"Не хочу делать уроки", - кричит ребенок. Что я делаю, чтобы не потерять терпение во время домашки

24 March
3,5k full reads
6,5k story viewsUnique page visitors
3,5k read the story to the endThat's 55% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

Делать уроки с ребенком без нервов и истерик - мечта любого родителя. Иногда сохранять спокойствие просто не получается: сотню раз со стола упадет ручка, ребенок ползает в ногах в её поисках, сотню раз зачешется нос, захочется в туалет, а ещё вороны за окном так красиво летают, смотрит на них, а сам весь в раздумьях, как пройти уровень в игре.

И примеры не решаются, и задача не понимается, и текст списывать такой огромный не хочется, да и вообще "не хочу делать уроки!" Знакомо такое? Тогда читайте статью, чтобы понять, как делать уроки спокойно, не терять терпение, и что делать если оно уже потерялось.

1. Не быть надзирателем. Пусть ребенок делает уроки сам

А вдруг получится? Нам останется только проверить выполненные задания. Лично я так и делаю. А зачем сидеть над его душой? Зачем долбить его и нервировать себя? В каких случаях я всё же помогаю своему сыну:

  • сам попросит о помощи
  • не понимает задания
  • не может сосредоточится
  • даю дополнительные задания, если вижу, что тема не усвоена, или готовимся к предстоящей контрольной работе вместе

2. Никогда не делаю уроки за ребенка

Помощь должна быть помощью, а не перекладыванием обязанностей. Мы должны воспитывать в ребенке самостоятельность и уверенность в себе, тренироваться должен его мозг в первую очередь, а не наш.

3. Не обещаю подарки за выученные уроки

Ребенок должен получать знания, это его мотивация, а не игры на телефоне и другие поощрения за работу.

4. Начинаем с лёгких и любимых уроков

С этим пунктом дружно все будут спорить. Скажите, что надо начинать со сложных предметов, пока есть силы, да и все педагоги так советуют. Но, задумайтесь: ребенок начинает домашку с урока, который ему хочется делать, который нравится. Естественно, это вызывает у него положительные эмоции, у родителей тоже - ведь этот предмет делается без нервов. Выполняется быстро и легко, а дальше дело переходит к более сложным предметам, и что удивительно - эти сложные предметы ребенок по инерции выполняет на позитиве, также быстро и легко, как и тот первый предмет, который самый любимый. Вывод: правильный настрой приходит сам собой в самом начале домашки.

5. Физкультминутки

На уроках обычно учителя устраивают детям разминки. Даже взрослому тяжело сосредоточенно сидеть, не отвлекаясь, продолжительное время над одним делом, не говоря уже и про ребенка. Поэтому-то у него и падает вечно всё со стола, организм сам зовёт к смене обстановки. Физкультминутки во время домашки я провожу циклами. 15 минут занимаемся, пару минут встаём из-за стола и делаем легкие упражнения: поднимаем-опускаем руки, трясём пальцами, крутим ногами, приседания, просто поворачиваемся в разные стороны. С пятого класса цикл увеличивается с 15 минут до 30 минут.

Помогаю с уроками тогда, когда ребенок сам попросит о помощи. Фото автора
Помогаю с уроками тогда, когда ребенок сам попросит о помощи. Фото автора
Помогаю с уроками тогда, когда ребенок сам попросит о помощи. Фото автора

6. Не хочешь делать уроки - не делай!

Это какое-то волшебное выражение с моей стороны. Я его произношу, а ребенок сам уже про себя подразумевает, что за несделанные уроки он получит двойку, его будет ругать учитель, будут ругать дома, с друзьями гулять не пустят, ему не купят подарков и вкусняшек, не разрешат играть на телефоне и смотреть мультики. Как правило, все эти минусы перекрывают желание не делать уроки.

А почему бы и не начать таким образом развивать в ребенке ответственность за свою учёбу? Пусть не делает уроки, если не хочет, но за последствия будет отвечать сам.

7. Не перекладываю на ребенка свои мечты, надежды, амбиции и комплексы

Да, каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился. Кто-то грезит о золотой медали, кто-то просто перфекционист и ему важно, чтобы "комар носа не подточил" к домашней работе. Зачем? Вы любите ребенка за его отметки? Вы боитесь, что он не оправдает ваших надежд на медаль? Вы думаете, что вы плохой родитель, если ребенок у вас двоечник? Стыдно перед знакомыми? Боитесь, что вырастет и не поступит, и пойдёт работать дворником? Я взглянула однажды на все эти вопросы иначе. Мои надежды не оправдаются - и что с того? Я люблю своего ребенка таким, какой он есть, а не за его отметки, медали, достижения, институты и профессию. Надо понять простой факт: мой ребенок не будет отличником, но зато у него есть много других достоинств. И жизнь показывает, что троечники многого в жизни добиваются, в отличие от отличников. После этого осознания, уже и не хочется повышать голос или заставлять ребенка садиться за уроки. (К слову, мой сын не двоечник и не троечник и учится хорошо).

8. А почему, собственно, ты не хочешь делать уроки?

  • Скучно? См. пункт 4 и 5.
  • Не понятно? Подойди к учителю на перемене, спроси, что тебе не понятно, прочитай параграф в учебнике ещё раз, посмотри, как писали в классе, как разбирали и как оформляли, там есть все подсказки.
  • Хочется играть вместо занятий? Для этого есть пословица "Сделай дело - гуляй смело".
  • Не получается самостоятельно делать? Почему? Садись и делай. Ко мне обратишься, если будут вопросы или трудности. Боишься сделать кучу ошибок? Ничего страшного, мы их исправим, зато впредь ты больше не будешь их делать, так как всё запомнишь. Учиться лучше на своих ошибках, ошибки делают все, и все учатся.
  • Не понятен смысл выполнения д.з., ведь на уроке делали те же упражнения, и всё и так понятно? Это сейчас понятно, а через неделю, месяц, несколько лет? Ведь мы учимся не для завтрашнего дня, нам необходимо как следует закрепить полученные знания на всю жизнь, а для этого и даются домашние задания. Выполнять их так же естественно, как дышать, кушать и спать.
  • Просто не хочется? См.пункт 6.

Все причины "не хочу делать уроки" у ребенка нахожу и работаю над ними.

9. Что делаю, если чувствую, что терпение на исходе?

  • Делаю вдох и считаю про себя до 10
  • Ухожу на кухню и делаю 10 приседаний. Возвращаюсь уже без негативных эмоций
  • Использую источники релакса до домашки и даже во время неё: музыка в наушниках, чашка кофе с шоколадкой, раскрашивание мандал. У каждого будут свои источники.

Будьте спокойны при выполнении домашних заданий с ребенком, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал.