Первый Боевой Беспилотник СССР

4 июля 1989 года стал тревожным Днем Независимости для 32-й TFS (тактической истребительной эскадрильи) "Wolfhounds", подразделения ВВС США в Европе, базирующегося на авиабазе в Сёстерберг, Нидерланды.

На самом деле, когда капитаны Д.Д. “JD” Мартин и Билл “Turf” Мерфи подняли на перехват свои истребители F-15C Eagle, они не могли себе представить, что их миссия заключалась в том, чтобы перехватить очень странный МИГ.

МИГ-23М
МИГ-23М

В тот же день, но чуть ранее, из Колобзрега, в Польше, советский МИГ-23М, пилотируемый полковником Николаем Скуридиным, вылетел на плановое тренировочное задание. Практически сразу, на 41-й секунде полета, у МИГ произошел, как казалось, отказ двигателя, что заставило Скуридина покинуть самолет, предварительно направив его в море.

Перед приземлением Скуридин успел заметить, как истребитель пересек береговую черту и затерялся на фоне волн, вылетевшие вслед аварийному МиГу истребители его не обнаружили. Было решено, что самолет упал в море.

Но двигатель МИГа, "прочихавшись", вновь запустился на полную мощность, и МИГ, вместо спуска, начал подниматься в направлении воздушного пространства НАТО.

Как выяснилось позже, через шесть секунд после катапультирования якобы неисправный двигатель вдруг… начал набирать обороты. Самолет, шедший на автопилоте, прекратил снижение, сам перешел в горизонтальный полет и пропал из поля зрения советских военных. Самолет в автоматическом режиме продолжал полет в западном направлении. Система опознавания "свой-чужой" была включена, и самолет беспрепятственно пролетел над территорией Польши и ГДР — все-таки там тогда были свои, советские…

Над ФРГ беспризорный МиГ-23М был засечен радарами НАТО. Когда он пересек границу между двумя Германиями, два истребителя F-15s группы быстрого реагирования на базе Сёстерберг были подняты на перехват нарушителя.

Два пилота Eagle смогли подобраться к миг-23 сзади. К их удивлению, "JD” и "Turf" обнаружили, что советский боевой самолет был не только безоружным, но и беспилотным!

Рейнер Отте, представитель второго тактического крыла союзников в Менхенгладбахе, сказал, что пилоты двух американских самолетов, были удивлены, увидев "миг-кабриолет с верхом" - с уже сброшенным фонарем.

МиГ-23М в сопровождении F-15s
МиГ-23М в сопровождении F-15s

Беспилотный МИГ-23М, в сопровождении двух истребителей-перехватчиков ВВС США, поднялся на высоту 12 км, и тут закончилось топливо и МИГ начал спускаться.

К сожалению, самолет упал на ферму в Бельгии, убив 18-летнего бельгийца.

Сообщения западных радиостанций о том, что советский МиГ-23М с бортовым номером 29 упал в окрестностях Брюсселя, стали полной неожиданностью для советского военного руководства. Горбачев, говорят, был вообще вне себя.

ТАСС сделал следующее заявление: "сегодня в одной из авиационных частей группы северных войск Советский военный летчик был вынужден покинуть свой самолет миг-23, совершив тренировочный полет над польской территорией из-за неисправности технического комплекса самолета. Пилот жив. Самолет продолжил свой беспилотный полет в западном направлении и упал на Бельгийскую территорию. Советская сторона находится в процессе контакта с государствами, через воздушное пространство которых пролетел самолет.''
Газета ,,Комсомольская правда,, 6 июля 1989 года.
Газета ,,Комсомольская правда,, 6 июля 1989 года.

Когда на полковник Скуридин узнал, что беспилотный полет его МИГа привел к гибели невинного человека, он публично выразил сожаление по поводу случившегося и соболезнования семье погибшего.

Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с крушением МИГа. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 тысяч долларов.

Обломки самолета вывезли в Советский Союз, было проведено расследование случившегося. Но причина так и не была установлена, хотя выяснилось, что двигатель этого разбившегося МиГа за последний год пять раз был в ремонте…

Подписываемся на канал. ставим лайки - не стесняемся... если уж дочитали до конца)