На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

18 July 2020
4,7k full reads
6,4k story viewsUnique page visitors
4,7k read the story to the endThat's 73% of the total page views
3 minutes — average reading time
На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Самый доступный способ улучшить характеристики двигателя – модифицировать программное обеспечение блока управления, то есть, сделать чип-тюнинг. Отправляемся в ателье AVT Performance, чтобы не просто изменить прошивку, но и сделать все замеры на стенде.

Трехлитровый турбодизель ISUZU 4JJ1 выдает по паспорту 177 л.с. и 430Нм крутящего момента. В теории и на практике турбированные моторы, особенно дизели с высоким крутящим моментом, дают самый лучший эффект от модификации прошивки.

Наш опыт поможет решившимся на чип-тюнинг понять, сколько в реальности он добавляет, а не верить волшебным обещаниям компаний, не предлагающих возможности проверить результат на динамическом стенде. Либо, наоборот, побороть скептицизм, что чип-тюнинг – это продажа воздуха.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Как проводятся замеры на стенде

Замеры лучше проводить на авто с механической коробкой, но довольствуемся тем, что есть. Особенности работы гидротрансформаторной АКПП дают своеобразный «горб» вначале графика, не имеющий ничего общего с реальным крутящим моментом двигателя. Это просто надо учитывать и брать показатели в диапазоне 2500-4000 оборотов в минуту.

Измерения проводим по три раза на каждом этапе, чтобы исключить ошибки. Каждый замер может незначительно отличаться от предыдущего, с учетом пересчета потерь в трансмиссии и т.п. Но эта «погрешность» варьируется в пределах 1-2 л.с.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Сколько мощность стокового ISUZU D-Max

Итак, пикап ISUZU D-Max 2019 года выпуска с пробегом 6000 километров выдал на стенде 180-182-183 л.с. Это больше паспортного на 3-6 л.с., но это норма, так как для сертификации снимают показатели с коленчатого вала, а стенд снимает показатели с колес и вносит поправки на потери.

Крутящий момент примерно соответствует заявленному, но не имеет ярко-выраженной «полки» и в диапазоне средних оборотов варьируется от 400 до 450Нм. После 3250 об/мин крутящий момент начинает падать ниже отметки 400Нм. То есть, больше 3 тысяч оборотов двигатель «крутить» уже не имеет особого смысла.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Чип-тюнинг Stage 1 v.1

Первую модификацию производим по параметрам прошивки, обозначаемой как «230л.с.». Важно, чтобы версия ПО, которое вы заливаете в блок управления, соответствовало вашему автомобилю и модели самого блока, и не было устаревшим, например.

В нашем случае беспокоиться не о чем – в ателье поступают самым правильным образом – скачивают из блока актуальную прошивку и модифицируют ее, а не просто заливают готовую. Это правильный способ, но при условии опыта программистов и тюнинг-ателье в подобных делах. AVT Performance занимается настройкой автомобилей покруче, поэтому у нас сомнений не было.

Ставим авто на стенд и можно добавлять звук фанфар. Увеличение мощности оказалось всего на 7 л.с. То есть, совсем не то, что «обещала» прошивка. А вот крутящий момент увеличился более существенно – на 55Нм, но и его увеличение сходит на нет при 3500 об/мин, возвращаясь к стоковым показателям.

Такие изменения свойственны, так называемому «коробочному тюнингу», когда устройство подмены данных встраивается в разрыв цепи датчика давления топлива в рампе. То есть, улучшения есть, но заводские ограничения и «неполноценность» изменения работы ПО, не позволяют снять оптимальные улучшенные характеристики.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Чип-тюнинг Stage 1 v.2

На втором этапе программисты уже не просто корректировали прошивку по образцу, а занялись настройками под конкретный автомобиль. Задача прежняя: снять максимально возможные показатели, но не на максимальных режимах работы узлов, чтобы не уменьшать их ресурс.

Работа умных голов не прошла даром – стенд показал увеличение мощности до 211 л.с. и прибавку крутящего момента на 60Нм от стока. Это уже лучше, но инженер посчитал, что нет, что график ему не нравится и отправил прошивку снова программистам со своими замечаниями.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Чип-тюнинг Stage 1 v.3

В конечном итоге, после всех настроек, корректировок и проверок, стенд показал увеличение мощности на 34 л.с. – до 217 л.с. и увеличение крутящего момента на 91Нм относительно стока. Это в максимальном замере. Стабильно стенд показывал 215 л.с. и крутящий момент +85Нм.

Внимание! Указанные выше показатели сняты без отключения EGR и сажевого фильтра. То есть, данные сняты только благодаря изменению прошивки.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Выводы и первые впечатления от чип-тюнинга ISUZU D-Max

Больше всего ощущается увеличение крутящего момента – автомобиль живее стартует с места и намного резвее уходит в разгон на обгоне или при перестроении. Реже переключается на пониженную передачу при ускорении в потоке. Мощность проявляется не так ощутимо, но для дизеля это нормально.

В качестве опыта испытали мотор и на максимальных режимах, но опыт не принес серьезного улучшения характеристик. Либо влияют какие-то заводские ограничения, либо сажевый фильтр мешается, это уже не важно, с этим будем разбираться дальше.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

Итого, мы сумели показать, что при сохранении оптимальных настроек работы дизельного турбодвигателя объемом 3 литра, его характеристики можно улучшить примерно на 20%, как по мощности, так и по крутящему моменту. Это при полноценном чип-тюнинге и корректировках на основании замеров на стенде.

Естественно, разные моторы дадут разные показатели, все зависит от типа двигателя, его штатной мощности, задушенности для целей налогообложения или экологии, или наоборот.

На что реально способен чип-тюнинг. Изучаем вопрос на примере пикапа ISUZU D-Max

В следующих материалах мы пристально изучим влияние системы рециркуляции отработавших газов (EGR) и сажевых фильтров (DPD) на характеристики двигателя. Естественно, все будем изучать с замерами на стенде, чтобы расставить все точки в спорах.

Благодарим тюнинг-ателье AVT Performance за профессионализм и возможность изучения вопроса чип-тюнинга со всеми замерами на стенде. Интересующиеся настройками своих автомобилей могут узнать все подробности на сайте ателье.

_________________________________________

©MRyabinin (OffRoadClub.Ru)