Альмея танцовщица восточных танцев: как в гареме появился танец с саблями

23.06.2018

Все побережье Средиземного моря, Египет, Триполи, Тунис, Алжир и Марокко, совместно с кочующими арабскими племенами, представляет собою царство альмей.

Египет все-таки считается их колыбелью, но и здесь, однако, они постепенно утрачивают или даже утратили свое первоначальное назначение.

Танцы альмей известны также в турецких и персидских гаремах. Они туда занесены из Египта и сохранили свой родной египетско-арабский характер, получивши широкое распространение среди падких до излишества мусульман.

Конечно, прежних альмей, какими они существовали в старину, нет и в помине. Нет прежнего их величия, нет женственности, нет чарующего изящества.

Альмея танцовщица

Как описывают многочисленные истории путешественников, Альмеями-танцовщицами сделались женщины из местного отребья. Это проститутки, торгующие своим телом и за гроши упражняющиеся публично в своих противных «танцах живота».

Под гнусавое и монотонное пение охрипшего соплеменника, ударяющего в разбитый барабан, они выделывают полуобнаженным животом разные волнообразные движения, вертя бедрами вправо и влево, периодически потрясая привешенной к средине живота кисточкой.

При приглашении альмей для представлений, они разоблачаются совершенно, что, однако, нимало не удовлетворяет эстетическому чувству зрителей. О них смело можно сказать, что они пляшут, не жалея живота своего.

Однообразие этого грубого чувственного танца доходит до омерзения: он не производит того чарующего впечатления, которое зритель ожидал от некогда прославленных поэтических альмей, отошедших в область преданий.

Впрочем, один путешественник по Египту в начале XX в. видел в Луксоре настоящую альмею, как бы чудом сохранившуюся от времен Гомера.

Она исполняла настоящий танец альмей: в нем все па были проделаны по древним традициям и согласованы с античными позами и движениями.
Подобно змее, альмея корчилась, извивалась и изгибалась. Она качалась под бременем страстных ощущений.
При окончании танца, находясь уже в состоянии изнеможения, она кидалась на колена то к одному, то к другому из присутствующих, принимая бьющие по нервам и раздражающие позы.

Все движения этой женщины были вполне художественны и не возбуждали того отталкивающего чувства, которое ощущается при виде бродячих по трактирам городов средиземноморского побережья артисток, достойных жалости, продающих себя за гроши.

танец с саблями

Существует легенда, что у одного восточного правителя была красивая наложница,
которая была лучшей танцовщицей гарема. Однажды она узнала о готовящемся заговоре против ее повелителя одним из его подданных. На одном из вечеров она попросила позволения станцевать новый танец с саблями.

Танец получился страстным и необыкновенным. В нем была любовь и нежность к своему правителю, и огонь и ненависть к его врагу. Кульминацией танца стало то, что она вонзила саблю в сердце врагу. С тех пор этот атрибут в танце стал очень популярен среди восточных красавиц.



танец с сагатами

Русский путешественник Елисеев, странствуя «по белу свету», описывает танец альмей, известных около Каира под названием «рацазиат».

Елисеев картинно описывает виденный им танец альмей:
- «Держа в руках двухструнную гитару или увенчанный бубенчиками тарабук (бубен), побрякивая звонкими кастаньетами, полные восточной неги и огня, начинают альмеи свою пляску.
Быстро выпрямляется их стройный стан, красивый, обнаженные руки вскидываются наверх, звучит бубен, альмея извивается словно змея и как-то неслышно плывет по ковру, следуя такту музыки, выбиваемому бубном и сагатами.

Все сильнее и сильнее изгибается альмея, закинув назад голову; высоко поднимается грудь, все тело дрожит и ноги скользят мелкими шажками под лепет замирающих кастаньет.
Едва касаясь пола, взлетает потом она на остром носке, стан колышется, смуглые руки беспомощно откидываются назад вместе с опрокинутым туловищем и головою.
Легкий кисейный ворот спустился ниже с матовой шеи и… зрители приходят в восторг».

Происхождение танца Соломеи и танца с вуалью

Из Алжира рукой подать до Марокко. И там широко распространен танец альмей. Особенно прославлены плясуньи племен улед-найд, улед-найль.

В Марокко пляска альмей — особо высоко ценимое искусство. В Фец поставляет плясуний и плясунов область Джебалы, «край разврата и красоты».

В самом Феце, этих своеобразных африканских Афинах, молодых «ойль» и «ойла» в особых школах, своего рода мавританских «консерваториях», обучают танцевальному искусству. Отсюда «выдрессированные» улед-найль размещаются по разным гаремам, «где услаждают владык» местными танцами, содержание которых одинаково по всему побережью Средиземного моря.

Вымерший Карфаген, Триполи, Тунис и пр. кишат танцовщицами улед-найль, находящими себе приют почти во всех кофейнях. Пляски их везде однородны, с незначительными только, чисто индивидуальными вариантами.

"Срамную пляску" улед-найль очень живописно изобразил в своих марокканских воспоминаниях Василий Немирович-Данченко:
- «На покрытом помосте разместились три девушки улед-найль. Одетые в пестрые тюрбаны, они сидели на корточках, покачиваясь под удары бубна. Рядом с ними стоял здоровенный, голый до пояса негр, также с бубном в руках.
Поднялась младшая из девушек с нахмуренными бровями и нарумяненная. В ней точно сразу развилась какая-то стальная пружина.

Девушка сбросила джеллабу… нагая до живота, только в сквозном шелке юбки не видишь, а угадываешь ноги. С пояса падает красная, большая кисть… крепкая, молодая грудь, такие же плечи, красивые смуглые руки в браслетах у плеча.
Вся — точно старая бронза. Тихо-тихо передвигаются голые ступни; кажется, кончиками выкрашенных в розовое пальцев хотят нащупать что-то перед собою.
В такт им колеблется живот, так что красная кисть ходит во все стороны. Тело подергивается судорогами, мускулы выпячиваются и снова уходят куда-то.

Ступни быстрее, быстрее. Руки вытягиваются вперед, совершая странные движения, точно две змеи ползут ко мне, волнисто изгибаясь. Ноги сплетаются и расплетаются, вздрагивают, кисть вот-вот сорвется и улетит в пространство.
В музыкальный узор бендира и агайты вплелись фиоритуры флейты.
Девушка откинулась назад в такой позе, какой не увидеть и у баядерок, и в это мгновение прозрачный шелк юбки упал, и передо мною девушка была вся обнаженная,- не пояс же с кистью считать покровом.
И, представьте, в этом не было ничего циничного, постыдного. Смуглая статуя таких чистых и художественных линий, что ее хотелось поставить на белый мраморный пьедестал в угол…

Флейта оборвалась на полутоне, бубен заорал, как одержимый, негр завопил, и точно девушку ужалило что-то… Задыхаясь, сверкая подведенными глазами, раскидывая каким-то черным сиянием волоса, она кружилась, бежала от чего-то, со страхом протягивала руки, падала на одно колено и, вскакивая, пряталась в угол…
Потом, упала на спину, и по всему ее крепкому горевшему телу пробежала точно волна…»

Теперь мы понимаем, после таких описаний, почему альмеи считают самой лучшей, самой высшей школой восточных танцев.

Ставь пальчик вверх и подписывайся на мой канал. Будь первым, кто будет в курсе всех событий ЗА кадром