Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

18 April
6,8k full reads
2,5 min.
10k story viewsUnique page visitors
6,8k read the story to the endThat's 68% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Что будет со старым заводом, если к власти придет молодое и активное поколение, пожелавшее превратить его в современное производство из ископаемого советской эпохи? Расскажу и покажу, что увидел своими глазами, а не услышал из приторных новостей.

Отправившись на Чусовской металлургический завод, я предупредил организаторов, что буду писать о своих реальных впечатлениях, а не рассказывать о том, что будет в официальных пресс-релизах или раздаточных материалах. То есть, никакой официальщины, только живые человеческие эмоции.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Самое главное, что надо знать о моем отношении к ЧМЗ – это то, что десять лет назад, попробовав заказать на этом заводе продукцию, в памяти остался только негатив. Потом его директором стал 26-летний парень с такой же молодой командой, решивших все менять.

Управляющий директор ЧМЗ Владимир Кирзнер собственноручно подписывать для нас памятные рессоры - самые маленькие рессоры из огромного перечня продукции завода.
Управляющий директор ЧМЗ Владимир Кирзнер собственноручно подписывать для нас памятные рессоры - самые маленькие рессоры из огромного перечня продукции завода.

Необычно? Да, но в корне неверно считать, что директором завода должен быть только проработавший на нем двадцать лет инженер, как часто было в СССР. Директором завода должен быть менеджер, способный мыслить современно, уметь разговаривать с людьми, решать стратегические задачи, а не стоять у станка. Управленец, а не токарь.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Не сочтите за оскорбление профессии. Токарь – это профессионал своего дела, и директор не сможет сделать то, что сделает токарь, и наоборот. Но в этом то и кроется вся суть. Каждый должен быть профи в своем деле: один – уметь качественно сделать, второй – придумать, что делать, третий – продать то, что первые два сделали. И так далее.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Все... ушел в философию, надо выплывать. Первое, что бросилось в глаза – это полы. Ровные, с разметкой пешеходных и транспортных зон, и зон повышенной опасности. Такое я, конечно, видел, но на иностранных заводах. Впрочем, ЧМЗ уже прошел сертификацию у некоторых иностранных автопроизводителей, таких как MAN , например, или Toyota . Так что нечему удивляться.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Почему автопроизводителей? Потому что одним из основных направлений работы завода является производство автомобильных рессор, включая рессоры для автомобилей ГАЗ, УАЗ и КамАЗ, не считая десятков западных и азиатских автомобилей.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Процесс производства рессор не подразумевает людей в белых халатах и стерильной чистоты в цехах, равно как наличия высоких технологий. Поэтому на заводе без труда можно отыскать доставшееся по наследству «доисторическое» оборудование, которое заменяется роботами. Да, роботами, которые уже успешно выполняют ряд задач, которые раньше делали люди, со свойственным им «человеческим фактором».

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Чусовские металлурги откровенно гордятся тем, что точно такие же роботы используются для сборки автомобилей, а у них они таскают рессоры, но делают это с идеальной точностью, укладывая в пресс или выполняя другие работы. И планы по роботизации завода только в начале исполнения.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Реальность такова, что появление роботов улучшает производство, но снижает потребность в людях. На ЧМЗ роботы не заменяют много людей, поэтому рабочих не приходится массово увольнять, но им предстоит переучиваться – вчера они «били молотком», сегодня «нажимают кнопки». А если не хочешь переучиваться, тогда извини – прогресс в прошлом уже неумолимо сменил лошадей тракторами, и наше время не исключение.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

А что делать, если на отдельных операциях робот не может заменить человека, а человеку слишком тяжело!?

Там надо превратить человека в робота! Или, как минимум, одеть его в экзоскелет, позволяющий выполнять тяжелые работы с минимумом физических затрат.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Да, друзья, на ЧМЗ уже проходят испытание первые экзоскелеты. Как вам такой поворот? Все еще думаете, что Чусовские заводчане «валенок на пульт бросают»?

Я уже не думаю... Нет, местами ручной «первобытный» труд еще сохранился и будет сохраняться. Где-то нет альтернатив, где-то еще только предстоит изменить, но общие тенденции практически на лицо. Ты их видишь, ты их ощущаешь, они есть, они в планах, например, для нового цеха, который уже строится.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

А еще на ЧМЗ есть стойкое ощущение, что слишком много правил: не ходить там, не стоять там, не делать это, не расстегивать ремешок каски, надевать защитные очки и так далее. Это выглядит занудством, но понимаешь, для чего это делается – меньше ЧП, меньше травм, меньше страховых выплат, меньше простоев.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Признаюсь, я ехал на Чусовской металлургический завод поснимать «техногенный Мордор», увлекающие меня мрачные виды замасленной стали и бетона. И я поснимал свои любимые «пейзажи», но в общем остался "разочарован"...

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Чусовской металлургический оказался совсем не таким, каким я его ожидал увидеть. Из масляного тумана не выходили мрачные тени рабочих, с потолка не сыпались искры замыкающей проводки, не пугал выезжающий из мрака погрузчик. «Мордора» как-то не получилось.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Да, нет «сколковской вылизанности», но в отличие от нее, есть производство, которое за последние пять лет серьезно изменилось и выпускает реальную продукцию, которую можно пощупать, которую заказывают иностранные бренды. А еще через пять лет мне тут вообще нечего будет снимать, потому что все еще современнее, еще чище, еще технологичнее.

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Естественно, что впечатления остались более, чем просто хорошие. Я искренне рад, когда в регионах что-то развивается, что-то становится лучше. Не все одной Москве лампочки зажигать. Не все людям в столицы ехать, в поисках нормальной жизни – она вдали от столиц еще и получше может быть. Если захотеть...

Ехал в "Мордор", а нашел роботов и людей в экзоскелетах. Репортаж с Чусовского металлургического завода

Про экзоскелеты я не пошутил. Меня обещали нарядить в один из них, но мы слишком задержались в цехах и не осталось для этого времени. Жаль, но у меня есть большое желание вернуться на завод и снять фотопроект, настолько осталось приятное послевкусие от поездки.

ЧМЗ есть в Тик-Токе! Как бы это не выглядело несерьезно. Но именно там можно увидеть несколько прикольных роликов с экзоскелетами, набравших миллионы просмотров. Рекомендую!