотаном и Пеином, и от Пеина досюда также пески; зачастую вода тут дурная, горькая, хорошая да пресная попадается только кое-где. Когда на эту страну нападает враг, народ, забрав жен и детей и весь скот, уходит в пески, за два или три дня пути, туда, где они знают, что есть вода и можно прожить со скотом. Куда ушли — никак не узнать; дорогу, по которой они шли, ветер заметет песком, и не увидеть, где шли люди и скот. Так-то они спасаются от врагов.
В настоящее время классическая история убедительно не отвечает на следующие вопросы: внешность татар начала 13 века, их принадлежность к тюркским или монгольским народам, на каком языке они говорили,-5

О Каракоруме Марко Поло сообщает, что он находится рядом с Алтаем:

На север от Каракорона и от Алтая, от того места, где, как я рассказывал, хоронят татарских царей, есть равнина Бангу, тянется она на сорок дней. Народ тамошний дикий и зовется мекри, занимаются скотоводством, много у них оленей; на оленях, скажу вам, они ездят. Нравы их и обычаи те же, что и у татар; они великого хана. Ни хлеба, ни вина у них нет. Летом у них есть дичь и они охотятся и на зверей, и на птиц; а зимою от великого холода там не живут ни зверь, ни птица.

И:

Город Каракорон в округе три мили, им первым овладели татары, когда вышли из своей страны

О языке и письменностях татар в летописи не упоминается за исключением того, что Кублай написал грамоту Папе Римскому на турецком языке. Не говорится в книге и о том, к какому народу в более широком смысле принадлежал Чингисхан. Кстати, в своей книге Марко ни разу не назвал татар монголами. Таким образом, целесообразно продолжить исследование летописей других авторов 13 века. Поэтому в следующих статьях читайте обзоры Сборника летописей Рашид Ад-Дина и Истории монголов Плано Карпини.

Монумент хану Кублаю в Монголии
Монумент хану Кублаю в Монголии

Несмотря на отсутствие в книге Марко Поло ответов на ключевые вопросы, в ней приводится достаточно много интересной информации. Здесь есть сведения и о легендарном попе Иване, которого упоминают все западные современники 13 века (Рубрук, Карпини, Поло), и неудачном походе татар на Японию, и любопытном образе жизни брахман Индии, и оригинальном горце-старце Аладине, выдававшего свои земли за рай. Поэтому данный труд рекомендуется к прочтению. Самостоятельно с книгой "О разнообразии Мира" Марко Поло можно ознакомится по ссылке.